Инновационный проект "Маленькие инженеры"
проект (средняя группа) на тему
Инновационный проект по формированию предпосылок инженерного мышления у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_inzhenery.docx | 262.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
по формированию предпосылок инженерного мышления
детей среднего дошкольного возраста
«Маленькие инженеры»
Автор проекта: Л.Н. Злобина
воспитатель
1 квалификационная категория
Руководитель проекта:
г. Урай, 2018
Введение
Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других [3,5].
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания.
Актуальность проекта
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен
получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе
такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся
анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,
чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и
выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию
умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения.
Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Инновационность (новизна) проекта
Предложенный проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.
Новизна также заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона, и использовании дидактического материала: логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзнера для плоскостного моделирования, в образовательный процесс ДОУ для детей среднего дошкольного возраста.
Методологическая основа проекта
То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамонова и др. показали эффективный способ развития интереса у детей к техническому творчеству - практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью разных видов конструкторов.
Поскольку в педагогической литературе отсутствует устоявшаяся трактовка базовых терминов, связанных с формированием основ инженерного мышления, мы даем следующее определение в качестве базового: под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Методы и приемы для организации работы в рамках реализации проекта
- наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых, др.;
- словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуаций, др.;
- практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки, др.
Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.
Диагностический инструментарий
Для определения уровня сформированности конструкторских способностей нами были выбраны следующие методики:
1. Методика диагностики сформированности конструкторских способностей посредством наблюдения (Приложение 1).
Выявлялся уровень конструкторских способностей при выполнении
задания по конструированию из ЛЕГО конструктора на занятиях.
Использование способностей оценивалось в 2 балла, в том случае, если
ребёнок использовал способности частично, он получал 1 балл, те дети,
которые показали отсутствие конструкторских способностей, получали 0
баллов
Критерии сформированности конструктивных умений посредством наблюдения
№ | Оценка в баллах | |||
Умение абстрагировать | Умение синтезировать | Умение анализировать | Умение видоизменять | |
Респондент 1 |
2. Методика диагностики уровня сформированности конструкторских способностей, разработанная В.П. Дубровой. Уровень сформированности способностей ребёнка отмечать «+» или « - » в соответствующей колонке (Приложение 2)
Критерии уровня сформированности конструктивных умений
(по методике В.П. Дубровой)
№ | Уровень сформированности конструктивных умений | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Респондент 1 |
Условия реализации проекта
- создание в группе уголка «Маленькие инженеры»;
- наборы дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, картотеки технических карт, схем, планов, картинок, фотографий построек и моделей;
- виды конструктивного материала: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона;
- подборка материалов по знакомству со строительными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой «Мой город», «Строительные профессии», « Техника и производство»;
- материал для украшения построек: фломастеры, гуашь, клей-карандаш, кисти для рисования и т.д.
- проектор, ноутбук, экран
Ожидаемый результат: ребенок может -
➢ Проявлять интерес к конструированию;
➢ Самостоятельно продумать план создания объекта (постройка,
игрушка, плоскостная модель) ;
➢ Осуществлять поиск информации;
➢ Совместно с родителями, педагогом или самостоятельно создавать различные продукты деятельности;
➢ Формулировать собственную точку зрения;
➢ Родители поняли значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения;.
