Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и принцессы"
проект (старшая группа) на тему
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_maltchikov_i_devochek_-_rytsari_i_printsessy.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по гендерному воспитанию детей
«Рыцари и принцессы"
Паспорт проекта.
Авторы проекта: воспитатели - Панфилова О. А.
Демидова О.В.
Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь - февраль 2018г.)
Тип проекта: Познавательно - творческий.
Актуальность.
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. Проведя анкетирование родителей было выявлено, что родители недостаточно компетентны в вопросах гендерного воспитания. Не придают данной теме важности. Женщины берут на себя большой функционал семейных обязанностей. Например, все мамы работают,80% из них в основном берут заботу по уходу за детьми на себя, только 30% пап ежедневно играют с детьми, читают им книги, занимаются. Мамы иногда берут на себя традиционно свойственные мужчинам функции: водят машину, делают ремонты и т. д. Пример взрослого имеет большое значение для формирования у детей гендерных представлений, различий и соответствующего поведения.
Наблюдения за детьми.
Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
При изучении специальной литературы, мы отметили, что в дошкольном возрасте неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерныхособенностей может оказать чтение художественных произведений – сказок.
Ярко выражены гендерные различия у сказочных героев прошлого рыцарей и принцесс. Эти персонажи доступны для понимания детям среднего дошкольного возраста. Яркие отличительные особенности можно увидеть во внешнем облике (прическа, наряды, украшения и т. д., в манере поведения, поступках, речевом этикете, в правилах вежливости.
Проведя диагностику метом наблюдения и соц. опроса, было выявлено следующее:
- 100% детей имеют узкие представления о сказочных героях прошлого (рыцарей и принцесс).
- 80% детей не умеют отразить имеющиеся знания полоролевых особенностей в игровой деятельности.
Цель: создание условий в ДОУ для формирования гендерных различий детей в процессе ознакомления с художественной литературой исторического содержания.
Задачи в работе с детьми:
- Расширить гендерные представления детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с образами рыцарей и принцесс;
-Расширить у детей интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек через художественную литературу;
- Воспитать положительные нравственно – волевые черты личности ребенка в процессе изучения сказок, описывающих достижения и геройские поступки главных героев.
Задачи в работе с родителями:
- Формировать гендерную компетентность, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребенка;
- Привлекать к активному участию в жизни ребенка, осведомленности о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет – сайтов по данной проблеме.
- Диагностика детей для выявления уровня знаний ребенка о полоролевых особенностях, гендерном поведении, знаний детьми сказок с историческим содержанием.
- Подбор художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.
Основной этап.
Формы работы с детьми: игра, беседа, чтение сказок и др.
Формы работы с родителями: беседы, консультации, папки – передвижки, домашние задания (создание герба семьи, создание костюмов рыцарей и принцесс) и др.
Неделя Название Планирование действий Работа с родителями
1 неделя: «Какие же наши принцессы?» -Чтение сказок: «Дикие лебеди», «О маленькой принцессе», «Морозко»;
-Рассматривание иллюстраций,
-СРИ «Салон красоты», «Семья». Изготовления замка на ширму
2 неделя: «Как стать принцессой?» -Беседы по теме: «Какая я девочка?», «Чем отличается девочка от мальчика?»;
-ДИ «Одень принцессу»,
-Сказки: «Рукодельница и ленивица», Крошечка - Хаврошечка», «Золушка»,
-Рисование корон, шлемов, щитов.
3 неделя: «Какие же наши рыцари?» -Чтение сказок «Храбрый рыцарь», «Царевна лягушка», «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо», о богатырях: «Добрыня Никитич и змей горыныч», «Алеша Попович и тугарин змей», рассматривание иллюстраций, беседы по теме. Изготовление костюмов рыцарей и принцесс.
4 неделя: «Как становились рыцарями?» -Беседы по теме: «Какой я мальчик?»
-ДИ «Подбери рыцарю одежду»,
-Чтение былины (отрывок) «Илья Муромец», «Финист – ясный сокол»(отрывок, «Иван - царевич»
-Конструирование замка из конструктора «Лего»
-СРИ «Охотники», Рыцарский турнир» Изготовление костюмов рыцарей и принцесс.
5 неделя: «Сложно ли быть рыцарем и принцессой?» -Разучивание танца «Менуэт»
-Проведение мероприятия - квест: «Рыцари и принцессы» Показ открытого занятия «Наши рыцари и принцессы»
Заключительный этап.
-Итоговая диагностика (в беседах)
Заключительной частью проекта было проведение мероприятия «Рыцари и принцессы», где дети показали свои знания, характерные для мальчика и девочки.
Изготовление папки проекта.
Презентация проекта.
Результат:
-Сценарий каеста,
-конспекты занятий,
-Презентация «Рыцари и принцессы» в PowerPoint,
-папка проекта,
-дидактические игры,
-веера,
-рыцарские доспехи,
-фотоальбомы «Профессии наших пап и мам»,
-«Консультации для мам и пап».
В музыкальной деятельности мы с педагогом так же стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнера, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, рыцари). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, куклами). Все это способствует развитию представлений ребенка о своем поле.
Работа с родителями.
Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе.
Результативность:
Работа по гендерному воспитанию детей в процессе проектной деятельности принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявляются традиционные свойства личности: мужественности – у мальчиков, женственности- у девочек.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. По результатам опроса было выявлено, что 96% родителей теперь ясно представляют, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только 4% еще испытывают трудности в этом вопросе.
Используемая литература:
1. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях»
2. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»
3. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»
4. Интернет – ресурсы. Журнал «Обруч», «Дошкольное воспитание».
Приложение 1.
Конспект беседы по гендерному воспитанию «Если б я был девчонкой»
Тема: Э. Успенский "Если б я был девчонкой"
Цели:
-формирование гендерной принадлежности посредством детской литературы;
-уточнить представления о характерных видах деятельности мальчиков и девочек;
-побуждать участвовать в беседе;
Ход беседы
-Ребята, мы с вами много говорили о мальчиках и девочках, об их отличии между собой. Расскажите, чем же отличаются девочки от мальчиков? (ответы детей: одеждой, прической)
-Хорошо. А в какие игры любят играть девочки? А мальчики?
(девочки в куклы, салон красоты; мальчики в машинки, строители, ремонтная мастерская).
-А дома вы помогаете маме и папе? Как?
-Сегодня я бы хотела прочитать вам стихотворение Эдуарда Успенского, которое называется "Если б я был девчонкой!"
Чтение стихотворения
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Отчего ж я не девчонка,
Я бы маме так помог.
Мама сразу бы сказала:
— Молодчина ты, сынок.
-Понравилось стихотворение?
-Почему мальчик сожалеет о том, что он не девочка? (он хотел помочь маме).
-А разве только девочки могут помогать мамам?
-А как наши мальчики помогают мамам?
-Конечно, ребята, и мальчики могут вымыть пол, убрать свои игрушки, помыть посуду. Но чаще всего это делают девочки, потому что они будущие мамы. А мальчики помогают папам что-нибудь чинить и строить, так как они в будущем станут мужчинами.
-Так какие же виды деятельности характерны для девочек? Что делают девочки по дому? (накрывают на стол, моют посуду, поливают цветы.)
-А мальчики? (помогают маме нести сумку, папе чинить машину).
Заключительная часть
- Какое стихотворение мы сегодня читали? Кто его написал?
-А моет ли мальчик стать девочкой? А девочка мальчиком?
-Ребята, мальчик никогда не станет девочкой, как и девочка не станет мальчиком. кем мы родились, тем мы и останемся - это неизменно!
Приложение 2.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мы разные, но мы вместе!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Цель:
1. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности, формирование образа «я»!
2. Закрепить знания о круге увлечений интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола.
3. Закрепить представления в зависимости имени человека от его половой принадлежности, активизировать словарь детей: имена людей (мужские и женские).
4. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.
Средства: карточки с изображение пар животных, карточки с изображением детенышей, карточки с изображение предметов для мальчиков и девочек, разборный цветок, две корзинки, кукла Незнайка, зеркальце.
Способы: использование художественного слова, д/и, поощрения, вопросы к детям.
Мотивация: поможем Незнайке найти родителей для малышей.
Индивидуальная работа: повторить свои полные имена с Надей, Настей, Женей, Сашей.
Дифференцированный подход: мальчики берут картинки с игрушками из зеленой корзинки, а девочки из желтой.
Предварительная работа: чтение стихотворения Д. Хармса «Маленький народ», д/и «Кто я?», «Волшебный цветок».
Рефлексия: Что мы сегодня делали? Как мы помогли Незнайке? Какие качества мальчиков и девочек называли?
Результат:
1. Знает круг увлечений своего и противоположного пола.
2. Умеет описать свой образ.
3. Называет свое полное имя, отвечает на вопросы воспитателя.
4. Проявляет интерес к участию в совместных д/и.
Методическое обеспечение: Н. Е. Татаренцева «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы», А. М. Щетинина и О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5 – 7 лет».
В: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте все вместе скажем: Доброе утро всем кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите
Мы всех вас любим, и вы нас любите!
(дети встают в круг и повторяют слова).
В: Кто - то к нам стучится? Пойду, посмотрю.
В: Ребята смотрите, да это Незнайка.
Н: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики!
(девочки здороваются, мальчики здороваются).
Н: Я очень спешил к вам, хочу вас попросить о помощи.
Я один не могу помочь маленьким деткам, которые потеряли своих родителей. Они все время плачут и просят помочь, а я совсем запутался.
