Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"
проект (старшая группа) на тему

ЕФИМОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Проект предназначен для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект33.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

ДЕТСКИЙ САД ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ №35 « РУЧЕЁК»

Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, улица Советская 37 телефон (86350)42005

ИНН: 6102008899 , КПП: 610201001 , ОРГН: 1026100666184 , Е-mai: MDOYRucheek35@yandex.ru

                        Проект

«Гендерное воспитание детей 5-6 лет»

                 

                                                                                 

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                     Ефимова Е.С.

Содержание

  1. Вид проекта
  2. Цель проекта
  3. Задачи проекта
  4. Срок реализации проекта
  5. Участники проекта
  6. Образовательная деятельность
  7. Актуальность темы
  8. Предполагаемые результаты
  9. Теоретическое обоснование проекта

10.Реализация педагогического проекта

11.Диагностика

12 .Заключение по проекту

Приложение

  1. Вид проекта

    Долгосрочный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств.

  1. Цель  проекта

1.Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОУ.

2.Становление самостоятельности ,целенаправленности и        саморегуляции собственных действий.

  1. Задачи  проекта

     1.  Создание условий для формирования у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

     2. Создание условий для  формирования навыков и умений поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви,  доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

     3. Создание условий для предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

     4. Создание условий для привлечения родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

  1. Срок реализации  проекта

Срок реализации проекта: сентябрь 2015г. – май 2016 г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях МБДОУ.

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта  по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

  1. Участники  проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа), их родители, воспитатели.

  1. Образовательная деятельность

Социально-коммуникативное,развитие,познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  1. Актуальность  темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов , определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

  1. Предполагаемые  результаты

На региональном уровне:

*        систематизация и пропаганда опыта по проблеме;

*         обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;

*         совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.

На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно - ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

9.Теоретическое обоснование

     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью.  Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

     Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

     Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

     Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

     Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

     Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

     К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

     Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МБДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

10. Реализация педагогического проекта

План реализации проекта

№ этапа

Основные направления деятельности

Сроки

Ответственные

1

Э
Т
А
П

1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми.

3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).

5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом).

6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы

 ( альбомы, коллажи и др.).

сентябрь-октябрь 2015г.

Воспитатели группы

2

Э
Т
А
П

1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников».

С дошкольниками:

- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

- подвижные игры;

- проектная деятельность;

- конкурсы;

- организация различных выставок;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии, целевые прогулки;

- просмотр диа- и видеофильмов;

- тематические вечера и досуги;

- творческая деятельность детей;

- составление рассказов детей по темам проекта.

С родителями:

- диагностическая работа;

- анкетирование;

- проведение месячников к знаменательным датам;

- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;

- беседы;

- консультации;

- тематические вечера;

- досуги;

- организация различных выставок;

- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);

- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;

- проведение Дня открытых дверей;

- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

Сентябрь

2015г.-

Май

2016г.

Воспитатели группы, родители

3

Э
Т
А
П

1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

2. Оценка эффективности реализации.

педагогического проекта.

3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.

4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

май

2016г.

Воспитатели группы

11.Диагностика

Входная диагностика проводится с детьми и родителями в начале учебного года. С родителями проводится анкетирование (см. Приложение), с детьми – в форме опроса (см. Приложение, Методика определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет).

Заключительная диагностика проводится по аналогичной методике в конце учебного года.

12 .Заключение по проекту

     Создавая этот инновационный проект, мы сделали вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.

     «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

     На наш взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в  гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является  он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека,  развивает      осознанное понимание значимости  себя  по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я – мальчика (девочки).

Востребованность результатов реализации проекта.

     Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью.

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.

      Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

     Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

 

                     Приложение.

Анкета №1

Уважаемые родители!

Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….

Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….

С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………

Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ………………………………………………………………..

Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ………………………………………………………………………………………………………………

Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ……………………………………………………………………………………………………………

Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………

Какие черты характера следует формировать у девочек?………………………………………………………………………………………….

Какие черты характера следует формировать у мальчиков?………………………………………………………………………………………

Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? ……………………………………………………………………………………………………………

Анкета №2

Уважаемые родители!

Для определения эффективности проведенной работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….

Продолжите фразу: гендерное воспитание – это ………………………………………………………………………………………………………………….

Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….

С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………

Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………

Как вы оцениваете содержание работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам гендерного воспитания детей 5-6 лет? (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) ………………………….

Все ли методы и организационные формы проводимой работы вас устроили? Что бы хотелось изменить, дополнить? ……………………………………………………………………………………………………………………

Используете ли вы полученные знания о гендерном воспитании в общении со своими детьми? ………………………………………………………………….