➢ Коллеги приняли опыт разработки проекта
По содержанию
Познавательно-исследовательский, творческий
По длительности
Долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019)
Участники проект
Дети средней группы, воспитатели, родители
Цель проекта
Формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов нового поколения и интеграции образовательного процесса
Задачи проекта
Организационные | 1.Обеспечить создание материально технической базы по познавательно – конструктивной деятельности для реализации задач проекта; |
Обучающие | - дать первоначальные знания по плоскостному моделированию с использованием дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, схем, таблиц; - познакомить с конструкторами нового поколения: картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона, Lego-конструктор DUPLO; магнитный конструктор «Клик» - обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом. |
Развивающие | - развивать интерес к моделированию и конструированию; - развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность; - развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое, - развивать мелкую моторику кистей рук |
Воспитательные | - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении; - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); - развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить |
Этапы реализации проекта
Наименование мероприятия | Цель/задачи | Срок реализации | Ожидаемый результат |
I этап - подготовительный | |||
Анализ психолого-педагогической, методической работы | подобрать и изучить научно-методическую литературу и диагностический материал по теме | Июль-август 2018 | Уровень разработки проекта |
Создание в группе уголка «Маленькие инженеры» | организовать работу с родителями воспитанников по созданию новой развивающей среды и освоение конструкторов нового поколения | Август 2018 | Частично приобрести конструкторы нового поколения |
Разработка инновационного проекта «Маленькие инженеры» | Разработать и защитить на педсовете инновационный проект | Август-сентябрь 2018 | Инновационный проект «Маленькие инженеры» |
II этап – практический | |||
Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС с детьми и родителями | Разработать показатели развития конструкторских способностей детей 4-5 лет | Июль – сентябрь 2018 | План работы и ожидаемые результаты |
Апробация инновационного проекта «Маленькие инженеры»
| - Определить уровень сформированности конструкторских - выявить родительский потенциал и спланировать - развивать интерес к моделированию и конструированию; - развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность - повысить компетентность родителей | Сентябрь 2018 Сентябрь 2018 Сентябрь 2018-май 2019 Сентябрь 2018-май 2019 | - Результаты первичной диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет - результаты анкетирования, план работы - НОД, д/и, с/р игры, выставки - анкетирование, консультации, собрания, выставки и т.д. |
III – этап итоговый | |||
| - определить уровень сформированности конструкторских - выявить родительский потенциал | Май 2019 Май 2019 | - результаты итоговой диагностики развития конструкторских способностей детей 4-5 лет - результаты анкетирование, подведение итогов |
Компьютерная презентация проекта | Май 2019 | Выставка «Мы будущие инженеры», фотоальбом «Любим, строить, мастерить, нам ведь некогда грустить!» |
Содержание проекта
Образовательная деятельность с детьми планируется проводить 1 раз в две недели, длительность 15-20 минут. В начале и в конце работы над проектом проводиться диагностика. Для успешной работы составили примерное перспективное планирование (Приложение 3).
Свою работу мы планируем начать с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера. Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Очень важны для дошкольников игры и упражнения с таким материалом на начальном этапе развития инженерного мышления. Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.
Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.
Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.
Например: постройки из Lego-конструктора более устойчивы за счет
прочного соединения, а из магнитного и картонного конструктора быстро разрушаются, и их установка
требует определенных усилий.
С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации
словаря детей, на прогулке планируем проводить наблюдения, обращать внимание на различные
здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды
транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности по
конструированию упражнять детей в их строительстве.
Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности,
детям будут предлагаться образцы построек, чтобы они поняли назначение
каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование
по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по
наглядным схемам, через которое развивается
наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму
деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают
схемы, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких
деталей состоит постройка?»
И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и
создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и
обыгрывают свои постройки.
Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей. Для успешной реализации проекта мы составили план работы с родителями воспитанников (Приложение 4).
Таким образом, конструирование из конструкторов нового поколения, подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в
подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив
вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности
произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Детская инженерия - это инновационное мышление, оно определено как мышление, направленное на обеспечение
инновационной деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как
творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное, прагматичное и преобразующее.
Список литературы
- Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании [Текст] // Мир образования – образование в мире. №
4. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006 - Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]:
кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с - Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
- Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей
дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций //
Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 33-35. - Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова. – М.:
Сфера, 2014. – 176 с. - Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155. - Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ
Приложение
Приложение 1
Методика диагностики сформированности конструкторских
способностей по средством наблюдения
Цель наблюдения: определение сформированности конструкторских
способностей.
При проведении наблюдения отслеживались следующие
конструкторские способности:
1. способности узнать и выделить объект (видеть существенное, то
есть умение абстрагироваться);
2. способности собрать объект из готовых частей (синтезировать);
3. способности расчленить, выделить составные части
(анализировать);
4. умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая
при этом новый объект с заданными свойствами.
Приложение 2
Методика диагностики уровня сформированности конструктивных
умений В.П. Дубровой
Для диагностики конструктивных умений было проведено
диагностическое занятие «Помоги Мишке».
Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Материал: картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка.
Инструкция: «Посмотри, Зайка к нам приехал на тележке, а у Мишка
такой тележки нет. Давай поможем Мишке сделать такую же тележку». На столе лежат необходимые материалы. Ребёнок выполняет поделку по образцу.
Уровни развития конструктивных умений в изготовлении поделки из
бумаги:
−низкий - испытывает в выполнении поделки затруднения. Ребенок
отказывается выполнять поделку или выполняет ее не полностью;
−средний -ребенок умеет пользоваться шаблоном, сгибать по пунктирным
линиям, надрезать по сплошным линиям. Аккуратно и до конца делает
игрушку, подвижные детали скрепляет правильно;
−высокий –ребенок умеет пользоваться шаблоном, сгибать по
пунктирным линиям, надрезать по сплошным линиям. Аккуратно и до
конца изготавливает поделку, подвижные детали скрепляет правильно.
Приложение 3
Примерное планирование
Приложение 4
Примерное планирование работы с родителями
Месяц | Формы работы | Тема | Ответственные |
сентябрь | Организация развивающей среды | Создание в группе уголка «Маленькие инженеры» | Воспитатели/родители |
Анкетирование | «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного | Воспитатели | |
Октябрь | Круглый стол | Презентация инновационного проекта «Маленькие инженеры» | Воспитатели |
Ноябрь | Консультация | «Основы конструирования и его влияние на формирование психических процессов» | Педагог-психолог |
Декабрь | Мастер - класс | «Этот необычный конструктор - Йохокуб» | Воспитатели/родители |
Январь | Информационные листы в уголок для родителей | «Влияние конструирования на развитие творческих способностей детей, познавательную и самостоятельную инициативу» | Воспитатели |
Февраль | Выставка детских и совместных поделок | «Военная техника – такая разная!» | Воспитатели/родители/дети |
Март | Интервьюирование | «Любимые цветы мамы» | Воспитатели/родители/дети |
Апрель/май | Анкетирование | «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного | Воспитатели |
Май | Выставка детских и совместных поделок | «Мы будущие инженеры» | Воспитатели/ родители/ дети |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»
1.Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей
в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным
условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания,
воображения?
3. Насколько важны, по Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чём заключается их важность?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
конструктивных навыков детей?
_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Какие виды конструирования Вы знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с
ребёнком?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9.В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей
конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
в) я не обращаю внимание;
г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
д) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
е) наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития
конструктивных навыков Вашего ребёнка?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Растим инженера начиная с детского сада"
В данной презентации я хочу представить проект который совмесно с коллегой мы разработали на конкурса....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Ранний возраст. ТЕМА: «Ум на кончиках пальцев» Направление проекта: Мы – будущие инженеры.
Педагогический проект предназначен для педагогов детского сада...
Презентация к проекту "Мы - будующие инженеры"
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».В наше время постоянно возрастает техническая сложнос...
Творческое объедиение "Юные инженеры". Доклад "Кто такие инженеры?" Фадеева Анастасия, 6 лет
Доклад воспитанника старшей группы является неотъемлимой частью занятия "Что за профессии инженеры и конструкторы?" Доклад является итогом совместной партнерской деятельности всех участников...
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...
Инновационная технология работы с детьми в рамках реализации программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"
Опыт работы федеральной инновационной площадки "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Инженеры будущего»
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.Эта тема на сегодняшний ден...