В: Не волнуйся, Незнайка! Мы с ребятами тебе поможем, правда, ребята?
Дети: Да.
В: Где же твои малыши?
Н: Я не мог их взять с собой, поэтому принес картинки, вот.
В: Ребята, посмотрите, узнали кто это?
(воспитатель показывает картинки с изображением детенышей животных детям).
Дети: да, это детеныши животных.
В: Ребята эти детеныши потеряли свою семью. Вы должны для каждого найти папу и маму (воспитатель раздает детям карточки с изображением животных, дети раскладывают детенышей животных в свою семью).
В: Незнайка, мы выполнили твое задание, ребята все сделали правильно.
Н: Вот спасибо мальчики и девочки, какие вы умные и дружные. А я вам за помощь хочу подарить волшебное зеркальце.
В: Давайте скажем Незнайке спасибо.
Дети: Спасибо.
В: Незнайка, оставайся с нами, мы тебе расскажем какие мы и во что любим играть.
Н: Хорошо, я согласен.
В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам взять карточку с тем изображением, во что вы любите играть и найти свое место согласно этой картинке. Девочки будут брать карточки из желтой корзинки, а мальчики из зеленой корзинки.
(дети берут картинки из корзинки и рассаживаются согласно изображениям на этих картинках).
В: Молодцы! Вы все расселись согласно своим карточкам. Мальчики вместе, потому что любят играть с чем?
Дети: Машинками, самолетами, инструментами, солдатиками.
В: Да. А девочки вместе, потому что играют?
Дети: С куклами, посудой, любят завязывать банты, наряжаться.
В: Правильно. Ребята, а мы с вами совсем забыли про подарок Незнайки – волшебное зеркальце. Я предлагаю поиграть в игру «Кто я?». Смотря в зеркало, нужно описать свою внешность и любимое занятие. А начнет игру: Незнайка.
Н: Я мальчик, меня зовут Незнайка. У меня голубые глаза, большая шапка с полями, я люблю играть с друзьями.
(дети по очереди, глядя в зеркало, рассказывают о себе).
В: Молодцы! Какое замечательное зеркальце. Незнайка, а тебе понравилась игра?
Н: Да, я много узнал о ребятах, но только почему у вас и девочку и мальчика зовут Саша?
В: Есть имена, которыми называют и мальчиков и девочек. Их имена схожи только в краткой форме, а полное имя звучит по – разному. Предлагаю вам назвать свои полные имена.
(дети называют свои имена: Андрей, Максим, Евгений, Александр, Данил, Александра).
Н: Спасибо, я много узнал об именах.
В: Незнайка, наши ребята не только добрые, но и дружные. Ребята, давайте с вами соберем цветок «Дружбы», для этого вы называете хорошее качество своего соседа, мальчика или девочки (воспитатель соединяет лепестки с серединкой).
(дети перечисляют качества: добрый, ответственный, внимательный, заботливая).
В: Вот наш цветок и собран. Вот какие мы молодцы! Давайте похлопаем друг другу! Ребята, я предлагаю вам подарить наш цветок «Дружбы» Незнайке, чтобы в его стране все дружили. Вы согласны?
Дети: Да.
В: Незнайка, а ты знаешь, что у людей бывает разное настроение?
Н: Как это?
В: А мы с ребятами тебе сейчас покажем. Мы будем играть в игру «Маленький народ». Ребята я буду читать вам стихотворение Д. Хармса: «Маленький народ», а вы с помощью мимики и жестов будете показывать эмоциональное состояние. Девочки – женщин, а мальчики – мужчин. Понятно?
В: Читает стихотворение Д. Хармса «Маленький народ»:
Тра – та – та, тра – та – та,
Растворились ворота,
А оттуда, из ворот,
Вышел маленький народ:
Один дядя – вот такой,
Другой дядя – вот такой,
Третий дядя – вот такой,
А четвертый – вот такой.
Одна тетя – вот такая,
А вторая – вот такая,
Третья тетя – вот такая,
А четвертая – Вот такая.
В: Вот смотри, Незнайка, какие ребята у нас молодцы, правда?
Н: Да.
Дети: Да.
(мальчики показывают то или иное настроение (веселый, грустный, испуганный, девочки показывают эмоциональное состояние (веселая, злая грустная).
В: Ребята, а давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Как мы помогли Незнайке? Какие качества для девочек и мальчиков называли? Собирали цветок «Дружбы». Помогли малышам найти семью. Мимикой и жестами изображали эмоции.
Н: Ребята, мне жалко с вами расставаться, но пора возвращаться в свой город. До свидания.
Дети: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...
Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"
Проект предназначен для детей 5-6 лет....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и Принцессы»
Сроки реализации проекта: долгосрочный Тип проекта: Познавательно- творческий . Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста...
Проект по гендерному воспитанию детей̆ старшего дошкольного возраста: «Дружим мы с тобою!»
Одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспит...