"Формирование ИКТ - компетентности педагогов с целью повышения качества образовательного процесса"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема « Формирование ИКТ - компетентности
педагогов с целью повышения
качества образовательного процесса»
Цель: повышение статуса профессиональной компетентности педагога путём внедрения ИКТ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Создать условия для формирования информационно – коммуникативной компетентности педагогов ДОУ
- Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению ИК- компетентности педагогов
- Формировать потребности педагогов в постоянном использовании ИКТ в образовательном процессе
- Активизировать инновационный и творческий потенциал педагогов
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Инновационная деятельность в ДОО как статус профессиональной компетентности педагогов.
Ведущий: Сегодняшний круглый стол мне хочется начать словами нашего премьер – министра Д. А. Медведева «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов…»
Ведущий: Как вы думаете, что такое инновация?
Участник: Инновация - это новая или усовершенствованная продукция, либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности. В дошкольном образовании педагоги используют различные инновации, в том числе и информационно – коммуникационные технологии.
И сегодня мы хотим поговорить о формировании ИКТ - компетентности
педагогов с целью повышения качества образовательного процесса.
Ведущий: Уважаемые коллеги, какими нормативно - правовыми документами вы пользовались?
Участник:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155);
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр. Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
Сан ПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
Ведущий: Так как современное дошкольное образование претерпевает модернизацию, вами были представлены нормативно - правовые документы, давайте с вами немного погорим о них…..
Участник 1: Использование ИКТ — это необходимость, продиктованная требованиями, предъявляемыми к современному образованию. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения...».
Участник 2: Задачи ФГОС ДО диктуют необходимость обновления содержания образования, интеграцию информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; использование активных форм совместной деятельности с детьми (проектирование, исследование); выстраивания инновационных подходов к использованию компьютера, мультимедийных форм как технических средств способствующих развитию ребенка, его социализации.
Участник 3: В соответствии с «Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование» и Информационным письмом Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России" «…компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом».
Ведущий: Насколько актуальна эта тема на сегодняшний день?
Участник: Новые требования к профессиональной деятельности педагога ДОУ в содержании стандарта педагога и актуальным уровнем профессиональной компетентности педагогов.
Противоречие между необходимостью введения ФГОС ДО и неготовностью педагогов к радикальным изменениям.
Ведущий: На сегодняшний день система дошкольного образования существенно отстает от процессов использования ИКТ, происходящих в обществе в целом. Одной из главных причин такого положения является некомпетентность педагогов в использовании ИКТ.
Конечно, во многих дошкольных организациях педагоги используют икт, но уровень компьютерной грамотности достаточно низкий. Поэтому, работая над этой темой, какую цель вы преследуете?
Участник: Целью работы мы определили - повышение статуса профессиональной компетентности педагога путём внедрения ИКТ в соответствии с ФГОС. А задачи представлены на экране.
- Создать условия для формирования информационно – коммуникативной компетентности педагогов ДОУ
- Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующую повышению ИК - компетентности педагогов
- Формировать потребности педагогов в постоянном использовании ИКТ в образовательном процессе
- Активизировать инновационный и творческий потенциал педагогов.
Ведущий: Как вы думаете, какие преимущества данных технологий вы могли бы выделить перед традиционными?
Участник: В отличие от обычных средств образования детей мультимедиа-технологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только дать большое количество готовой информации, но и, что очень актуально на сегодняшний день в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, учат самостоятельно приобретать новые знания.
Педагог, использующий в работе с детьми ИКТ, имеет возможность интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, презентация, музыка) в различные виды деятельности, тем самым стимулируя непроизвольное внимание и интерес детей, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
В работе по самообразованию владение ИКТ позволяет педагогу увеличить поток изучаемой информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, систематизировать и сохранить полученные данные для дальнейшего совершенствования воспитательно – образовательного процесса с детьми, работы с родителями, социальным окружением.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность выстраивания партнерских отношений педагогического коллектива детского сада и родителей в воспитании детей. Сайт детского сада, страничка группы в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, конкретной группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, воспитателям дает возможность передачи методических рекомендаций, консультаций по проведению семейных мероприятий.
Ведущий: Согласно данным анкетирования педагогов об определении степени использования информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности, сложилась следующая картина.
Участник: Такой уровень подготовки педагогов недостаточен для полноценного и эффективного использования ИКТ в образовательном процессе, в выстраивании партнерских отношений с родителями воспитанников и социумом.
В связи с этим и возникла необходимость создания творческой группы по работе над развитием информационно – коммуникационной компетентности педагогов.
Ведущий: я предлагаю раскрыть механизмы реализации ИКТ компетенции.
Участник 1: Основные принципы:
- системность образовательного процесса и единства информационно-образовательной среды;
- профессиональная компетентность;
- непрерывность профессионального роста и самообразования;
- командная техника и взаимодействия;
- доступность и научность;
- ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;
- учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого.
Участник 2: Концептуальные положения
Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
- Принцип охраны здоровья детей.
- Информационный подход к педагогическому процессу.
- Триединство образовательных целей.
