Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и принцессы"
проект (старшая группа) на тему

Демидова Оксана Викторовна

       Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по гендерному воспитанию детей

«Рыцари и принцессы"

Паспорт проекта.

Авторы проектавоспитатели -  Панфилова О. А.

   Демидова О.В. 

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей«Социально – коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Участники проектаВоспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь - февраль 2018г.)

Тип проекта: Познавательно - творческий.

Актуальность.

Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. Проведя анкетирование родителей было выявлено, что родители недостаточно компетентны в вопросах гендерного воспитания. Не придают данной теме важности. Женщины берут на себя большой функционал семейных обязанностей. Например, все мамы работают,80% из них в основном берут заботу по уходу за детьми на себя, только 30% пап ежедневно играют с детьми, читают им книги, занимаются. Мамы иногда берут на себя традиционно свойственные мужчинам функции: водят машину, делают ремонты и т. д. Пример взрослого имеет большое значение для формирования у детей гендерных представлений, различий и соответствующего поведения.

Наблюдения за детьми.

Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

При изучении специальной литературы, мы отметили, что в дошкольном возрасте неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерныхособенностей может оказать чтение художественных произведений – сказок.

Ярко выражены гендерные различия у сказочных героев прошлого рыцарей и принцесс. Эти персонажи доступны для понимания детям среднего дошкольного возраста. Яркие отличительные особенности можно увидеть во внешнем облике (прическа, наряды, украшения и т. д., в манере поведения, поступках, речевом этикете, в правилах вежливости.

Проведя диагностику метом наблюдения и соц. опроса, было выявлено следующее:

- 100% детей имеют узкие представления о сказочных героях прошлого (рыцарей и принцесс).

- 80% детей не умеют отразить имеющиеся знания полоролевых особенностей в игровой деятельности.

Цель: создание условий в ДОУ для формирования гендерных различий детей в процессе ознакомления с художественной литературой исторического содержания.

Задачи в работе с детьми:

- Расширить гендерные представления детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с образами рыцарей и принцесс;

-Расширить у детей интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек через художественную литературу;

Воспитать положительные нравственно – волевые черты личности ребенка в процессе изучения сказок, описывающих достижения и геройские поступки главных героев.

Задачи в работе с родителями:

- Формировать гендерную компетентность, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребенка;

- Привлекать к активному участию в жизни ребенка, осведомленности о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.

Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап:

- Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет – сайтов по данной проблеме.

- Диагностика детей для выявления уровня знаний ребенка о полоролевых особенностях, гендерном поведении, знаний детьми сказок с историческим содержанием.

- Подбор художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.

Основной этап.

Формы работы с детьми: игра, беседа, чтение сказок и др.

Формы работы с родителями: беседы, консультации, папки – передвижки, домашние задания (создание герба семьи, создание костюмов рыцарей и принцесс) и др.

Неделя Название Планирование действий Работа с родителями

1 неделя:  «Какие же наши принцессы?» -Чтение сказок«Дикие лебеди»«О маленькой принцессе»«Морозко»;

-Рассматривание иллюстраций,

-СРИ «Салон красоты»«Семья». Изготовления замка на ширму

2 неделя: «Как стать принцессой -Беседы по теме«Какая я девочка?»«Чем отличается девочка от мальчика?»;

-ДИ «Одень принцессу»,

-Сказки«Рукодельница и ленивица», Крошечка - Хаврошечка», «Золушка»,

-Рисование корон, шлемов, щитов.  

3 неделя: «Какие же наши рыцари -Чтение сказок «Храбрый рыцарь»«Царевна лягушка»«Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо», о богатырях«Добрыня Никитич и змей горыныч»«Алеша Попович и тугарин змей», рассматривание иллюстраций, беседы по теме. Изготовление костюмов рыцарей и принцесс.

4 неделя: «Как становились рыцарями -Беседы по теме«Какой я мальчик?»

-ДИ «Подбери рыцарю одежду»,

-Чтение былины (отрывок) «Илья Муромец»«Финист – ясный сокол»(отрывок, «Иван - царевич»

-Конструирование замка из конструктора «Лего»

-СРИ «Охотники»Рыцарский турнир» Изготовление костюмов рыцарей и принцесс.

5 неделя: «Сложно ли быть рыцарем и принцессой -Разучивание танца «Менуэт»

-Проведение мероприятия - квест: «Рыцари и принцессы» Показ открытого занятия «Наши рыцари и принцессы»

Заключительный этап.

-Итоговая диагностика (в беседах)

Заключительной частью проекта было проведение мероприятия «Рыцари и принцессы», где дети показали свои знания, характерные для мальчика и девочки.

Изготовление папки проекта.

Презентация проекта.

