Самообразование 2018-2019
статья (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - детский сад №128» г. Воронеж.
Самообразование
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Воспитатель: Люлина Л.В.
Воронеж 2018
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у детей;
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Задачи:
- овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- осуществление систематической работы с детьми;
- развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
Выход темы:
- консультации для родителей
- консультация для педагогов
- картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
- проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"
Формы и методы работы с родителями и детьми:
Родители:
- сотрудничество через консультации;
- родительское собрание;
- беседы;
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- наблюдения;
- НОД;
- Экскурсии;
- труд в природе;
- экологическая тропа;
- эксперименты и опыты;
- дидактические игры;
- проекты;
- кружок «Юные Экологи родного края».
Наглядные методы:
- целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап - информационно-аналитический и методическая работа.
2 этап - проектировочный.
3 этап - творческий.
Название блока | Период | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Наблюдение за уборкой урожая. Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали». Рассказ по картине Левитан«Березовая роща» (описание берёзы). Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок. Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». Занятие «Способы распространения семян в природе». | Изготовление гербария. Разработка дидактических игр по теме. | ||
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы» Чтение художественной и познавательной литературы. Загадывание загадок Оригами-животные. Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки». Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует». | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».
| ||
«Мир птиц» | Январь -арт | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; «Зачем помогать птицам зимой»; «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой». Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели». Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку». Рисование «Птицы на кормушке». | Изготовление кормушек. Разработка рекомендаций для родителей по проблеме. Изготовление альбома «Птицы». Выставка работ «Птицы на кормушке». | ||
«Комнатные растения» | Апрель — май | Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». Дидактическая игра «Живая и неживая природа». Рисование «Комнатный цветок». Загадывание загадок | Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате». Выставка работ. |
Литература:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
4. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2018-2019 г.г.
«Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...
Тема самообразования 2018-2019 учебный год
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2018-2019 учебный год...
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г...
План самообразования 2018-2019 уч.год
План самообразования 2018-2019...
Программа по самообразованию 2018-2019 год
Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»Цель: повысить уровень сфор...