Консультация для педагогов "Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями".
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных упражнений.Поэтому необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regulirovanie_emotsionalnogo_sostoyaniya_i_snyatie_myshechnogo_napryazheniya.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Регулирование эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
« Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны , чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю» В.А.Сухомлинский
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Для обучающегося, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), пребывание в дошкольном учреждении носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. Поэтому необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей. Особую актуальность приобретает вопрос организации своевременной дифференцированной помощи ребенку с ТНР, а также необходимость поиска средств, инструментов повышения эффективности логопедического воздействия. Нарушение речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.
Опыт работы показал, что у детей с тяжелыми речевыми нарушениями наблюдается повышение двигательной активности, эмоциональности, преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. При выполнении артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений, при постановке звуков у них возникает напряженность мышц в артикуляционном аппарате, области шеи, плеч, грудной клетки.
Перевозбуждение их нервной системы при любых эмоциональных перезагрузках оказывает влияние на слабую нервную систему и создает определенные трудности в координационном процессе. Поскольку мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления речи, возникает необходимость введения в структуру занятий вначале расслабляющих, а затем релаксационных упражнений.
У детей с ТНР наблюдаются такие психофизические особенности, как:
- нарушения общей моторики: дети с трудом запоминают последовательность движений, переключаются с одной серии движений на другую; координации рук, ног, равновесия, пространственных представлений; мелкой и артикуляционной моторики;
- недостаточная сформированность всей речевой системы, элементы недоразвития речи, нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление);
- нарушения эмоциональной сферы (капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, робость, агрессивность, конфликтность);
- быстрое утомление как психическое, так и физическое;
- нестабильность и нарушения мышечного тонуса (гипо/гипертонус, асимметрия тонуса, дистония) в артикуляционной, мимической, общей моторике;
- неправильное дыхание – нарушение согласованности и ритмичности фаз вдоха и выдоха, неустойчивый тип дыхания.
Спокойное положение для них трудновыполнимо. Характерны навязчивые движения: дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой.
Учитывая психофизические особенности детей, можно сделать вывод, что наиболее полного эффекта в работе можно достичь только при условии применения комплексного подхода. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности обучающегося и оздоровление организма в целом. Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия всех специалистов. Это предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и семьи.
Важна координация работы всех участников образовательного процесса.
Безусловно, главная роль здесь принадлежит логопеду и воспитателю, которые ежедневно и достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Мы выделили три наиболее важных направления. Это регуляция мышечного тонуса, формирование диафрагмально-рёберного дыхания и развитие общей моторики. Приоритет мы отдали нарушениям мышечного тонуса, так как он обеспечивает подготовку к движению, сохранность равновесия, позы, координации и общей моторики в целом.
Мышечный тонус - это постоянное непроизвольное напряжение мышц, осуществляемое без участия сознания, воли человека. Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы.
Работа по регуляции мышечного тонуса была разделена на три направления:
- регуляция тонуса мышц тела;
- регуляция мимических мышц;
- тренировка дыхательных мышц.
В каждом направлении были поставлены следующие коррекционные задачи:
Мышцы тела:
- Учить чередовать напряжение и расслабление мышц тела
- Обучать приемам полного и частичного расслабления мышц
- Учить напрягать отдельные группы мышц
Мышцы лица:
- Научить детей снимать чрезмерное напряжение мышц артикуляционного аппарата
Дыхательные мышцы:
- Учить дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох
- Формировать диафрагмально-реберное дыхание
Упражнения для регуляции общего мышечного тонуса
Эти упражнения направлены на умение концентрировать внимание на заданных группах мышц, сравнивать мышечные ощущения и управлять ими. Дети учатся управлять собой, своим телом, достигать мышечного расслабления и концентрации внимания.
Работу над регуляцией мышечного тонуса следует начинать с упражнений по контрасту напряжения и расслабления, потом добавлять упражнения на общее расслабление. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений 4-6 раз; эффективным является «озвучивание», проговаривание соответствующих движений (тик-так, кач-кач, у-у-у-полетели). Нужно учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Усилить контраст помогает музыка. Большая или меньшая сила напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием. Например,
- в положении стоя дети выполняют легкие движения флажками или султанчиками, опустив руки перед собой; под громкую музыку выполняют сильные взмахи над головой;
- на громкое звучание музыки или бубна дети идут по кругу, хлопая руками, на тихое – останавливаются, прячут руки за спину.
Упражнения на чередование напряжения и расслабления
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи, научить принимать позу покоя. Предложить ребенку сесть на стул, придвинув спинку к спинке стула. Ладони свободно положить на колени тыльной стороной вверх, пальцы выпрямить, не напрягая, ноги расставить, слегка выдвинуть вперед, плечи опустить. Когда ребенок научиться сидеть расслабленном состоянии, можно приступить к выполнению расслабляющих упражнений для рук в игровой форме. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они с силой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу. Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.
Тема «Новый год»
Логопед. Новый год – волшебный праздник. Какой главный атрибут на этом празднике? (Елка.) Что делают с елками? (Их наряжают)
Достанем из кладовки ящик с елочными игрушками и выполним расслабляющие упражнения.
Для рук.
Поднимите руки (взять коробку) с напряжением (тяжелая коробка), наклонитесь (поставить коробку). Выпрямитесь, расслабьте руки, встряхните ими.
Откройте коробку, возьмите игрушки и повести их на верхние ветки елки. Чтобы не разбить игрушки, их надо брать двумя руками.
Соедините кончики пальцев, потяните руки вверх, с напряжением (повесили игрушки).
Опустите и расслабьте руки.
Для ног.
Посмотрите, к нам подкрадывается кошка Мурка, ее внимание шуршащая мишура.
Она убрала когти, сжала и напрягла задние лапы, готовая к прыжку.
Снимите обувь, сожмите пальцы ног, подгибая их под стопу, и напрягите их. Вы почувствовали это неприятное состояние. Мышцы устали! Расслабьте пальцы и стопы.
Кошка прыгнула на елку! Елка закачалась! От неожиданности вы застыли и напряглись.
Для туловища.
Напрягите мышцы спины, груди и живота, вытянувшись как струна.
Кошка сама испугалась и спрыгнула с елки.
Расслабьте все мышцы. Расслабление приятно.
Релаксация. Вы хорошо потрудились. Пора отдохнуть. Садитесь на мягкий диван и сделайте плавный вдох и выдох (2раза). Закройте глаза и расслабьтесь. Проговаривайте каждую формулу за мной: «Я успокаиваюсь. Я совершенно спокоен. Приятный покой и расслабленность. Как будто я сплю. Я уверен в себе. Я говорю четко и свободно. Мою речь приятно слышать. Я забываю старую речь». Пауза. Глубоко вдохните. Руки прижмите к груди. Выдохните, откройте глаза, улыбнитесь!
- "Любопытная варвара ". Посмотрите в лево, вытягивая шею с напряжением, посмотрите в право,а потом опять вперед. Затем отдохните. Шея не напряжена и расслаблена. Повторить 3 раза.
2. «Посмотри на носочки» И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
3.«Легкие и тяжелые руки». Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями.
4. "Снеговик". И.п. - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.
5. «Цветочек». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.
6. «Побежали» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
7. "Кощей бессмертный". Исходное положение – стоя или сидя на полу на коленях и на пятках, руки разведены в стороны. Затем руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.
8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальные части тела расслаблены и болтаются.
9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
10.«Петрушка». Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой.
11.«Заводные зайцы». «Зайцы» стоят незаведенные, слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Дети имитируют игру на барабане. Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение.
12.«Холодно – жарко». По команде «холодно» дети обхватывают себя руками, съеживаются. По команде «жарко» дети расслабляются.
13.«Сосулька». Руки вверх – напряжены, затем (сосулька тает) постепенное расслабление мышц рук, шеи, плечевого пояса.
14.«Бревнышки». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз «бах!», т.е. скинуть напряжение.
Упражнения на расслабление и релаксацию
1.«Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).
2.«Качели». Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.
3.«Тряпичная кукла». Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом руки свободно висят вдоль туловища.
4.«Мельница». Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назад и вперед.
5.«Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так - руки на поясе или свободно вдоль тела.
6.«Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: прыг-скок. Упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч.
7. «Колеса». Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.
8.«Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влево-вправо.
При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул.
9.«Цапля». Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.
10. «Маятник». Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой.
11.«Часики». Махи прямой ногой в стороны.
Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используется также массаж и самомассаж.
Все упражнения разработаны и используются с усложнениями, рассчитанными на зону ближайшего развития ребенка и включаются в планы НОД по одному-два упражнения.
Упражнения для развития мимических мышц
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. Тренировка мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:
- «Плакса» - зажмуривание глаз;
- «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
- «Мы удивились» - поднять брови, широко раскрыть глаза;
- «Тигренок» - оскаливание зубов;
- «Упрямые бараны» - нахмурить брови, насупиться;
- «Солнышко дразнится» - высовывание языка и т.д.