Результат:

-Сценарий каеста,

-конспекты занятий,

-Презентация «Рыцари и принцессы» в PowerPoint,

-папка проекта,

-дидактические игры,

-веера,

-рыцарские доспехи,

-фотоальбомы «Профессии наших пап и мам»,

-«Консультации для мам и пап».

В музыкальной деятельности мы с педагогом так же стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, рыцари). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, куклами). Все это способствует развитию представлений ребенка о своем поле.

Работа с родителями.

Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе.

Результативность:

Работа по гендерному воспитанию детей в процессе проектной деятельности принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявляются традиционные свойства личности: мужественности – у мальчиков, женственности- у девочек.

Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. По результатам опроса было выявлено, что 96% родителей теперь ясно представляют, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только 4% еще испытывают трудности в этом вопросе.

Используемая литература:

1. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях»

2. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»

3. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»

4. Интернет – ресурсы. Журнал «Обруч»«Дошкольное воспитание».

Приложение 1.

Конспект беседы по гендерному воспитанию «Если б я был девчонкой»

Тема: Э. Успенский "Если б я был девчонкой"

Цели:

-формирование гендерной принадлежности посредством детской литературы;

-уточнить представления о характерных видах деятельности мальчиков и девочек;

-побуждать участвовать в беседе;

Ход беседы

-Ребята, мы с вами много говорили о мальчиках и девочках, об их отличии между собой. Расскажите, чем же отличаются девочки от мальчиков? (ответы детей: одеждой, прической)

-Хорошо. А в какие игры любят играть девочки? А мальчики?

(девочки в куклы, салон красоты; мальчики в машинки, строители, ремонтная мастерская).

-А дома вы помогаете маме и папе? Как?

-Сегодня я бы хотела прочитать вам стихотворение Эдуарда Успенского, которое называется "Если б я был девчонкой!"

Чтение стихотворения

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

— Молодчина ты, сынок.

-Понравилось стихотворение?

-Почему мальчик сожалеет о том, что он не девочка? (он хотел помочь маме).

-А разве только девочки могут помогать мамам?

-А как наши мальчики помогают мамам?

-Конечно, ребята, и мальчики могут вымыть пол, убрать свои игрушки, помыть посуду. Но чаще всего это делают девочки, потому что они будущие мамы. А мальчики помогают папам что-нибудь чинить и строить, так как они в будущем станут мужчинами.

-Так какие же виды деятельности характерны для девочек? Что делают девочки по дому? (накрывают на стол, моют посуду, поливают цветы.)

-А мальчики? (помогают маме нести сумку, папе чинить машину).

Заключительная часть

- Какое стихотворение мы сегодня читали? Кто его написал?

-А моет ли мальчик стать девочкой? А девочка мальчиком?

-Ребята, мальчик никогда не станет девочкой, как и девочка не станет мальчиком. кем мы родились, тем мы и останемся - это неизменно!

Приложение 2.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мы разные, но мы вместе!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Цель:

1. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности, формирование образа «я»!

2. Закрепить знания о круге увлечений интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола.

3. Закрепить представления в зависимости имени человека от его половой принадлежности, активизировать словарь детей: имена людей (мужские и женские).

4. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Средства: карточки с изображение пар животных, карточки с изображением детенышей, карточки с изображение предметов для мальчиков и девочек, разборный цветок, две корзинки, кукла Незнайка, зеркальце.

Способы: использование художественного слова, д/и, поощрения, вопросы к детям.

Мотивация: поможем Незнайке найти родителей для малышей.

Индивидуальная работа: повторить свои полные имена с Надей, Настей, Женей, Сашей.

Дифференцированный подход: мальчики берут картинки с игрушками из зеленой корзинки, а девочки из желтой.

Предварительная работа: чтение стихотворения Д. Хармса «Маленький народ», д/и «Кто я?»«Волшебный цветок».

Рефлексия: Что мы сегодня делали? Как мы помогли Незнайке? Какие качества мальчиков и девочек называли?

Результат:

1. Знает круг увлечений своего и противоположного пола.

2. Умеет описать свой образ.

3. Называет свое полное имя, отвечает на вопросы воспитателя.

4. Проявляет интерес к участию в совместных д/и.

Методическое обеспечение: Н. Е. Татаренцева «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы», А. М. Щетинина и О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5 – 7 лет».

В: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте все вместе скажем: Доброе утро всем кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся,

Глазки откройте и посмотрите

Мы всех вас любим, и вы нас любите!

(дети встают в круг и повторяют слова).

В: Кто - то к нам стучится? Пойду, посмотрю.

В: Ребята смотрите, да это Незнайка.

Н: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики!

(девочки здороваются, мальчики здороваются).

Н: Я очень спешил к вам, хочу вас попросить о помощи.

Я один не могу помочь маленьким деткам, которые потеряли своих родителей. Они все время плачут и просят помочь, а я совсем запутался.

