Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
ДЕТСКИЙ САД ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ №35 « РУЧЕЁК»
Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, улица Советская 37 телефон (86350)42005
ИНН: 6102008899 , КПП: 610201001 , ОРГН: 1026100666184 , Е-mai: MDOYRucheek35@yandex.ru
Проект
«Гендерное воспитание детей 5-6 лет»
Подготовила:
Ефимова Е.С.
Содержание
- Вид проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Срок реализации проекта
- Участники проекта
- Образовательная деятельность
- Актуальность темы
- Предполагаемые результаты
- Теоретическое обоснование проекта
10.Реализация педагогического проекта
11.Диагностика
12 .Заключение по проекту
Приложение
- Вид проекта
Долгосрочный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств.
- Цель проекта
1.Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОУ.
2.Становление самостоятельности ,целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Задачи проекта
1. Создание условий для формирования у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
2. Создание условий для формирования навыков и умений поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
3. Создание условий для предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
4. Создание условий для привлечения родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.
- Срок реализации проекта
Срок реализации проекта: сентябрь 2015г. – май 2016 г.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях МБДОУ.
II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.
III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа), их родители, воспитатели.
- Образовательная деятельность
Социально-коммуникативное,развитие,познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Актуальность темы
Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов , определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.
- Предполагаемые результаты
На региональном уровне:
* систематизация и пропаганда опыта по проблеме;
* обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;
* совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.
На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.
У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:
1. Гендерно - ориентированное поведение.
2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
4. Нравственные качества, принятые в обществе.
5. Коммуникативно-речевые навыки.
6. Мышление, память воображение.
7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
9.Теоретическое обоснование
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?
Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:
- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;
- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;
- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.
К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МБДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
10. Реализация педагогического проекта
План реализации проекта
№ этапа | Основные направления деятельности | Сроки | Ответственные |
1 Э | 1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме. 2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми. 3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы. 4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты). 5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом). 6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы ( альбомы, коллажи и др.). | сентябрь-октябрь 2015г. | Воспитатели группы |
2 Э | 1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников». С дошкольниками: - специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время; - беседы; - чтение художественной литературы; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения; - подвижные игры; - проектная деятельность; - конкурсы; - организация различных выставок; - встречи с интересными людьми; - экскурсии, целевые прогулки; - просмотр диа- и видеофильмов; - тематические вечера и досуги; - творческая деятельность детей; - составление рассказов детей по темам проекта. С родителями: - диагностическая работа; - анкетирование; - проведение месячников к знаменательным датам; - проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций; - беседы; - консультации; - тематические вечера; - досуги; - организация различных выставок; - творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.); - совместные субботники по благоустройству территории детского сада; - проведение Дня открытых дверей; - просмотр родителями различных видов деятельности с детьми; - вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее). | Сентябрь 2015г.- Май 2016г. | Воспитатели группы, родители |
3 Э | 1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта. 2. Оценка эффективности реализации. педагогического проекта. 3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада. 4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников. | май 2016г. | Воспитатели группы |
11.Диагностика
Входная диагностика проводится с детьми и родителями в начале учебного года. С родителями проводится анкетирование (см. Приложение), с детьми – в форме опроса (см. Приложение, Методика определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет).
Заключительная диагностика проводится по аналогичной методике в конце учебного года.
12 .Заключение по проекту
Создавая этот инновационный проект, мы сделали вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.
«Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).
На наш взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я – мальчика (девочки).
Востребованность результатов реализации проекта.
Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью.
-серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;
- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.
Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.
Приложение.
Анкета №1
Уважаемые родители!
Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:
Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….
Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….
С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………
Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ………………………………………………………………..
Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ………………………………………………………………………………………………………………
Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ……………………………………………………………………………………………………………
Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………
Какие черты характера следует формировать у девочек?………………………………………………………………………………………….
Какие черты характера следует формировать у мальчиков?………………………………………………………………………………………
Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? ……………………………………………………………………………………………………………
Анкета №2
Уважаемые родители!
Для определения эффективности проведенной работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:
Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….
Продолжите фразу: гендерное воспитание – это ………………………………………………………………………………………………………………….
Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….
С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………
Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………
Как вы оцениваете содержание работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам гендерного воспитания детей 5-6 лет? (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) ………………………….
Все ли методы и организационные формы проводимой работы вас устроили? Что бы хотелось изменить, дополнить? ……………………………………………………………………………………………………………………
Используете ли вы полученные знания о гендерном воспитании в общении со своими детьми? ………………………………………………………………….
