Консультация для педагогов в группах раннего возраста на тему: «Влияние эмоционального состояния ребенка на физическое здоровье».
консультация по физкультуре на тему

Перфилова Елена Владимировна

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), ап­петиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимозависимы.

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально положительным отношением к окружающему. Здо­ровый ребенок живо интересует­ся всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрос­лыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет с детьми или самостоятельно. Нахо­дясь в отрицательном эмоциональ­ном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удов­летворению собственных потреб­ностей. Как же сохранить положи­тельное эмоциональное состояние и физическое здоровье ребенка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Ягодка» комбинированного вида

Консультация для педагогов в группах раннего возраста

на тему:

«Влияние эмоционального состояния ребенка

на физическое здоровье».

Составил:

инструктор

по физической культуре

Иванова Е.В.

г.о. Жигулевск

2011 г.

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), аппетиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и взаимозависимы.

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет с детьми или самостоятельно. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей. Как же сохранить положительное эмоциональное состояние и физическое здоровье ребенка?

«Психическая активность характеризует жизненные ресурсы ребенка», - так писал Г. Сельс. Двигательная деятельность способствует очищению организма от шлаков, токсинов, помогает сформировать сознание ребенка.

Для сохранения эмоционально положительного состояния ребенка, посещающего детские ясли, необходимы следующие условия:

  • полноценный ночной сон;
  • положительные эмоции при сборах в детские ясли;
  • хорошее физическое самочувствие;
  • соответствующее норме количество рядом находящихся детей: от 1 года до 1,5 лет – 8-10 детей, с 1,5 до 2 лет – 10-12 детей, с 2 до 3 лет – 15-16 детей;
  • соблюдение режима дня и питания в детских яслях;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • нравственная чистота, выдержка и терпение взрослых людей по отношению к ребенку;
  • пребывание в коллективе не более 7-8 ч.

Положительный эмоциональный настрой необходимо сохранять в течение всего дня. Для этого в детских яслях созданы надлежащие условия: богатые, яркие, развивающие и игровые зоны, интересные занятия по плану с использованием игр-забав, потешек, песенок, стихов, прибауток.

Энергозапас у каждого ребенка свой. Один ребенок 2-3 часа бегает, прыгает, потом хорошо спит и ест. Другой, набегавшись, перевозбуждается, у него пропадает сон, аппетит и т.д., поэтому к каждому ребенку, несмотря на то, что он в коллективе, осуществляется индивидуальный подход.

У взрослого энергия восполняется на 90% с пищей, а у ребенка - в момент отдыха, сна, уединения. Энергичные скопления шлаков, отрицательных эмоций и энергий могут быть вызваны шумом, плачем другого ребенка, испугом и т.д. От скопления этих энергий детский организм, в отличие от взрослого, может поставить «автостоп», включить самозащиту. Разгрузка происходит разными путями: спокойно или в виде детской истерики, капризов, проявлением замкнутости или поднятием температуры тела. Именно по этой причине нельзя допускать очень длительного пребывания ребенка в коллективе детских яслей или в гостях.

Среди  детей данного возраста можно выделить ребят с недостатком родительского внимания, с  суперопекой, со страхом разрыва связи с мамой.

Именно такие  дети проход тяжелую адаптацию. У них она, как правило,  проходит в два этапа. После длительной болезни адаптация бывает повторной и более сложной, чем на первом этапе. Именно эти дети с неуравновешенным, слабым энергозапасом получают срыв в здоровье; их организм защищается, давая очень высокую температуру, судороги, истощение и др. На таких  примерах четко видна связь энергозапаса и физического здоровья. Первостепенной задачей стало - нормализовать энергозапас, т.е. уравновесить эмоциональное состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Вместе с такими ребятками играют, поют, читают им стихи, потешки, прибаутки. Во всех режимных моментах нужно находиться с детьми рядом: докармливать, водить за руку, сидела рядом и т.д., - т.е. отвлекать и увлекать.

Нельзя сказать, что результат будет быстрым и легким. Всем сложно, но время помогает. Эмоциональное состояние и энергозапас у таких детей постепенно нормализуется. Со временем все эти дети регулярно начинают посещать детский сад, спокойно себя ведут в яслях и дома, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, физически крепнут.

            Но бывают дети и другого склада.

Такие ребята с первого дня посещения яслей чувствуют себя как дома. У них всегда хорошее настроение, стойкий энергозапас, они физически крепкие; находясь даже 7-10 часов в детских яслях, эти дети чувствуют себя хорошо, не болеют.

Такие ребята всегда в хорошем настроении, очень активены, эмоциональны, физически крепокие, но у них происходит очень быстрое истощение энергии, поэтому нужен своевременный отдых - пополнение энергозапаса, что в детских яслях, в присутствии других детей и соблюдая режим, просто невозможно сделать. В яслях у таких ребят поднимается температура тела, а дома они  практически здоровы. Таким детям понадобитьс несколько месяцев, чтобы научиться, находясь в коллективе, восстанавливать свой энергозапас. Конечно, второй год жизни ребенка - очень сложный год, так как у ребенка прорезываются и укрепляются зубы. Этот процесс забирает много энергии, физических сил. Витамины и минеральные вещества идут на формирование зубов, на все другие процессы их часто не хватает, организм длительное время ослаблен. Первым помощником в этой ситуации опять же является энергозапас ребенка.

Положительное эмоциональное состояние

Достаточный энергетический запас

Правильное физическое развитие

Хорошая двигательная активность

Полноценное здоровье

Только добившись решения этих пяти задач, дети будут здоровы и регулярно посещать детские ясли. Только тогда  можно ставить перед собой следующие задачи: усвоение детьми «Программы воспитания и обучения» и подготовка их к детскому саду. В их решении опять же самыми важными будут являться душевное и эмоциональное состояние ребенка, его энергозапас.

В заключение следует отметить, что развитие эмоциональной сферы ребенка далеко не спонтанное «развертывание врожденных задатков», а сложнейший и целенаправленный воспитательный процесс, который, в свою очередь, влияет на психическое и физическое развитие ребенка.

Используемая литература:

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2007.
  2. Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
  3. Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  4. Научно-практический журнал. «Инструктор по физической культуре», 2010, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД физическое развитие во второй группе раннего возраста. Тема: «В гости к зайке»

Занятие нааправлено на развитие основных физических навыков детей раннего возраста, а также, на развитие социального взаимодействия...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...

Консультация для родителей в группе раннего возраста на тему: «Здоровый микроклимат для ребенка». 2019 год

В комнате, где находится ваш ребенок должна быть особая атмосфера. понятно, что в ней нельзя курить, не держать опасные предметы, а также розетки держать закрытыми. В доме, а нужен здоровый микрок...

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...

Консультация для молодых педагогов ясельных групп по методической теме: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой...

Консультация "Взаимодействие педагогов в группах раннего возраста"

В консультации раскрыт вопрос взаимодействия педагогов групп раннего возраста, старшего воспитателя, педагога – психолога  в рамках работы ППк в ДОО....

Современные подходы к организации игровой деятельности с детьми в группах раннего возраста. Оценка и эмоциональное состояние детей раннего возраста.

Современные подходы к организации игровой деятельности с детьми в группах раннего возраста. Оценка и эмоциональное состояние детей раннего возраста.Ранний возраст ребенка – уникальный период дет...