В: Не волнуйся, Незнайка! Мы с ребятами тебе поможем, правда, ребята?

Дети: Да.

В: Где же твои малыши?

Н: Я не мог их взять с собой, поэтому принес картинки, вот.

В: Ребята, посмотрите, узнали кто это?

(воспитатель показывает картинки с изображением детенышей животных детям).

Дети: да, это детеныши животных.

В: Ребята эти детеныши потеряли свою семью. Вы должны для каждого найти папу и маму (воспитатель раздает детям карточки с изображением животных, дети раскладывают детенышей животных в свою семью).

В: Незнайка, мы выполнили твое задание, ребята все сделали правильно.

Н: Вот спасибо мальчики и девочки, какие вы умные и дружные. А я вам за помощь хочу подарить волшебное зеркальце.

В: Давайте скажем Незнайке спасибо.

Дети: Спасибо.

В: Незнайка, оставайся с нами, мы тебе расскажем какие мы и во что любим играть.

Н: Хорошо, я согласен.

В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам взять карточку с тем изображением, во что вы любите играть и найти свое место согласно этой картинке. Девочки будут брать карточки из желтой корзинки, а мальчики из зеленой корзинки.

(дети берут картинки из корзинки и рассаживаются согласно изображениям на этих картинках).

В: Молодцы! Вы все расселись согласно своим карточкам. Мальчики вместе, потому что любят играть с чем?

Дети: Машинками, самолетами, инструментами, солдатиками.

В: Да. А девочки вместе, потому что играют?

Дети: С куклами, посудой, любят завязывать банты, наряжаться.

В: Правильно. Ребята, а мы с вами совсем забыли про подарок Незнайки – волшебное зеркальце. Я предлагаю поиграть в игру «Кто я?». Смотря в зеркало, нужно описать свою внешность и любимое занятие. А начнет игру: Незнайка.

Н: Я мальчик, меня зовут Незнайка. У меня голубые глаза, большая шапка с полями, я люблю играть с друзьями.

(дети по очереди, глядя в зеркало, рассказывают о себе).

В: Молодцы! Какое замечательное зеркальце. Незнайка, а тебе понравилась игра?

Н: Да, я много узнал о ребятах, но только почему у вас и девочку и мальчика зовут Саша?

В: Есть имена, которыми называют и мальчиков и девочек. Их имена схожи только в краткой форме, а полное имя звучит по – разному. Предлагаю вам назвать свои полные имена.

(дети называют свои имена: Андрей, Максим, Евгений, Александр, Данил, Александра).

Н: Спасибо, я много узнал об именах.

В: Незнайка, наши ребята не только добрые, но и дружные. Ребята, давайте с вами соберем цветок «Дружбы», для этого вы называете хорошее качество своего соседа, мальчика или девочки (воспитатель соединяет лепестки с серединкой).

(дети перечисляют качества: добрый, ответственный, внимательный, заботливая).

В: Вот наш цветок и собран. Вот какие мы молодцы! Давайте похлопаем друг другу! Ребята, я предлагаю вам подарить наш цветок «Дружбы» Незнайке, чтобы в его стране все дружили. Вы согласны?

Дети: Да.

В: Незнайка, а ты знаешь, что у людей бывает разное настроение?

Н: Как это?

В: А мы с ребятами тебе сейчас покажем. Мы будем играть в игру «Маленький народ». Ребята я буду читать вам стихотворение Д. Хармса«Маленький народ», а вы с помощью мимики и жестов будете показывать эмоциональное состояние. Девочки – женщин, а мальчики – мужчин. Понятно?

В: Читает стихотворение Д. Хармса «Маленький народ»:

Тра – та – та, тра – та – та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ:

Один дядя – вот такой,

Другой дядя – вот такой,

Третий дядя – вот такой,

А четвертый – вот такой.

Одна тетя – вот такая,

А вторая – вот такая,

Третья тетя – вот такая,

А четвертая – Вот такая.

В: Вот смотри, Незнайка, какие ребята у нас молодцы, правда?

Н: Да.

Дети: Да.

(мальчики показывают то или иное настроение (веселый, грустный, испуганный, девочки показывают эмоциональное состояние (веселая, злая грустная).

В: Ребята, а давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Как мы помогли Незнайке? Какие качества для девочек и мальчиков называли? Собирали цветок «Дружбы». Помогли малышам найти семью. Мимикой и жестами изображали эмоции.

Н: Ребята, мне жалко с вами расставаться, но пора возвращаться в свой город. До свидания.

Дети: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...

Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"

Проект предназначен для детей 5-6 лет....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и Принцессы»

Сроки реализации проекта: долгосрочный  Тип проекта:   Познавательно- творческий .  Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста...

Проект по гендерному воспитанию детей̆ старшего дошкольного возраста: «Дружим мы с тобою!»

Одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспит...