Влияние эмоционального состояния ребенка на его физическое здоровье
материал

Любовь Николаевна Зайнуллина

Доклад об особенностях эмоционального состояния ребенка раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние эмоционального состояния ребенка на его физическое здоровье

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), аппетиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и зависимы друг от друга. Если у ребенка плохое настроение, он не ест и плохо спит, а если не ел и не спал, то он и не будет играть, заниматься, т.е. его эмоциональное состояние падает.

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным эмоционально-положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, с увлечением играет с детьми или самостоятельно, спокойно выполняет требования взрослых, он весел. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных органических психологических потребностей. Как же сохранить ребенку положительное эмоциональное состояние и физическое здоровье?

Закон оздоровления – это психологическая активность ребенка. («Психологическая активность характеризует жизненные ресурсы ребенка» Г.Сельс.)

Двигательная активность способствует очищению организма от шлаков, токсинов, негативов, играет  роль в формировании сознания и оздоровлении организма ребенка.

Для сохранения эмоционально-положительного состояния ребенка раннего возраста, посещающего дошкольное учреждение, необходимы следующие условия:

  • полноценный ночной сон;
  • положительные эмоции при сборах в детский сад;
  • хорошее физическое самочувствие;
  • желательно, чтобы количество рядом находящихся детей соответствовало норме:

- от 1г. до 1,5 лет – 8-10 детей;

- с 1,5 до 2 лет – 10-12 детей;

- с 2 до 3 лет – 15-16 детей.

  • соблюдение режима дня и питания в ДОО;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в детском саду;
  • профессиональная компетентность, выдержка и терпение взрослых людей по отношению к ребенку;
  • пребывание в коллективе не более 7-8 часов.

Положительный эмоциональный настрой необходимо сохранять в течение всего дня. Для этого в группах раннего возраста  созданы надлежащие условия: богатые, яркие, развивающие и игровые зоны, использование музыкальной аппаратуры, игр-забав, интересных игровых занятий с использованием потешек, песенок, стихов, прибауток. Все это в раннем возрасте способствует сохранению эмоционального состояния ребенка на высоком уровне.

«Энергия+эмоции+физическое благополучие=полноценное здоровье ребенка» Ридерз Дайджест

Энергозапас у каждого ребенка находится на своем уровне. Один ребенок 2-3 часа бегает, прыгает, потом хорошо спит и ест. Другой, набегавшись, перевозбудится, у него пропадет аппетит сон и т.д., поэтому к каждому  ребенку, не смотря на то, что он в коллективе, осуществляется индивидуальный подход.

У взрослого энергия восполняется на 90% с пищей, а у ребенка в момент отдыха, сна, уединения. У ребенка идет энергичное скопление шлаков, отрицательных эмоций и энергий (шум, плач другого ребенка, испуг т.д.) В момент предела возможности от скопления этих энергий детский организм в отличии от взрослого может поставить автостоп… Это самозащита. А позже происходит разгрузка. Она проходит разными путями: спокойно, в виде детской истерики, капризов, проявления замкнутости или поднятием температуры тела. Именно по этой причине нельзя допускать очень длительного пребывания ребенка в коллективе детских яслей или в гостях.

На сегодня разработана шкала эмоциональных проявлений детей раннего возраста. Она состоит из оценки чувственных проявлений ребенка:

  • Сверхчувствительность;
  • Воздуждаемость;
  • Капризность;
  • Боязливость;
  • Плаксивость;
  • Тревога;
  • Веселость;
  • Гнев;
  • Ревность;
  • Обидчивость;
  • Удивление;
  • Жестокость;
  • Ласковость;
  • Сочувствие;
  • Стыд;
  • Любопытство;
  • Удовольствие;

Во время адаптации я выделила для себя детей с индивидуальным эмоциональным состоянием: недостаток родительского общения, суперопека, страх разрыва связи с мамой.

Именно эти дети прошли тяжкую адаптацию в 2 этапа. После длительной болезни адаптация была повторной и более сложной, чем на первом этапе. Эти малыши с неуравновешенным, слабым энергозапасом давали или срыв в здоровье, или их организм защищался, давая очень высокую температуру, судороги, истощение и др.

Первостепенной задачей у меня было уравновесить эмоциональное состояние ребенка через индивидуальный подход к каждому ребенку. Я с ними пела, читала им стихи, потешки, прибаутки, играла. Во всех режимных моментах была рядом: докармливала, брала на руки, сидела рядом и т.д. Иными словами отвлекала и увлекала.

Нельзя сказать, что результат был быстрым и легким. Всем было сложно, время помогало. Эмоциональное состояние и энергозапас у этих детей постепенно нормализовался. Теперь все эти дети регулярно посещают ясли, спокойно ведут себя и саду и дома, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, физически окрепли.

Были  дети другого склада: они с первого дня посещения были как дома. У них всегда хорошее настроение, они физически крепкие, у них стойкий энергозапас и, поэтому дети, находясь даже 7-10 часов в дошкольном учреждении, чувствуют себя хорошо и не болеют.

А вот Кирилл Г. тоже всегда в хорошем настроении, очень активен, эмоционален, физически крепок, но и у него происходит очень быстрое истощение энергии и нужен своевременный отдых – пополнение, что в детском коллективе в присутствии других детей и при соблюдении режима невозможно. Ребенок давал срывы в виде подъема температуры тела, но находясь дома он был практически здоров. Этому ребенку понадобилось несколько месяцев для того, чтобы научиться, находясь в коллективе, восстанавливать свой энергозапас.

Конечно, второй год жизни ребенка – это наисложнейший год, т.к. у ребенка прорезываются и укрепляются зубы. Этот процесс забирает много энергии и физических сил ребенка. Витамины и минеральные вещества идут на формирование зубов, на все другие процессы их количество резко уменьшается, организм длительное время ослаблен.

Итак: на втором году жизни ребенка первостепенной задачей является положительное эмоциональное состояние, а от него уже идет все остальное.

Положительное эмоциональное состояние

Достаточный энергетический запас

Правильное физическое развитие

Хорошая двигательная активность

Полноценное здоровье

На сегодня я могу сказать, что эти все пять задач в нашей группе мы выполнили. Наши дети здоровы и регулярно посещают детский сад.

В заключении следует отметить, что развитие эмоциональной сферы ребенка далеко не спонтанное «развертывание врожденных задатков», а сложнейший и целенаправленный воспитательный процесс, который в свою очередь, влияет на психическое и физическое развитие ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

laquo;Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка».Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств чел...

Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА".

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка....

Консультация для педагогов в группах раннего возраста на тему: «Влияние эмоционального состояния ребенка на физическое здоровье».

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), ап­петиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимозависимы.Нормальное пов...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка....

Консультация для педагогов «Влияние эмоционального состояния ребенка на его здоровье»

У детей взаимосвязь эмоционального состояния и здоровья очень выражена, т.к. психика ребенка, его органы и системы находятся в стадии формирования, а значит более уязвимы для воздействия негативных фа...