Доклад на тему: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
учебно-методический материал (старшая группа)
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. В современном дошкольном образовательном учреждении необходимо использовать возможности развивающей предметно-пространственной среды для организации новых интерактивных форм сотрудничества с родителями, которые позволят вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ»
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
В современном дошкольном образовательном учреждении необходимо использовать возможности развивающей предметно-пространственной среды для организации новых интерактивных форм сотрудничества с родителями, которые позволят вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Термин «интерактивный» означает способность взаимодействовать с чем либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Следует отметить, что одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем.
Таким образом, целью нашей работы с семьей является: повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей через использование элементов среды для внедрения интерактивных форм работы.
Применение интерактивных методов позволит нам значительно углубить воздействие педагога на родителей, которые получат опыт непосредственного участия в решении педагогических и воспитательно-образовательных задач, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков, а, следовательно, повышения педагогической компетентности родительской общественности.
Особой популярностью пользуются такие информационные поля приёмной:
• «Обучение и воспитание» - размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога)
•«Новости группы» - содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.
•«Внимание! Конкурс!» - помещается информация для родителей о конкурсах поделок, творческих работ.
•«Почтовый ящик»- размещается информация от родителей
•«Книга отзывов и предложений» - размещается информация от родителей о проведённых мероприятиях в детском саду и предложение мероприятий
•«Полянка успеха!» - размещается информация о успехах наших воспитанников на различных уровнях, участия в конкурсах.
•«Полянка творчества» - выставка рисунков и поделок детей.
•«Блюдо выходного дня» - родители делятся интересными рецептами блюд
•«Информационные журналы» («Безопасность», «День матери», «Прогулка по городу», «Мы за здоровый образ жизни», «Лето, лето к нам пришло! Как красиво и тепло!»)
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность педагогов детского сада в целом.
САЙТ ДОУ и САЙТ ГРУППЫ
Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
•возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, следовательно, растет объем информации;
•оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
•оперативное получение информации родителями;
•оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
•обеспечение диалога воспитателя и родителей группы.
Мы хотим более конкретно показать работу по повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития, через активное включение семьи в коррекционно - развивающий процесс, взаимодействие их с воспитателем и учителем-логопедом на основе интерактивных форм и методов работы.
Работу с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста определили в 3 этапа.
I этап — подготовительный (информационно-аналитический)
Для повышения активности родителей в области взаимодействия с педагогами (воспитатель, учитель – логопед) провели анкетирование родителей. Хотелось бы отметить, что анкетирование является одной из форм интерактивного взаимодействия, позволяющее сразу получить ответ на заданные вопросы. Проанализировали полученные сведения, выявили уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. На основе собранных данных выработали тактику своего общения с каждым родителем, что помогло лучше сориентироваться в потребностях семьи, ее заинтересованности в услугах специалистов ДОУ, учесть ее индивидуальные особенности. Проанализированы возможности расширения предметно-пространственной среды учреждения для повышения качества работы в данном направлении развития.
II этап — основной (практический)
На данном этапе нами разработан перспективный план работы с родителями воспитанников.
Организовано клубное движение «Речевичок», содержание работы клуба определено результатами анкетирования и анализа РППС.
III этап — заключительный (контрольно-диагностический)
На данном этапе планируется провести анализ эффективности интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию, что позволит сделать выводы о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении.
Раскроем некоторые из интерактивных форм работы с родителями, оказавшиеся наиболее действенными.
Так, например, в рамках работы клуба был проведен «Круглый стол» по теме: «Словесные игры в кругу семьи». Родители делились опытом по данному вопросу, обсуждали и решали проблемные ситуации, связанные с развитием и поддержанием интереса детей к таким играм в домашних условиях. В настоящее время мы продолжаем вести работу в этом направлении. Родители активно помогают нам в подборе практического материала для проведения словесных игр, что способствует развитию РППС группы.
В рамках очередного заседания клуба был проведен мастер – класс для родителей: «Театр своими руками». В ходе этого мероприятия участники познакомились с технологией создания театральных кукол; получили представление о разных видах театра; обсудили роль театрализованной деятельности в речевом развитии дошкольников; рассматривали вопросы создания театра в домашних условиях. Эта форма работы с родителями наших воспитанников настолько им понравилась, теперь раз в месяц родители совместно с детьми показывают небольшое театрализованное представление по мотивам полюбившихся сказок с использованием самостоятельно изготовленных атрибутов.
Одним из методов активизации родителей является такая форма работы как тематические акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи речевого развития: обогащается активный словарь, развивается правильная, речь, дети знакомятся с детской литературой.
С цель повышения интереса к книгам провели акцию «Книжки – малышки». При этом родители вместе с детьми выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг. Темы книжек разнообразны, материал, представленный в них, ярко и красочно оформлен.
Широко используется нами такая форма работы с родителями, как занятия - практикумы по обучению родителей методам работы над речевым дыханием, фонематическим слухом, артикуляционным упражнениям и т.д. Они могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Индивидуальные практикумы носят коррекционную направленность. Основное внимание родителей на таких занятиях обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие фонематического слуха и т.д.
Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком при помощи учителя – логопеда, как в очной форме на заседании клуба, так и дистанционно с помощью компьютерных технологий.
На сайте учителя-логопеда предложены видео-уроки по обучению мимической гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательные упражнения. На сайте педагога родители могут оставить свои отзывы и предложения, а также задать интересующие их вопросы.
Вывод: Таким образом, использование элементов интерактивной среды для взаимодействия с семьями по речевому развитию воспитанников нашей группы, на данном этапе, дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками образовательного процесса и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, значимость своего участия в речевом развитии собственных детей.
Кроме этого, целенаправленно организованная интерактивная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает, как у детей, так и родителей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Дальнейшая работа в данном направлении предполагает поиск новых элементов и форм организации РППС. Планируем использовать в своей работе все новые и новые элементы интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников: симпозиумы, аукционы, семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер-классы от родителей и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что означает термин «интерактив»? Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где « inter »- это взаимный, « act »- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо.
Сотрудничество ДОУ и семьи «…..основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей…..» ФГОС ДО п. 1.7.6
Ц ель работы : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы. Задачи: • выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей; • повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы; • проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.
Элементы интерактивной среды для взаимодействия с родителями воспитанников
Элементы интерактивной среды в ДОУ
Информационно-коммуникативные технологии
Логопед Воспитатель Семья Интерактивная среда
Деятельность клуба «Речевичок»
Круглый стол: «Словесные игры в кругу семьи ».
Мастер – класс: «Театр своими руками»
«Театр своими руками»
«Театр своими руками»
Тематическая акция: «Книжки-малышки»
Занятия - практикумы
Занятия - практикумы
Занятия - практикумы
Вывод : Таким образом , на данном этапе, использование элементов интерактивной среды для взаимодействия с семьями по речевому развитию воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками образовательного процесса и незаменимыми помощниками, осознавая, значимость своего участия в речевом развитии детей. Целенаправленно организованная интерактивная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданные условия вызывают , как у детей, так и родителей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Дальнейшая работа в данном направлении предполагает поиск новых элементов и форм организации РППС.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образовательного процесса и уровня развития воспитанников через активное внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОУ
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС. Таким обра...
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...
"Формирование ИКТ - компетентности педагогов с целью повышения качества образовательного процесса"
Круглый стол...
Презентация: "Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означае...
«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»
Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хо...
«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»
«Приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству"Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески &mda...