Проектная деятельность в детском саду
презентация на тему
В этимологическом словаре слово «проект» заимство из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 30.55 КБ |
prezentatsiya.pptx | 796.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Слайд 2
В этимологическом словаре слово «проект» заимство из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Было выявлено, что понятие «проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Слайд 3
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Слайд 4
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Например, краткосрочный проект «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Тип проекта: творчески- познавательный
Участники проекта: дети младшей группы воспитатели, родители.
Актуальность: дети младшего возраста неохотно употребляют в пищу овощи и фрукты, не осознавая всей пользы от употребления их в пищу.
Цель проекта: формировать у детей представление о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.
Задачи: Создать условия для познавательной деятельности детей.
Учить детей различать овощи и фрукты по характерным признакам.
Использовать в речи обобщающие слова "овощи","фрукты"
Дать знание детям в каком виде употребляются овощи и фрукты в пищу.
Формировать у родителей интерес к здоровому питанию
Реализация проекта
- Аппликация по теме: «Консервируем овощи и фрукты»
- Игровая деятельность: Д/и «Разрезные картинки» («Овощи», «Фрукты»)
- Дидактическое задание на магнитной доске «Фрукты» , «Овощи»
- Познание: «Узнай по вкусу»
- Развитие речи: «Стихи про витамины, овощи и фрукты».
- Чтение русской народной сказки «Репка».
- Беседы о пользе овощей, фруктов, ягод.
- Художественно – изобразительная деятельность
- Дидактическая игра "Фруктовый сад"
- Аппликация «Лесенка в саду».
- Рисование «Груша»
- Физкультурно – оздоровительная деятельность
- Пальчиковая гимнастика "Компот"
- Работа с родителями:
- Консультация «Как приучить ребёнка есть овощи и фрукты».
- Цель: Помочь родителям осознать важность включения овощей и фруктов в рацион детей.
- Выставка: «Яблоневое дерево», коллективная работа детей
- Подведение итогов:
В ходе проекта у детей возник интерес жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, каковы плоды на вкус, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.
Совместная работа с родителями показала результат - активное участие в проведении выставок, активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах и фруктах.
Слайд 5
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Познавательно-исследовательский проект «Профессии» с детьми 4–5 лет
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение его к ценностям.
Цель проекта: Закрепить и расширять знания о профессиях.
Задачи:
• Познакомить детей с профессиями;
• Расширять словарный запас детей;
• вызвать интерес к разным профессиям;
Реализация проекта
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание картин с разными профессиями, альбомов, загадок.
- Сюжетно – ролевые игры «Почтальон», «Повар», «Магазин», «Пожарный», «Школа».
- Экскурсии с детьми: в пожарную часть, почту, школу, на пищеблок детского сада,
- Беседа "Кем работают мои родители"
- Рисование «Кем я хочу стать!»
- Занятия художественно-продуктивной деятельности
- Ручной труд «Пожарный щит»
- Изготовление макета «Почтовое отделение».
- Рисование «Я в роли учителя».
- Рисование-раскрашивание «Повар»
- Загадывание загадок о профессиях.
- Участие родителей в реализации проекта.
- Создание слайд - шоу «Моя профессия».
- Разучивание стихотворений про профессии.
- Разучивание пальчиковой гимнастики "Профессии".
- Игры детей с дидактическим материалом о профессиях, пальчиковые игры о профессиях, потешки, загадывание загадок о профессиях, сюжетно-ролевые.
- Создание выставки детских работ, макетов «Наша экскурсия».
В ходе реализации проекта, дети познакомились с профессиями, узнали, как опасна работа пожарного, как работает почтальон, повар, познакомились со школой и учителями.
Слайд 6
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Экологический проект «Наши зеленые друзья» для детей 6–7 лет
Тип проекта: творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Актуальность: Мир растений - величайшее чудо природы, наш целитель, наше богатство и царство красоты. Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных редчайших и полезных для человека веществ. Многие лекарственные растения прошли через века, дарят здоровье десяткам поколений.
Цель: Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни, представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу, развитие мышления, связной речи детей.
Задачи:
- Дать детям представление о значении растений в жизни человека, познакомить с лекарственными растениями, их полезными свойствами; уметь различать и называть их.
- Дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения простуды, исцеления ран, от укусов насекомых и т. д.
- Формировать представление о роли комнатных растений в очищении воздуха от веществ, вредных для здоровья человека.
- Систематизировать знания об основных потребностях комнатных растений (полив, удаление пыли, рыхление).
- Учить выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ухаживать за комнатными растениями.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, ответственность за развитие и жизнь комнатных растений.
- Развивать любознательность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Реализация проекта:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Растения, которые нас лечат», пословиц, изречений о здоровье.
- Рассматривание иллюстраций в книгах, наблюдение за комнатными растениями.
- Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «Я расту»; «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Грипп», отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей, К. Чуковский «Доктор Айболит». Творческая инсценировка отрывков из произведения «Доктор Айболит».
- Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Больница».
- Дидактические игры: «Что ты знаешь о…», «Чтобы не болеть надо…», «Что было бы, если бы…», «Путаница».
- Консультации для родителей: «Ребенок растет здоровым», «О комнатных растениях, очищающих воздух».
- Интегрированные занятия «Лекарственные растения», «Наши комнатные растения», беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме
- Составление рассказов «Если я заболел…»
- Сбор с детьми информации о семейных народных рецептов «Зеленая аптека природы».
- Проведение домашней фотосъемки на тему «Мои комнатные растения».
- Презентация проектов «Комнатные растения для нашего оздоровления».
- Организация выставки проектов детей.
- Коллективная работа в детском саду: оформление стенгазеты «Комнатные растения – наши друзья».
- Презентация проекта.
- Книга семейных рецептов «Зеленая аптека природы».
- Выпуск стенгазеты – «Комнатные растения – наши друзья».
Результатом проекта, стала организация интересной, содержатнльной, общественно-значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
Слайд 7
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Слайд 8
Первый этап – «выбор темы».
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Слайд 9
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект –в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ Цель проектной деятельности - развитие свободной творческой личности ребенка действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы
Этапы: Первый этап – подражательско - исполнительский , реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет
Второй этап – развивающий , он характерен для детей 5–6 лет
Третий этап – творческий , он характерен для детей 6–7 лет
Раскрытие творческого потенциала; Умение работать в группе ; Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми; Умение презентовать свою работу. Что такое проект для ребенка?
Работа над проектом Первый этап – “выбор темы ” Второй этап – реализация проекта Третий этап – презентация Четвёртый этап – рефлексия
Последовательность работы педагога над проектом ц ель решения проблемы план п ривлечение специалистов ДОУ составление плана, схемы с бор информации п роведение мероприятий домашние задания самостоятельные творческие работы детей и родителей презентация проекта п одведение итогов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...
Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...