Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрасте Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очер
методическая разработка (старшая группа) на тему
Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрасте
Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь.
В свою очередь структура — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.
Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-го, 2-го, 3-го года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным.
Существуют различные методики развития мыслительных операций дошкольников, одна из них - интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор», блоки Дьенеша и игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино). Материал используются как в планировании совместной и индивидуальной образовательной деятельности с детьми в ДОУ, так и дома.
Суть интеллектуальных игр состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Современные исследования установили, что они являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей. Логические игры развивают пространственные представления, геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, развивает аналитико-синтетическую и планирующую деятельность, творческие способности, продуктивное мышление сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
С целью подтверждения эффективности использования логических игр на развитие мыслительных операций в дошкольном возрасте была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Диагностика уровня развития логического мышления проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №11». В эксперименте принимали участие 26 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось по методике З.А. Михайловой «Диагностика уровня логического мышления». Выделены уровни развития логического мышления старших дошкольников: высокий, достаточный, средний и низкий.
Проведена диагностика первоначального уровня развития логического мышления старших дошкольников, она показала следующие результаты:
Дети практически не умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству и недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности. Дети этой группы плохо владеют количественными операциями; не могут рассуждать, делать выводы.
В связи с полученными результатами диагностики встала задача способствовать развитию логического мышления в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике.
Для повышения эффективности образовательного процесса по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана система методических мероприятий, которая включала в себя работы с педагогами ДО, родителями и воспитанниками. Составлен план работы на год по использованию логических игр, развивающих логическое мышление старших дошкольников.
На следующем этапе исследования проведена контрольная диагностика развития логического мышления с использованием той же методике обследования детей.
Анализ повторной диагностики уровня логического мышления у детей старшей группы показал, что дети находятся на достаточном уровне, т.е. все дети этой группы выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку, все дети сравнивают предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Также дети этой группы умеют применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети хорошо умеют классифицировать предметы по их свойствам, умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаем, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchiy_potentsial_logicheskih_igr_v_doshkolnom_vozraste.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрасте
Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь.
В свою очередь структура — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.
Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-го, 2-го, 3-го года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным.
Существуют различные методики развития мыслительных операций дошкольников, одна из них - интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор», блоки Дьенеша и игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино). Материал используются как в планировании совместной и индивидуальной образовательной деятельности с детьми в ДОУ, так и дома.
Суть интеллектуальных игр состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Современные исследования установили, что они являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей. Логические игры развивают пространственные представления, геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, развивает аналитико-синтетическую и планирующую деятельность, творческие способности, продуктивное мышление сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
С целью подтверждения эффективности использования логических игр на развитие мыслительных операций в дошкольном возрасте была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Диагностика уровня развития логического мышления проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №11». В эксперименте принимали участие 26 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось по методике З.А. Михайловой «Диагностика уровня логического мышления». Выделены уровни развития логического мышления старших дошкольников: высокий, достаточный, средний и низкий.
Проведена диагностика первоначального уровня развития логического мышления старших дошкольников, она показала следующие результаты:
Дети практически не умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству и недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности. Дети этой группы плохо владеют количественными операциями; не могут рассуждать, делать выводы.
В связи с полученными результатами диагностики встала задача способствовать развитию логического мышления в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике.
Для повышения эффективности образовательного процесса по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана система методических мероприятий, которая включала в себя работы с педагогами ДО, родителями и воспитанниками. Составлен план работы на год по использованию логических игр, развивающих логическое мышление старших дошкольников.
На следующем этапе исследования проведена контрольная диагностика развития логического мышления с использованием той же методике обследования детей.
Анализ повторной диагностики уровня логического мышления у детей старшей группы показал, что дети находятся на достаточном уровне, т.е. все дети этой группы выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку, все дети сравнивают предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Также дети этой группы умеют применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети хорошо умеют классифицировать предметы по их свойствам, умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаем, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"
Занятие для детей старшего длшкольного возраста. Итог работы по коррекции эмоциональной сферы психики....
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....
Структура проведения комплексных интегрированных коррекционо-развивающих прогулок с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Мы разработали коррекционно-развивающие прогулке опираясь на опыт ведущих специалистов в области влиянии прогулок на развития ребёнка. Так как мы работаем с детьми ТНР, то прогулки носят коррекционно-...
Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».
Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...
Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Предложить варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.
Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников). Различия м...
План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».
Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...