Консультация для педагогов «Влияние эмоционального состояния ребенка на его здоровье»
консультация на тему

У детей взаимосвязь эмоционального состояния и здоровья очень выражена, т.к. психика ребенка, его органы и системы находятся в стадии формирования, а значит более уязвимы для воздействия негативных факторов. Например, мы знаем, какой сильный стресс вызывает у многих детей приход в детский сад. Негативные эмоциональные переживания в этот период провоцируют частые заболевания. Как помочь ребенку справиться с негативными переживаниями может помочь "кувшин эмоций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема:

«Влияние эмоционального состояния ребенка на его здоровье»

Всем нам хорошо знакома поговорка – «В здоровом теле – здоровый дух». Эта народная мудрость как нельзя лучше отражает взаимосвязь психо-эмоционального состояния и здоровья человека. Специалисты, изучающие психосоматические заболевания (т.е. психические нарушения, проявляющиеся как болезнь внутренних органов) утверждают, что до 80% болезней вызывается неадекватно проявляемыми эмоциями.

Часто бывает так, что с детства разрешается проявлять лишь положительные эмоции, а на отрицательные (горе, тоска, обида, страх, завись, горечь, гнев и т.д.) налагается запрет. То, что человек не проявляет определенные эмоции - еще не значит, что он их не испытывает. Рано или поздно "механизмы контроля" нашего эмоционального состояния дают сбой. Поток искаженных и подавленных эмоций либо изливается в самый неподходящий момент, либо находит свое проявление через соматические симптомы (гипертонию, мигрень, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и т.д.).

Наиболее распространенным недугом современности стали сердечно-сосудистые заболевания. Характерной чертой людей, подверженных заболеваниям сердечно-сосудистой системы, является желание "всё успеть". Чаще всего это забывшие об эмоциональной стороне своей жизни, испытывающие дефицит чувственных ощущений. Сосудистые расстройства свойственны людям закрепощенным, деликатным и застенчивым. Повышенное артериальное давление характеризуется тревожностью или сдерживаемым чувством гнева.

У детей взаимосвязь эмоционального состояния и здоровья ещё более выражена, т.к. психика ребенка, его органы и системы находятся в стадии формирования, а значит более уязвимы для воздействия негативных факторов. Например, мы знаем, какой сильный стресс вызывает у многих детей приход в детский сад. Негативные эмоциональные переживания в этот период провоцируют частые заболевания.

Эмоции можно условно разделить на положительные и отрицательные.

  • Приведите примеры положительных эмоций и негативных.

В общении с детьми наибольшие трудности у нас вызывают ситуации, когда ребенок испытывает отрицательные эмоции и чувства. И прежде чем реагировать на поведение ребенка в данной ситуации, необходимо прежде всего понять причины переживаний ребенка.

Разобраться в этом нам поможет «кувшин» эмоций. Верхний слой занимают самые неприятные эмоции — гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов.

  • Как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека?

Это оскорбления, ссоры и драки, наказания, действия «назло» и т.п.

  • А теперь скажите: отчего возникает гнев?

Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Возьмем несколько примеров из жизни.

  • Один из них мы уже обсуждали: дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь.
  • Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли.
  • Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители «больше любят». Его агрессия — результат невысказанной боли и обиды.
  • Дочь не желает... (делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) — и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатны.

Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под  чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).

Заметим, что все чувства этого второго слоя — страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, изза боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему — не знаю!»).

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, ты же мужчина».

  • Скажите, отчего возникают «страдательные» чувства?

Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас много говорить.

Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.

  • Как вы думаете, какие это потребности?

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был комуто нужен и близок: чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.  

В среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!

Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену.

Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Возьмем какойнибудь пример. 

Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какуюнибудь нереализованную потребность.

  • Как вы думаете, есть ли чтонибудь, что лежит ниже слоя потребностей?

Оказывается, есть!

Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня все хорошо, я — в порядке!»

Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому себе, заключение о себе.

Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их поразному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще — самооценкой.

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов.

  • Вопервых, они открыли, что самооценка сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни
  • Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост. 

В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких.  

Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

Он ждет от нас подтверждений того, что он — хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Запишем все это как базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV спой в нашей схеме).

Давайте посмотрим, как эти стремления обнаруживаются в повседневной жизни детей.

Вот родитель в запальчивости бросает сыну: «Ты плохой мальчик!», на что малыш, топая ногой, возражает: «Нет, я холосый!»