- Педагогическая целесообразность.
- Интеграция.
- Принцип мультимедийности.
- Интерактивный характер.
Участник 3: Типы образовательной деятельности педагогов. Очная, заочная.
Формы образовательной деятельности.
- лекции;
- семинары \ семинары - практикумы;
- тренинг;
- практические занятия: проектирование, моделирование;
- деловая игра;
- работа в паре;
- педагогическое измерение и контроль;
- самообразование;
- индивидуальные и подгрупповые консультации.
Участник 4: Используемые методы.
- объяснительно – иллюстративный;
- диалогический;
- поисковый;
- самостоятельная работа с дополнительным материалом на электронном носителе;
Участник 5: Используемые технологии:
- ИКТ, технологии информационного ресурса;
- проектная;
- личностно – ориентированного образования;
- обучение в сотрудничестве;
- тестовые;
- игровые;
- проблемно – развивающая технология обучения.
Ведущий: На экране представлены этапы работы. Раскройте их содержание.
Участник 1: Этап подготовительный. Изучение готовности педагогического коллектива ДОО. Диагностика уровня профессионального мастерства педагогов по использованию ИКТ.
Анкетирование родителей на определение потребностей социальных заказчиков. Педагогический совет по теме «Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы». Родительское собрание на тему: «Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников». Проведение информационных педчасов, пятиминуток по содержанию реализации проекта.. Разработка положения о творческой группе составление плана работы группы. Разработка структуры повышения ИК – компетентности педагогов и внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОО.
Участник 2: Этап реализации. Организация работы в учреждении: разработка и внедрение комплексной интегрированной модели развития уровня ИК - компетентности педагогов. Семинар-практикум «Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании». Круглый стол «Организация проектной деятельности с детьми с использованием ИКТ». Индивидуальные консультации по запросам педагогов. Проведение открытых мероприятий с использованием ИКТ. Наработка методического и дидактического материала по использованию ИКТ в образовательной деятельности. Родительское собрание «Роль компьютера и его возможности в развитии ребёнка». Практикум для родителей «Учимся вместе с ребёнком».
Участник 3: Этап заключительный. Анализ результатов мониторинга развития детей. Анализ эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. Организация собраний, консультаций, открытых показов занятий с использованием ИКТ для родителей и с участием родителей. Организация обновления сайта ДОО, интернет опрос о содержании и дизайне сайта. Публикация информации на сайте ДОО.
Ведущий: Существует несколько подходов к определению средств ИКТ, используемых в обучающем процессе. Это комплекс технических средств, средств методического назначения, аппаратных, инструментальных программных средств и так далее. Остановимся на отдельных средствах, используемых в работе.
Участник 1: По типу применяемой информации используются следующие образовательные средства ИКТ:
- ресурсы с текстовой информацией (справочники, тесты, учебники, числовые данные и т. д.);
- ресурсы с визуальной информацией (схемы, диаграммы, иллюстрации);
- ресурсы с аудиоинформацией
(дидактический речевой материал)
- ресурсы с комбинированной информацией учебники, энциклопедии).
Участник 2: Непосредственно в работе используется:
- ноутбук и компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- интерактивная доска;
- экран.
Участник 3: В решении задач по просвещению и вовлечению родителей в единое образовательное пространство «ДОО – семья» необходимыми средствами являются:
- сайт ДОО в сети Интернет;
- электронная почта;
- медиатека;
- сотовая связь;
- «скайп»;
- портфолио группы.
Ведущий: Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Перечислите, какими результатами работы вы овладели?
Участник 4:
-умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.),
-созданы персональные сайты, владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями,
-умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций.
Участник 5:
-умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
-активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
-владеют навыками поиска информации в Интернете;
-могут осуществить заказ и подписку; умеют оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов.
Ведущий: В 2015 – 2016 году уровень педагогической ИКТ - компетенции значительно вырос, о чем свидетельствует диаграмма, представленная на экране.
Это позволяет сделать вывод, который представлен вашему вниманию.
Одним слово можно сказать, что высокая информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
Ведущий: Каковы ваши планы на будущее по данной теме?
Участники выступают по очереди:
- расширение использования ИКТ в работе с родителями;
- работа с редактором Movie Maker (создание клипов);
- активизация работы в педагогических сообществах сети Интернет с целью изучения опыта коллег и трансляции своего опыта;
- участие в конкурсах с использованием ИКТ.
Ведущий: Наш круглый стол мне хотелось бы закончить словами древней мудрости:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Большое спасибо участникам круглого стола.
Используемая литература.
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ - компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №12. – с. 6 – 15.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Касаткина Е.В. Организация итогового педсовета с использованием ИКТ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №5. – с.35 – 39.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Интернет-ресурсы
- http://www.alleng.ru/edu/social1.htm
- http://www.on-line-teaching.com/word/lsn029.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО
Данная презентация предназначена для педагогов, работающих в современном МБДОУ...
Доклад на тему: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитател...
Презентация: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означае...
«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»
Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хо...
«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»
«Приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству"Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески &mda...