ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Инженеры будущего»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Эта тема на сегодняшний день остается актуальной, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Работа по ознакомлению с профессиями ведется мной постоянно в соответствии с примерной образовательной программой Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Но детей также необходимо знакомить с профессиями того региона, в котором они живут и вызывать интерес к освоению этих профессий. Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно: ‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного; ‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте; неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство; отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности. Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве.Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен
получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1367
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
по формированию предпосылок инженерного мышления
детей дошкольного возраста
(подготовительная к школе группа)
«Инженеры будущего»
Автор проекта: М.Ф. Гасанова
воспитатель
Высшая квалификационная категория
г. Москва
2022
Введение
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
В нашей школе, в здании по адресу Васильцовский стан, дом 6, реализуется городской проект «Инженерный класс в московской школе». Проект «Инженерный класс в московской школе» помогает понять, насколько школьникам подходит профессия инженера, формирует умения и навыки, необходимые для будущей профессии, подготовит их к сдаче итоговых испытаний и поступления в ВУЗ.
Преемственность в подготовке личности к выбору профессии предусматривается в основном между старшим и средним школьным звеном. Однако она должна осуществляться в системе и на протяжении всего жизненного пути человека, начиная с дошкольного возраста. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ определяет дошкольное образование как начальный уровень общего образования, поэтому дошкольное учреждение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.
Дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.
Актуальность проекта
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Эта тема на сегодняшний день остается актуальной, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.
Работа по ознакомлению с профессиями ведется мной постоянно в соответствии с примерной образовательной программой Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Но детей также необходимо знакомить с профессиями того региона, в котором они живут и вызывать интерес к освоению этих профессий. И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах. Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно: ‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного; ‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте; неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство; отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности. Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен
получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе
такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся
анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.
Инновационность (новизна) проекта
Предложенный проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность.
Новизна также заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», модуль - конструктор из картона, и использовании дидактического материала: логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзнера для плоскостного моделирования, в образовательный процесс ДО для детей дошкольного возраста.
Методологическая основа проекта
То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамонова и др. показали эффективный способ развития интереса у детей к техническому творчеству - практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью разных видов конструкторов.
Поскольку в педагогической литературе отсутствует устоявшаяся трактовка базовых терминов, связанных с формированием основ инженерного мышления, мы даем следующее определение в качестве базового: под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Методы и приемы для организации работы в рамках реализации проекта
- наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых, др.;
- словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуаций;
- практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.
Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.
Диагностический инструментарий
Для определения уровня сформированности конструкторских способностей нами были выбраны следующие методики:
1. Методика диагностики сформированности конструкторских способностей посредством наблюдения (Приложение 1).
Выявлялся уровень конструкторских способностей при выполнении
задания по конструированию из ЛЕГО конструктора на занятиях.
Использование способностей оценивалось в 2 балла; если ребёнок использовал способности частично, он получал 1 балл; дети, которые показали отсутствие конструкторских способностей, получали 0 баллов.
Критерии сформированности конструктивных умений посредством наблюдения
№ | Оценка в баллах | |||
Умение абстрагировать | Умение синтезировать | Умение анализировать | Умение видоизменять | |
Респондент 1 |
2. Методика диагностики уровня сформированности конструкторских способностей, разработанная В.П. Дубровой. Уровень сформированности способностей ребёнка отмечать «+» или « - » в соответствующей колонке (Приложение 2)
Критерии уровня сформированности конструктивных умений
(по методике В.П. Дубровой)
№ | Уровень сформированности конструктивных умений | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Респондент 1 |
Условия реализации проекта
- Техническое обеспечение:
- ноутбук,
- проектор,
- магнитофон,
- музыкальные записи,
- видеофильм «Что нам стоит дом построить?» и др,
- мультфильмы о строительстве,
- презентации об инженерных сооружениях.
- Дидактическое обеспечение:
- создание в группе уголка «Маленькие инженеры»;
- наборы дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, картотеки технических карт, схем, планов, картинок, фотографий построек и моделей;
-разнообразие конструкторов (геометрический большой конструктор, радужный конструктор, игольчатый конструктор, конструктор полесье, Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», модуль - конструктор из картона, «Большой строительный набор»);
- конспекты бесед, НОД, раздаточный материал,
- тематические альбомы,
-раскраски по теме месяца.
- алгоритмы и схемы построек,
- подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре.
- картотека загадок, стихов.
- Подбор видеоматериалов по теме;
- Набор игрушек «Строительная техника», «Инструменты»;
- Иллюстрации с изображением архитектурных строений;
- Иллюстрации, презентации: «Строительные специальности»,
«Район, в котором я живу», «Мы покорили космос», и др.
- подборка материалов по знакомству с инженерными профессиями, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры с тематикой «Мой город», «Строительные профессии», « Техника и производство»;
- материал для украшения построек: фломастеры, гуашь, клей-карандаш, кисти для рисования и т.д.
Ожидаемый результат:
- Дети активно в самостоятельной деятельности используют разнообразный конструктор (магнитный конструктор, деревянный конструктор, «радужную мозайку», «Лего», игольчатый конструктор, Большой геометрический конструктор),
- знают все о профессии инженера;
- используют схемы и алгоритмы построек в самостоятельной деятельности, могут осуществлять поиск информации;
- совместно с родителями или самостоятельно могут создавать различные продукты деятельности; формулировать и представлять собственную точку зрения.
- Родители активные участники в создании РППС.
- поняли значимость привлечения детей к деятельности по художественному конструированию.
- Создана РППС соответствующая теме проекта.
- Коллеги приняли опыт разработки проекта.
Сроки реализации:
- октябрь 2020 - апрель 2021гг..
Вид проекта:
- информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);
- групповой проект (по составу);
- долгосрочный проект (по срокам).
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы № 2, родители, воспитатель.
Цель проекта: развитие познавательных способностей, через знакомство с инженерными профессиями, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, формирование у детей инженерного мышления и интереса к конструированию, посредством использования конструкторов нового поколения и интеграции образовательного процесса.
Задачи проекта.
Организационные | 1.Обеспечить создание материально технической базы по познавательно – конструктивной деятельности для реализации задач проекта; освоению конструкторов нового поколения. |
Обучающие | - ознакомить с историей возникновения инженерной профессии, ее разнообразии, ценности и значимости, через игровую, продуктивную, творческую деятельность; - повышение профессиональной компетентности по проблеме ранней профориентации дошкольников; - дать первоначальные знания по плоскостному моделированию с использованием дидактических пособий логических блоков Дьенеша, палочек Кьюзнера, схем, таблиц; - познакомить с конструкторами нового поколения: картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона, Lego-конструктор DUPLO; магнитный конструктор «Клик» - обучить правилам безопасной работы инструментами необходимыми при конструировании и строительным материалом. |
Развивающие | - развивать интерес к моделированию и конструированию; - развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность; - развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое, - развивать мелкую моторику кистей рук |
Воспитательные | - формировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; - развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении; - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); - развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить |
Этапы реализации проекта
- подготовительный этап:
- подбор дидактического материала,
- подбор иллюстраций для рассматривания,
- разработка алгоритмов, планирование
- основной этап:
- беседы:
- Прогулки и виртуальные экскурсии
- интервью с инженером
- просмотр мультфильмов: «Как работает строительная техника?»; «Дом, который построили все».
- аудио-сказки об инженерах hthttps://youtu.be/uaaceIxDjm8tps://youtu.be/uaaceIxDjm8
- «Строим дом»
- Тематические праздники и развлечения.
- рассматривание иллюстраций в альбомах и энциклопедиях:
- «Строительная техника», «Строительные профессии», «Строительные материалы», «Дома», «Мебель», «Заборы»
- просмотр презентации: «Инженер – кто это», «Роботы в жизни человека»
- консультация для родителей «Я выбираю профессию инженера»;
- дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения: «Автомобилисты», «Строители», «Разрезные картинки».
- художественное слово:
- В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?»; стихи Коста Лукаш «Мне конструктор папа подарил.», Т. Шатских «Собрать машинку, вездеход», «Запчастей тут миллионы!» и тд.,
- загадки на строительную тематику, об инженерах
- выставка книг о профессии инженера и технике.
- развивающая музыка Rondo' from Eine Kleine Nachtmusik
https://youtu.be/Pm6-Zq_Nw4g
- прослушивание аудиозаписи:
Песня про конструктор Лего (Пертаков Максим)
- сюжетно-ролевая игра «Кем быть?», «Что нам стоит дом построить?»;
- продуктивная деятельность:
«Наш любимы детский сад» (рисование),
«Детский сад будущего» (аппликация)
- подвижные игры: «Догони меня и спаси домик», «Перебежки».
- Спортивные игры
- Футбол
- Шашки
- Шахматы
- Проблемные ситуации
- Интерактивный учебник «Азбука инженерных профессий»
- информационный материал для родителей и детей.
- завершающий этап:
- разработка проектов «Инженеры космоса», «Инженеры и строительство»;
- и т.д.);
- подбор раскрасок по теме.
- конструирование роботов из строительных материалов;
- Изготовление роботов и презентация работ
- организация художественно-творческой деятельности: организация выставки роботов, изготовленных детьми совместно с родителями.
- создание видео-презентации- представление результата проекта.
- просмотр презентации.
- информационный материал для родителей и детей.
- Альбомы с фотографиями.
- Мини-музеи.
Проект строится на следующих педагогических принципах:
•интеграция различных видов детской деятельности - реализация интеллектуальных способностей детей: познавать, думать, экспериментировать, обогащать словарь, рисовать, лепить, конструировать, коммуникативные умения;
• наглядности - формирование у детей понятий и представлений происходит на основе чувственных восприятий явлений и предметов;
• доступности – доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей;
• научности – все знания, которые сообщаются детям, имеют научное подкрепление и обоснование.
Формы работы с родителями:
- размещение материалов в родительских уголках по теме: «Будущие инженеры».
- совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций, и совместное творчество с детьми,
- создание фотогалереи «Мастерилка дома»;
- участие в организации и проведении открытого занятия для родителей по теме конструирования.
Продвижение проекта:
- продолжение ведение проекта на следующий год (в подготовительной группе);
- предложение проекта в помощь педагогам,
- публикация проекта в интернет изданиях.
Содержание проекта
- Образовательная деятельность
- «История инженерных профессий»
- «Знаки и символы профессии инженера»
- «Ценность профессии инженера»
- «Инженерные династии»
- Модель взаимодействия ГБОУ №1367 с социальными институтами в процессе ранней профориентации дошкольников.
- Модель развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ранней профориентации дошкольников.
Одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления, по словам бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, будет STEM — образование. STEM включает в себя такие компоненты, как: S — science (наука) T — technogy (конструирование) E — engineering (инженерное дело) М — math (математика) А что же такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта. Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.
И поэтому, для того, чтобы у детей заложить основы инженерного мышления, мы прибегнем к помощи STEM — образования, это: Программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», «Конструирование», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Математическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». STEM вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети. Мы работаем в подготовительной группе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития. А любое нарушение развития ребёнка, как известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование конструктивных навыков. И мы поняли, что несформированность мелкой моторики может нам помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению, которое предполагает ещё и развитые в ребёнке математические и конструктивные умения и навыки. Всё это говорит о том, что с нашими детьми целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя: ‒ развитие мелкой моторики ребёнка ‒ развитие речи ‒ развитие математических способностей ‒ развитие конструктивных умений и навыков. Но через что можно развить сразу все эти навыки? Конечно, c помощью STEM — образования. Мы подумали и пришли к решению, что для того чтобы развить у наших детей предпосылки инженерного мышления, нам помогут наборы «Цветных палочек» Кюизенера в математическом и речевом развитии, и альбомы «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце» для развития мелкой моторики руки и конструктивных умений на плоскости. В группе мы создадим небольшой центр «Будущие конструкторы и инженеры», в котором поместим: разные виды конструкторов; схемы; наборы цветных палочек и альбомов с постройками; картинки с профессией инженера — конструктора; детскую литературу; мольберт; чертёжную бумагу, простые и цветные карандаши, ластики и линейки. Расскажем детям о профессии инженера и закрепим в памяти, что инженер — это человек, который создаёт различную технику; работает в паре с изобретателем. Изобретатель — изобрёл и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку всё рассчитать и сделать чертёж.
Образовательную деятельность с детьми планируется проводить 1 раз в неделю, длительность 25-30 минут. В начале и в конце работы над проектом проводится диагностика. Для успешной работы составили примерное перспективное планирование (Приложение 3).
Свою работу мы планируем начать с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера. Они позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.
В работе по формированию предпосылок инженерного мышления у детей мы используем следующие этапы: Подготовительный этап — знакомство с набором цветных палочек и работой «Конструкторского бюро» — беседа с показом картинок и действий.
I этап «Конструирование по наложению» — на начальном этапе ребёнок начинает конструирование по наложению, то есть накладывает цветные палочки на картинку — основу. Картинка — основа помогает увидеть ребёнку в схематичном изображении, созданном при помощи палочек, реальный предмет. На этом этапе мы используем готовый материал из альбома «Дом с колокольчиком» и набор цветных палочек Кюизенера. Яркие иллюстрации помогают на данном этапе развить интерес у детей к конструированию из палочек. Задания здесь подобраны от простого к сложному, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. На этом этапе дети конструируют из счётных палочек на плоскости, взрослый помогает ребёнку, но не спешит с указаниями и другими видами помощи, даёт возможность ребёнку подумать и попробовать создать изображение из палочек самостоятельно.
II этап — «Конструирование по подражанию» — на этом этапе педагог поэтапно показывает каждое действие выполнения конструкции, а ребёнок повторяет, подражая взрослому.
III этап «Конструирование по образцу» — педагог строит перед ребёнком простую фигуру из палочек, а затем просит ребенка сделать точно так же: «Построй как у меня».
IV этап «Конструирование по схеме» — на этом этапе педагог кладёт перед ребёнком карточку со схемой. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из палочек по схеме.
V этап «Учимся создавать схему постройки» — на этом этапе происходит формирование навыков инженерного мышления. Ребёнку даётся готовая схема с изображением, и он должен перенести это изображение на свой лист в крупную или мелкую клетку с помощью цветных карандашей. При этом ему даётся и схема с условным обозначением размера цветных палочек: Белая палочка — 1 клетка Розовая палочка — 2 клетки Голубая палочка — 3 клетки Красная палочка — 4 клетки Жёлтая палочка — 5 клеток Фиолетовая палочка — 6 клеток Чёрная палочка — 7 клеток Бордовая палочка — 8 клеток Синяя палочка — 9 клеток Оранжевая палочка — 10 клеток.
VI этап «Самостоятельное придумывание постройки и создание её схемы на бумаге» — на этом этапе ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он превращается в изобретателя — придумывает постройку, инженера — создаёт схему будущей постройки, рабочего — создаёт постройку из цветных палочек.
VII этап «Организация сюжетно — ролевой игры «Конструкторское бюро по созданию…». — на заключительном этапе, ребята могут организовать и самостоятельно провести сюжетно — ролевую игру «Конструкторское бюро», где будут играть роли: заказчика, изобретателя, инженера, рабочих по производству заказанного продукта.
Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», модуль - конструктор из картона. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.
Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.
Например: постройки из Lego-конструктора более устойчивы за счет
прочного соединения, а из магнитного и картонного конструктора быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.
С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации
словаря детей, на прогулке планируем проводить наблюдения, обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности по конструированию упражнять детей в их строительстве. И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.
Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДО расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей. Для успешной реализации проекта мы составили план работы с родителями воспитанников (Приложение 4).
В процессе игровой деятельности на этом этапе у дошкольников сформируется и разовьется не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. А также разовьются лидерские качества и умение работать в коллективе.
Таким образом, конструирование из конструкторов нового поколения, подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
И в заключении хочется сказать, что такой подход позволяет нашим детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру. Детская инженерия - это инновационное мышление, оно определено как мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное, прагматичное и преобразующее.
Заключение
Даже если ребенок не станет архитектором или инженером, ваши усилия не пропадут даром. Инженерный склад ума — крайне полезное подспорье в жизни любого человека. Какие принципы исповедует инженер? Это экономичность, то есть достижение максимального результата при минимуме затрат. Это технологичность, то есть упрощение процессов. Это унификация, то есть легкое масштабирование идей. Все эти принципы легко переносятся в сферу бизнеса, управления и даже просто повседневной жизни. Воспитывая в ребенке инженера, вы прежде всего воспитываете разносторонне развитого профессионала и достойного человека.
Модель развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ранней профориентации дошкольников
Список литературы
1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010. 2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. 3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003–464 с. 4. Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24. 5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с. 6. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с. 7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. 8. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967. 9. Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: МГУ, 1981.
8. Миназова, Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста / Л. И. Миназова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 545-548. — URL: https://moluch.ru/archive/97/20543/ (дата обращения: 21.09.2020).
9. Растим будущих инженеров в детском саду / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53790/ (дата обращения: 21.09.2020).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
11. Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ
Приложение
Приложение 1
Методика диагностики сформированности конструкторских
способностей по средством наблюдения
Цель наблюдения: определение сформированности конструкторских
способностей.
При проведении наблюдения отслеживались следующие
конструкторские способности:
1. способности узнать и выделить объект (видеть существенное, то
есть умение абстрагироваться);
2. способности собрать объект из готовых частей (синтезировать);
3. способности расчленить, выделить составные части
(анализировать);
4. умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая
при этом новый объект с заданными свойствами.
Приложение 2
Методика диагностики уровня сформированности конструктивных
умений В.П. Дубровой
Для диагностики конструктивных умений было проведено
диагностическое занятие «Помоги Мишке».
Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.
Материал: картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка.
Инструкция: «Посмотри, Зайка к нам приехал на тележке, а у Мишка
такой тележки нет. Давай поможем Мишке сделать такую же тележку». На столе лежат необходимые материалы. Ребёнок выполняет поделку по образцу.
Уровни развития конструктивных умений в изготовлении поделки из
бумаги:
−низкий - испытывает в выполнении поделки затруднения. Ребенок
отказывается выполнять поделку или выполняет ее не полностью;
−средний -ребенок умеет пользоваться шаблоном, сгибать по пунктирным
линиям, надрезать по сплошным линиям. Аккуратно и до конца делает
игрушку, подвижные детали скрепляет правильно;
−высокий –ребенок умеет пользоваться шаблоном, сгибать по
пунктирным линиям, надрезать по сплошным линиям. Аккуратно и до
конца изготавливает поделку, подвижные детали скрепляет правильно.
Приложение 3
Примерное планирование
Приложение 4
Примерное планирование работы с родителями
Месяц | Формы работы | Тема | Ответственные |
Октябрь | Организация развивающей среды | Создание в группе уголка «Маленькие инженеры» | Воспитатели/ родители |
Анкетирование | «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного | Воспитатели | |
Встреча с инженерами | Презентация проекта «Династия инженеров» | Воспитатели | |
Ноябрь | Фотогалерея | Создание фотогалереи «Домашние мастерилки» | Воспитатели/ родители |
Мастер - класс | «Этот необычный конструктор - Йохокуб» | Воспитатели/ родители | |
Декабрь | Информационные листы в уголок для родителей | «Влияние конструирования на развитие творческих способностей детей, познавательную и самостоятельную инициативу» | Воспитатели |
Выставка детских и совместных поделок | «Военная техника – такая разная!» | Воспитатели/ родители/дети | |
Январь | Мастер-класс | Учимся строить | Воспитатели/родители/дети |
Встреча с инженерами | Династия Ведощенко | Воспитатели\родители | |
Февраль | Консультирование | «Основы конструирования и его влияние на формирование психических процессов» | Педагог-психолог |
Встреча с инженерами | Куракины | Воспитатели\ родители | |
Март | Интервьюирование | «Любимые цветы мамы» | Воспитатели/ родители/ дети |
Апрель | Выставка детских и совместных поделок | «Мы будущие инженеры» | Воспитатели/ родители/ дети |
Май | Просмотр презентации | Продукт нашего проекта | Воспитатели/ родители/ дети |
Приложение 5
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»
1.Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей
в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным
условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания,
воображения?
3. Насколько важны, по Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чём заключается их важность?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
конструктивных навыков детей?
_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Какие виды конструирования Вы знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с
ребёнком?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9.В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей
конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
в) я не обращаю внимание;
г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
д) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
е) наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития
конструктивных навыков Вашего ребёнка?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
30 октября Праздник "День инженера-механика".
Стихи про инженеров
В мире множество профессий:
Врач, писатель, детектив.
Я хочу стать инженером,
У меня есть свой мотив.
Ведь юристов очень много.
Как же им страну поднять?
В инжиниринге все строго.
Нужно это сознавать!
Но ведь это того стоит,
Уж поверьте, господа!
Инженеры жизни строят
И на век, не на года!
Ворожейкин Владимир, Лицей №25
Кто такой инженер? - спрашивают дети.
Это самый умный человек на свете.
Он исследует и строит, создает заводы,
Проектирует и чертит, планирует доходы.
Кто еще, по-вашему, придумал пароход
И создал самый настоящий луноход?
Он работал не покладая рук
Для развития естественных наук.
Инженер изобретает и творит,
В дело воплощает то, что говорит.
И профессия его самая важная.
Инженеру посильна задача каждая.
Козак Екатерина Сергеевна, Школа №109
Чтобы инженером стать,
Нужно очень много знать!
Нужно с физикой дружить,
Математику любить,
Менделеевой таблицей
Нужно очень дорожить!
Буду хорошо учиться –
Это в жизни пригодится!
Буду лучшим инженером,
Могу стать миллионером!
Архипенко Анна, Лицей №66
Я хочу стать инженером
Мы с детства думаем, кем стать,
Хотим мы очень много знать.
И, допустим, для примера,
Можно стать и инженером.
В производстве, на работе,
Чтоб во всем порядок был,
Нужен опытный работник,
Инженером он прослыл.
Инженером быть почетно.
Производственный процесс
Должен вызывать в рабочих
Неподдельный интерес.
Инженер за всё в ответе
От эскиза до винта,
И поэтому, ребята,
Инженером буду я.
Лоткина Лидия, Гимназия №8
Есть в городе компания одна,
ONHP зовется.
Тут жизнь кипит, тут жизнь бурлит,
Народ к работе рвется.
О! Инженеры здесь сидят
От мала до велика,
Работают они все в лад,
Не переносят крика.
Ведь их работа без того
Трудна, порой опасна.
Но все ж профессия «инженер» -
Велика и прекрасна.
Клаус Алина Евгеньевна, Гимназия №84
Инженерная мысль России
Улетает далеко вперед!
Ты хотел бы пожить красиво?
Тебя ждет нефтезавод!
Вахрамеева Татьяна Анатольевна, Лицей «БИТ»
Мир строится руками инженера
И держится на его мысли сложной.
И будет инженер творить веками,
Чтобы каждая задача была для нас возможной.
Он настоящий гений и изобретатель,
Фундамент прогресса, процветания.
И пылкого ума он обладатель
Для новых технологий создания.
И, как бы прост и тих он не был,
Он новый мир для нас построил.
И, создавая новый мир, он жил,
Изобретательства он тонкости освоил.
Благодаря ему у нас есть в будущее вера,
И будет создан мир надежный.
Ведь мир же строится руками инженера
И держится на его мысли сложной.
Козак Екатерина Сергеевна, Школа №109
Простою истиной страна живет который год.
Задача очень уж сложна, но инженерной мысли будет плод
Велик, и вспомним мы всех тех людей,
Что долго думали над ней:
«Мир проектируй, создавай,
Трудись не покладая рук.
Новинкой мысли удивляй,
Тогда, быть может, вдруг
Изменишь и себя, и мир вокруг!»
Козак Ольга Сергеевна, Школа №109
Инженер
Работает везде и всюду,
Он помогает добрым людям.
Вперед всегда идут его дела,
Когда есть креативность, карандаш и голова.
Создает он все, что нужно в жизни.
Проектирует заводы, города.
Привык трудиться он, не замечая времени,
Всегда работать больше, чем сполна.
В голове его немерено идей.
Полезный каждому и всему миру
Он отличный пример для всех детей,
Его задача схожа с деятельностью ювелира.
Он, безусловно, человек изобретательный.
Его работа – это креатив.
Воображение, мышление, внимательность –
Вот самый главный актив!
Манапова Жанара Нуркеновна, Школа №118
Карандаш
Карандаш – символ инженера,
Пишут им они не просто так.
Карандаш – в будущее вера,
Освещает он туманный мрак.
Карандаш – это звучит гордо,
Пишет им тот, кто добился.
Карандаш – он бывает твердым,
Подточи его, если затупился!
Карандаш. Есть на нем резинка,
Можно им ошибки постирать.
Карандаш. Им нарисована картинка,
Художники им могут рисовать.
Карандаш, карандаш, карандаш -
Какое красивое слово!
Карандаш, карандаш, карандаш.
Я хочу повторять его снова!
“Ведь есть ручка!” – скажете вы.
Есть она, но она не символ наш.
Обойдутся без нее наши умы,
Ведь у нас есть карандаш!
Ворожейкин Владимир, Лицей №25
Профессий в нашей жизни много.
Не каждый школьник знает, кем он хочет стать.
Но я уже нашла свою дорогу,
И не пришлось мне долго выбирать.
Помог мне в этом Нефтехимпроект любимый.
Туда бегу я утром, словно на парад!
И сразу чувствую себя счастливой,
Когда включаю AutoCAD.
Усольцева Софья Дмитриевна, Лицей №92
Высотка где-то за «Кристаллом»,
Не каждый знает, что в ней есть.
В нее на практику пришли мы,
Нам оказали эту честь!
Компьютер, стол нам предоставили,
Задания, экскурсии в отделы и язык.
Всех на лечение нас дружно здесь отправили.
За месяц я немало здесь постиг.
Строительный отдел, монтажный,
А также водоотведение.
Все важное имеется в компании
Для первоклассного строения.
Всему здесь можно научиться,
Узнать об инженерии,
А также многого добиться
При упорстве и усилии.
Специальность будущую выбрав,
Здесь может каждый оценить
Достоинства профессии,
Которой жизнь мечтает посвятить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом"....
Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»
Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...
ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»
Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...
Проект по формированию предпосылок инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже ...
Отчетность в рамках деятельности инновационной площадки "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста".
Отчет за год работы инновационной площадки "Формирование физической культуры детей дошкольного возраста"....
Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»
Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем - от замысла к воплощению"...