Далее мы используем следующие специальные упражнения:
- «Закрой глазки»: закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым несколько секунд;
- «Закрой-открой»: открыть и закрыть глаза три раза подряд;
- «Улыбнись»: улыбаться с закрытым ртом;
- «Лошадки»: «фыркать» и вибрировать губами;
- «Гоняем воздух»: надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно;
- «Обиделись»: опускать углы рта вниз при закрытом рте;
- «Утята»: втягивать щеки при закрытом рте и т.д.
- «Туда-сюда»: выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение;
- «Коровушки»: имитация жевания с закрытым и открытым ртом;
- «Дотянись»: коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча
Затем эти упражнения мы объединяем в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, включаются в сюжет НОД, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. При выполнении упражнений добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц
Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью является тренировка длительного выдоха, умения рационально использовать запас воздуха в процессе речи.
В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используются различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:
- Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
- Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Упражнения на развитие носового и ротового дыхания:
- «Обжора». Вдох ртом, затем медленный выдох носом.
- «Шар». Вдохнуть ртом, затем выдохнуть через рот.
- «Теплый выдох». Вдохнуть носом, руки поднести ко рту. Сделать медленный выдох открытым ртом. Повторить вдох через нос. Ощущаем тепло выдыхаемого воздуха ладонями.
- «Сопелки». Вдох носом, затем выдох через нос.
- «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть живот, как шарик. Медленно и плавно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.
- «Ветер». Руки на поясе. Наступила зима (лето, осень, весна). Стало холодно (тепло). Сильный вдох носом. Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер. Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра ш-ш-ш-ш. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.
- «Пила». Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедленным движением – выдох.
- «Хлопки». Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. Поочередно правую и левую ногу.
- «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны – вдох, хлопок перед собой - медленный выдох с произношением «у-х-х-х», 5-6 раз.
- «Обними плечи». Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.
- «Молоток». Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.
- «Насос». Сжимаем руки в кулаки, поднимаем их перед собой, как бы держим воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, на выдохе произносим с-с-с-с. Выпрямляемся, и непроизвольно делаем вдох.
- «Пловец». Встали прямо. Ноги поставили на ширине плеч. Плечи не поднимаются. На вдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны. На выдох – руки опускаем вниз. После того как отработали, можно выполнять движения наоборот – выдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны, вдох – руки опускаем вниз.
- «Ножницы». Встать прямо. Плечи не двигаются. Руки вытянуть вперед и совершать перекрестные движения руками. Вдох и выдох ровный, четкий.
Закрепление навыка дыхания с движениями:
- «Тряпичная кукла». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.
- «Дровосек». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, пальцы в замок, на выдохе напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
- «Мельница». Стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе -выдохе руки меняют свое положение.
- «Яйцо». Стоя, на вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.
- «Потягушки». Стоя, руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогнуться в спине назад, запрокинуть голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опуститься вниз, достать пальцами до пола.
Все вышеперечисленные упражнения введены в различные формы коррекционно-оздоровительной работы (НОД, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, индивидуальные занятия).
По результатам итогового обследования можно говорить об эффективности проведенной работы: 85 % детей научились регулировать мышечный тонус, 87% овладели диафрагмально-рёберным типом дыханием и 81% детей овладели основными моторными навыками.
Наш опыт показал, что использование упражнение по регуляции мышечного тонуса, в различных формах работы с детьми – это необходимое условие для обеспечения результативной работы по устранению у дошкольников тяжелых речевых нарушений.
Мы полагаем, что представленный опыт будет востребован в работе с детьми, которым рекомендованы специальные образовательные условия.
Библиография:
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”, Москва,1998.
- Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама, 2006.
- Ворошнина О.Р., Плотникова Т.В. Психомоторное развитие и физическое воспитание детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Инструктор по физкультуре, №4/2010.
- Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрипторий, 2004.
- Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – С.Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/М.: ВЛАДОС, 2004.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 1999.
- Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В..Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2011.
- Родин Ю.И. Элементарная гимнастика для детей с нарушениями речи. – Инструктор по физкультуре, №4/2011.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...
Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...
Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...
Сенсорное развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями
раскрыто значение сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Загадка как средство развития познавательных психических процессов у детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Логопедическое и психологическое обследование детей, поступающих в детский сад, свидетельствует о несформированности психических процессов наряду с речевыми нарушениями. В поиске наиболее эф­...
Рабочая программа в разновозрастной группе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (с 3 до 6 лет) 2023-2024г
Рабочая программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи предназначена для педагогов группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (3 -5 лет) муниципального бюдж...