Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мой город Ржев — моя малая Родина»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
В ходе НОД дети расширяют свои представления о своей малой Родине, о родном городе Ржеве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe_moya_malaya_rodina.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мой город Ржев — моя малая Родина»
Воспитатель: Терентьева Е.В.
Цель: расширить и углубить знания детей о своей малой Родине – Ржеве.
Задачи:
- Раскрыть историческое понятие «город»;
- познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; обсудить с детьми понятие «Малая Родина», продолжить знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу;
- развивать речь, обучая составлению рассказов;
- познакомить с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле;
- передавать в аппликации образ города,
- закреплять знание предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве;
- уточнять представления о величине: высокий, низкий, большой, маленький;
- упражнять в резании по прямой и по косой линии, аккуратно использовать ножницы, кисточки, клей;
- воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества личности.
Материалы и оборудование:
фотографии памятников и достопримечательностей родного города;
ватман с нарисованными дорогами, деревьями, вырезки зданий из журналов;
Ход:
В: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня в руках? (глобус)
Правильно! Это глобус. Макет нашей планеты Земля. Посмотрите, ребята, на глобусе голубым цветом показаны океаны, моря, реки, озера. Коричневым, желтым – земля: горы и равнины, пустыни. Зеленым – растительный мир. А что еще можно увидеть на глобусе? Посмотрите на эти точки: маленькие и большие. Как вы думаете, что они обозначают? (города)
-Правильно, это города,
-Знаете ли вы. Почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по- старинному называли град: Киев- град, Москва – град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
- посмотрите на глобус. Какая большая наша планета Земля. Сколько стран на ней расположено! Ребята, а вы знаете, в какой стране живете? (в России)
- Правильно! Мы живем в России. Это наша Родина. А что означает слово Родина? Слово Родина на разных языках мира звучит похоже.
(Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья)[1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.).
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
- Вы сказали, что Россия – это Родина для всех людей, родившихся и проживающих в ней, большая Родина. А вы знаете, что у каждого человека, у каждого из нас есть малая Родина. Как вы думаете, что мы называем малой Родиной? (город, в котором родились).
- Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах бывали вы? В каком городе вы родились и живете? Значит ваша малая Родина – это город…(Ржев)
-Полюбуйтесь на наш город с высоты (выставляет фотографии, иллюстрации).
Это небольшой город, с не большим количеством проживающих в нем людей, не шумный. В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть площадь, парки и скверы, кинотеатр, памятники, музей, библиотеки. Я предлагаю вам прогуляться по городу.
Физкультминутка
Ты мой друг и я твой друг!
Посмотрите все вокруг:
Сколько здесь домов высотных, сколько маленьких вокруг.
Вот музей, а вот театр, здесь покажут нам спектакль.
Есть и школы, и сады для веселой детворы!
Вот красивый мост стоит, внизу реченька журчит,
Мы по городу гуляли, мы о городе узнали!
-Понравилась вам прогулка по городу?
-Расскажите, в каком городе мы живем.
-Как называется город? Какой этот город?
-Расскажи о любимом месте в городе?
-Расскажи о городе в один из сезонов года?
-Как назывался город, когда его только начинали строить? (град) .
- Какое название города вам больше нравится? Почему?
-Мы с вами – одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят - это земляки.
-Мы сказали, что каждый город имеет свое название, имя. А знаете, как называют людей, проживающих, например, в Москве? Москвичи.
Д/и «Назови правильно» :
Воспитатель называет город, а дети говорят как называют его жителей. Сочи - сочинцы, в Крыму , в Твери, в Новгороде, а как следует называть жителей нашего города Ржева? (Ржевитяне) Молодцы!
- Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Мы знаем, какой тяжелой была судьба нашего города, Ржев пережил страшные дни во время ВОВ. В Ржеве велись тяжелые, кровопролитные бои, было много потерь среди защитников города, но Ржев выстоял. 3 марта 1943 года был освобожден от фашистских захватчиков. В наши дни Ржеву было присвоено звание Города Воинской Славы. Много стихов посвятили Ржеву ржевские поэты, пережившие те страшные дни. Послушайте стихотворение:
Древний Ржев-городок на Волге –
Не знаком вам? Что ж, может быть…
Жил он долго в веках и скромно,
Всё, что скромно – легко забыть…
Лишь в молве все свежи и ярки
Из истории давних лет
О поручике Ржевском байки,
Но узнал Ржев и много бед…
Были войны, но всех кровавей
Лик последней большой войны,
На которой под Ржевом пали
Сотни тысяч - России сыны.
Берега, перелески, рощи
Их останков покой хранят.
В деревеньках под Ржевом молча
Обелиски, погосты стоят…
Пусть же в память живых и мёртвых,
От весенних дождей посвежев,
Будет славой увенчан город
Русский город, мой город Ржев… (С. Алдошин)
- Много в народе пословиц и поговорок о родной земле и родном крае:
• Всякому мила родная сторона.
• Где кто родится, там и пригодится.
• Дома и стены помогают.
• Своя земля и в горсти мила.
• Родная землица и во сне снится.
- После войны пришлось всем потрудиться, чтобы восстановить наш славный город. Сейчас Ржев процветающий город, в котором живут счастливые люди.
- Назовите основные достопримечательности нашего города.
- На каких предприятиях трудятся жители нашего города?
- Что еще есть у нас в городе?
- Ребята, я предлагаю вам сделать аппликацию «Ржев – город будущего».
Аппликация «Ржев – город будущего» (коллективная композиция) -Вспомните, какие дома вы видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Предложить детям выбрать и рассмотреть заготовки иллюстраций зданий из журналов и вырезать. Спросить у детей, как они думают, что будет находиться в каждом здании. Вместе с детьми найти место для каждого дома в общей композиции. Напомнить о правилах поведения во время работы, о правилах безопасного обращения с ножницами. Перед началом работы выполнить пальчиковую гимнастику.
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Итог НОД:
-О чем говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что нового узнали о своем городе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Моя станица Попутная - моя малая Родина"
Задачи: Формировать любовь к родой станице, обогащать и расширять знания о памятных местах станицы и епе достопримчательностях...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Наша Армия. Защитники Родины".
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Наша Армия. Защитники Родины"....
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Республика Коми – моя малая Родина» «Белоствольная краса сотворяет чудеса».
Непосредственная образовательная деятельность по этому направлению реализовалась на педсовете....
Конспект НОД по познавательному развитию, в старшей группе ДОУ, по теме: «Моя малая Родина – Омская область».
quot;Моя малая родина- Омская область"Конспект НОД по пзнавательному развитию с интеграцие таких областей, как художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.ДАнный конспект будет актуал...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. «Мой город-моя малая Родина».
Расширять и закреплять представление детей о городе, в котором они живут; развивать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Мой город- моя малая Родина"
quot;Мой город Холмск" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, желание лучше узнать историю родного края....