Ваши замечания и предложения по совершенствованию работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников»……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Благодарим за помощь!
Критерии и уровни формирования
гендерных представлений у детей
Критерии | Уровни | ||
высокий | средний | Ниже среднего | |
Баллы | 3 балла за пункт | 2 балла за пункт | 1 балл за пункт |
Знания о мужском и женском поле | Знает, что существует два пола: мужской и женский; есть мужчины и женщины | Имеет представление о существовании мужского и женского полов. | |
Знает и понимает, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность во сне и пищи), но отличаются внешним видом, характером, поведением | В основном знает, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность в сне и пищи), но отличаются внешним видом, характером, поведением | Затрудняется в определении схожих и отличительных черт между людьми | |
Знает и понимает смысл родственных отношений | Знает смысл родственных отношений. Имеет представление о внутрисемейных половых ролях соответствующим общим представлениям | Имеет представление о внутрисемейных половых ролях соответствующим общим представлениям | |
Сформи рованность понимания полороле вого поведения | Ассоциирует себя с определенным полом и понимает, что он не меняется | Ассоциирует себя с определенным полом, но испытывает затруднения в понимании, что он не меняется | |
Осмысленное поведение, соответствующее полу ребенка | В играх и повседневной деятельности ребенок осмысленно ведет себя как представитель его пола (мужской или женский) | В играх и повседневной деятельности ребенок пытается вести себя как представитель его пола (мужской или женский), однако допускает ошибки | В играх и повседневной деятельности ребенок допускает ошибки в поведении, свойственном представителям его пола (мужской или женский) |
Методика определения уровня формирования гендерных представлений у детей 5-6 лет
Материалы и оборудование: картонные фигурки мальчика и девочки, их членов семьи, карточки с изображением одежды, игрушек, письменных принадлежностей, инструментов.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания.
Рассмотреть фигурки и сказать кто это?
Сравнить фигурки, найти общие и отличительные черты.
Выбрать фигурку, соответствующую полу ребенка, выполняющего задание. Объяснить свой выбор.
Ответить на вопрос: «Когда вырастешь, кем ты будешь: мужчиной или женщиной?» Объяснить свой выбор.
Рассмотреть карточку с изображением одежды и определить, что предназначено для мальчика, а что для девочки. Объяснить свой выбор.
Рассмотреть карточку с изображением игрушек, и определить в какие игрушки играет мальчик, а в какие девочка. Объяснить свой выбор.
Рассмотреть карточку с изображением письменных принадлежностей и определить, что предназначено для мальчика, а что для девочки. Объяснить свой выбор.
Рассмотреть карточку с изображением инструментов и предметов утвари, определить, какими инструментами может пользоваться мальчик, а какими девочка. Объяснить свой выбор.
Рассмотреть карточку с изображением членов семьи. Предложить ребенку дать краткую характеристику членов своей семьи.
Предложить ребенку назвать черты характера мальчика и девочки. Объяснить свой ответ.
20-30 баллов – высокий уровень
10-20 баллов – средний уровень
0-10 баллов – ниже среднего
Оценка ответов детей:
0 балов – нет ответа, ответ неправильный.
1 – ответ не совсем правильный, правильный, но неполный.
2 – ответ правильный, но недостаточно полный.
3 – ответ правильный и полный.
Показатели гендерной воспитанности
детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень:
- владение представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков; дифференциями функциональных особенностей мужчин и женщин;
- полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской» — адекватное мужскому типу поведения, но сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков – аналогично;
- ориентировка на эталоны «мужского» («женского») поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками), осознание многогранности маскулинных и фемининных проявлений;
- проявление у дошкольников постоянного и устойчивого интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры;
- ценностное отношение к себе, как человеку соответствующего пола, восприятие других с этой точки зрения, умение видеть формы выражения людьми положительных и отрицательных переживаний;
- наличие нравственно-волевых качеств, характерных для девочек и мальчиков;
- адекватная, мотивированная оценка своего полового образа (внешние, внутренние качества), полоролевого поведения; осознание ценности и значимости полоролевого поведения в совместной жизнедеятельности детей;
- способность к проектированию у себя «мужских» («женских») черт личности, самосовершенствованию «мужской («женской») индивидуальности.
Средний уровень:
- владение представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков; нечеткая дифференциация функциональных особенностей мужчин и женщин;
- полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде – не всегда адекватное по действиям, в «женской» — адекватное мужскому типу поведения, не сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков – аналогично;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.
Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...