Ваши замечания и предложения по совершенствованию работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников»……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Благодарим за помощь!

Критерии и уровни формирования

гендерных представлений у детей

Критерии

Уровни

высокий

средний

Ниже среднего

Баллы

3 балла за пункт

2 балла за пункт

1 балл за пункт

Знания о мужском и женском поле

Знает, что существует два пола: мужской и женский; есть мужчины и женщины

Имеет представление о существовании мужского и женского полов.

Знает и понимает, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность во сне и пищи), но отличаются внешним видом, характером, поведением

В основном знает, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность в сне и пищи), но отличаются внешним видом, характером, поведением

Затрудняется в определении схожих и отличительных черт между людьми

Знает и понимает смысл родственных отношений

Знает смысл родственных отношений. Имеет представление о внутрисемейных половых ролях соответствующим общим представлениям

Имеет представление о внутрисемейных половых ролях соответствующим общим представлениям

Сформи

рованность понимания полороле

вого поведения

Ассоциирует себя с определенным полом и понимает, что он не меняется

Ассоциирует себя с определенным полом, но испытывает затруднения в понимании, что он не меняется

Осмысленное поведение, соответствующее полу ребенка

В играх и повседневной деятельности ребенок осмысленно ведет себя как представитель его пола (мужской или женский)

В играх и повседневной деятельности ребенок пытается вести себя как представитель его пола (мужской или женский), однако допускает ошибки

В играх и повседневной деятельности ребенок допускает ошибки в поведении, свойственном представителям его пола (мужской или женский)

Методика определения уровня формирования гендерных представлений у детей 5-6 лет

Материалы и оборудование: картонные фигурки мальчика и девочки, их членов семьи, карточки с изображением одежды, игрушек, письменных принадлежностей, инструментов.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания.

Рассмотреть фигурки и сказать кто это?

Сравнить фигурки, найти общие и отличительные черты.

Выбрать фигурку, соответствующую полу ребенка, выполняющего задание. Объяснить свой выбор.

Ответить на вопрос: «Когда вырастешь, кем ты будешь: мужчиной или женщиной?» Объяснить свой выбор.

Рассмотреть карточку с изображением одежды и определить, что предназначено для мальчика, а что для девочки. Объяснить свой выбор.

Рассмотреть карточку с изображением игрушек, и определить в какие игрушки играет мальчик, а в какие девочка. Объяснить свой выбор.

Рассмотреть карточку с изображением письменных принадлежностей и определить, что предназначено для мальчика, а что для девочки. Объяснить свой выбор.

Рассмотреть карточку с изображением инструментов и предметов утвари, определить, какими инструментами может пользоваться мальчик, а какими девочка. Объяснить свой выбор.

Рассмотреть карточку с изображением членов семьи. Предложить ребенку дать краткую характеристику членов своей семьи.

Предложить ребенку назвать черты характера мальчика и девочки. Объяснить свой ответ.

20-30 баллов – высокий уровень

10-20 баллов – средний уровень

0-10 баллов – ниже среднего

Оценка ответов детей:

0 балов – нет ответа, ответ неправильный.

1 – ответ не совсем правильный, правильный, но неполный.

2 – ответ правильный, но недостаточно полный.

3 – ответ правильный и полный.

Показатели гендерной воспитанности

детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень:

- владение представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков; дифференциями функциональных особенностей мужчин и женщин;

- полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской» — адекватное мужскому типу поведения, но сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков – аналогично;

- ориентировка на эталоны «мужского» («женского») поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками), осознание многогранности маскулинных и фемининных проявлений;

- проявление у дошкольников постоянного и устойчивого интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры;

- ценностное отношение к себе, как человеку соответствующего пола, восприятие других с этой точки зрения, умение видеть формы выражения людьми положительных и отрицательных переживаний;

- наличие нравственно-волевых качеств, характерных для девочек и мальчиков;

- адекватная, мотивированная оценка своего полового образа (внешние, внутренние качества), полоролевого поведения; осознание ценности и значимости полоролевого поведения в совместной жизнедеятельности детей;

- способность к проектированию у себя «мужских» («женских») черт личности, самосовершенствованию «мужской («женской») индивидуальности.

Средний уровень:

- владение представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков; нечеткая дифференциация функциональных особенностей мужчин и женщин;

- полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде – не всегда адекватное по действиям, в «женской» — адекватное мужскому типу поведения, не сориентированное на «женское» поведение; девочек в среде девочек и мальчиков – аналогично;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...