Хотя ребенок с самого рождения борется за свое «солнышко», его силы ограничены, и чем он меньше, тем больше во власти родителей.

Повторим: каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем.  

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики — ощущение «со мной чтото не так», «я — плохой».

Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок — «Ты не можешь!», игнорирование — «Мне до тебя нет дела», и даже — «Ты нелюбим».

Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимое влияние того, что мы в нее бросаем.

Теперь мы можем использовать «кувшин» эмоций, чтобы лучше понять, с проблемой какого уровня мы имеем дело в каждом отдельном случае. Одновременно повторим и приведем в систему все наши предыдущие ответы на вопрос: «Что же делать?»

1. Ребенок сердится на маму: «Ты нехорошая, я тебя не люблю!»

Мы уже знаем, что за его гневом скрывается боль, обида и т.п. (I и II слои нашей схемы). В этом случае лучше всего его активно послушать, угадать и назвать  его «страдательное» чувство.

Что не стоит делать — это осуждать и наказывать его в ответ. Так можно только усугубить его отрицательное переживание (да и ваше тоже).

Свои воспитывающие слова лучше оставить до того времени, когда обстановка будет спокойной, а ваш тон — дружелюбным.

2. «Тебе больно»... 

Если ребенок открыто страдает от боли, обиды, страха, то активное слушание  — незаменимо. Этот способ прямо предназначен для переживаний из II слоя нашей схемы.

Если те же чувства испытывает родитель, то лучше всего их высказать в форме «ясообщения». 

Однако при этом важно помнить, что если «стакан» ребенка тоже наполнен, то его уши могут не услышать вас; сначала стоит выслушать его.

3. Что ему не хватает?

Если недовольство или страдание ребенка повторяются по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит поиграть, почитать; или, наоборот, постоянно не слушается, дерется, грубит... очень вероятно, что причина — в неудовлетворении какойто; его потребности (III слой схемы). Ему может не хватать вашего внимания или, наоборот, чувства свободы и самостоятельности; он может страдать от запущенной учебы или неуспехов в школе.

В таком случае одного активного слушания недостаточно. Правда, с него можно начать, но затем постараться понять, что же всетаки не хватает вашему ребенку. Вы реально поможете ему, если будете больше проводить с ним время, чаще обращать внимание на его занятия или, наоборот, перестанете контролировать его на каждом шагу.

Выше мы уже обсуждали, что один из очень действенных способов — создание условий, которые не противоречат, а отвечают потребностям ребенка.

Он хочет много двигаться — хорошо организовать открытое пространство; хочет исследовать лужи — можно завести высокие сапоги; хочет рисовать большие картины — не помешает лишний кусок дешевых обоев.

Напомню, что грести по течению несравненно легче, чем против него.

Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями — значит активно слушать ребенка в самом широком смысле.

Эта способность развивается у родителей по мере того, как они все больше практикуют технику активного слушания.

4. «Ты мне дорог, и у тебя все будет хорошо!»

Чем дальше вниз мы продвигаемся по слоям нашей схемы, тем значительнее влияние на ребенка стиля общения с ним. О том, какой он — хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный, неудачник — он узнает только от взрослых и прежде всего от родителей.

Если самый глубокий слой — эмоциональное ощущение себя — складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя и для окружающих. Нужны большие усилия, чтобы в таких случаях помочь ему. Чаще всего, приходится начинать с помощи родителям, в частности, очень действенным оказывается тренинг, которому посвящена эта книга.

Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

1. Безусловно принимать его. 

2. Активно слушать его переживания, и потребности. 

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 

5. Помогать, когда просит. 

6. Поддерживать успехи. 

7. Делиться своими чувствами (значит доверять). 

8. Конструктивно разрешать конфликты. 

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. 

10. Обнимать не менее 4х, а лучше по 8 раз в день. 

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне преодолимы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов в группах раннего возраста на тему: «Влияние эмоционального состояния ребенка на физическое здоровье».

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), ап­петиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимозависимы.Нормальное пов...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет"

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет"

В консультации затронута проблема нестабильного эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста и способы преодоления негативных последствий для психики ребенка....

Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".

Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных у...

Влияние эмоционального состояния ребенка на его физическое здоровье

Доклад об особенностях эмоционального состояния ребенка раннего возраста...

Консультация для родителей «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет»

Консультация для родителей «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет»...