Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и Принцессы»
проект по теме
Сроки реализации проекта: долгосрочный Тип проекта: Познавательно- творческий .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rytsari_i_printsessy.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и Принцессы»
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо
Паспорт проекта.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие» ,
« Речевое развитие» , « Художественно – эстетическое развитие» , « Физическое развитие».
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный .
Тип проекта: Познавательно - творческий .
Актуальность. Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. Наблюдения за детьми. Наблюдая за детьми в группе, я заметила, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они поразному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи в работе с детьми:
• Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
• Формирование адекватной полу модели поведения;
• Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
• Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек.
• Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
• Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками; Задачи в работе с родителями:
• Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребёнка;
• Создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек;
• Привлечение к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его знаниях, умениях и опыте, приобретённых в дошкольном учреждении; Задачи педагогов:
• Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;
• Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;
• Изучение склонностей, интересов воспитанников;
• Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и девочек. Ожидаемые результаты проекта
• определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом; У родителей:
• Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
• проявление позиции активных участников воспитательнообразовательного процесса в ДОО. У педагогов:
• расширены представления об особенностях полоролевого развития детей
• разработаны комплексы занятий, дидактических игр;
• разработаны консультации для родителей; Первые шаги:
• Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет - сайтов по данной проблеме.
• Подбор дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.
• Анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.
• В целях пропаганды проведена консультация для родителей, где я рассказала о различии в психическом и физическом развитии мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения.
• Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины – мамы, мужчины – папы.
• Проживание с детьми вопросов: « Игры мальчиков и игры девочек. Какие они?» «В какие игры вы бы хотели играть в группе?»
Основной этап. Реализация проекта.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеется табличка с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти. Для девочек – полотенца розового цвета, для мальчиков – синего. Игровая деятельность В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», « Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности.
Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я
делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона « Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства. Трудовая деятельность Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственнобытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. Познавательная деятельность Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.
Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам:
1. «Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.
2. «Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения. 3. «Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
В беседах, ООД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях. В решении задач гендерного воспитания неоценимую помощь нам оказал народный фольклор. Я рассказала детям о традициях воспитания в семье мальчиков и девочек на Руси . В русских традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое. Мальчики и девочки в нашей группе очень любят играть в хороводные игры: «Лебёдушка и Сокол», « Кто у нас хороший?», «Царевич». Знакомились с народными играми: «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Перетягивание на палках», «Платок». Чтение художественной литературы Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
В старшей группе я провела для педагогов ДОУ открытый показ ООД по ознакомлению детей с р.н. сказкой «Журавль и Цапля». Задача гендерного воспитания: раскрыть детям понятие «семья». Дети рассуждали о ролях мужчины и женщины в семье, играли в игру, где нужно было мальчикам выбрать предметы необходимые в быту для мужчин, девочкам – для женщин. Продуктивная деятельность Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы. В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации. В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру. В музыкальной деятельности я с педагогом также стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:
• Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.) Работа с родителями Родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. Родители нашей группы активные и отзывчивые. Принимают участие во всех организованных мероприятиях, оказывают посильную помощь в создании условий для полоролевого воспитания детей в группе. Очень удачно прошло родительское собрание в форме психологической игры «Два взгляда на воспитание ребенка». Мамы и папы поделились друг с другом опытом в воспитании мальчиков и девочек, обсудили проблемы и пути их решения, играли в игры, которые играют дети в группе, папы для девочек мастерили корону, мамы для мальчиков – бумажные кораблики. Ко Дню защитников Отечества прошел спортивный конкурс «А, ну-ка, папы!». Участники соревновались в силе, ловкости.
К Международному женскому дню организовали конкурс «А, ну-ка, девочки!». Мамы готовили своих дочек к участию, помогали в выступлении. Промежуточные итоги. Подводя промежуточные итоги я могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию детей несет положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявляются традиционные свойства личности: мужественности - у мальчиков, женственности - у девочек. Создана копилка – «Именные стишки нашей группы», « Стишки о мальчиках и девочках», «Песенки о мальчишках и девчонках, а также их родителях», «Игры в которые мы играем», « Народные подвижные игры», «Хороводы и хороводные игры», фотоальбомы «Помощники», « Моя семья», «Мой папа в армии служил», «Мамулечки, бабулечки», а также «Консультации для мам и пап». Моя работа над проектом еще не закончена, нам с детьми предстоит итоговый этап. Я проведу анкетирование с родителями « Что вам дал проект?» и диагностическую беседу с детьми. В планах итоговое мероприятие для родителей и педагогов ДОУ «Рыцари и Принцессы».
Используемая литература: 1. Н.А.Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»
2. Т.Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»
3. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»
4. А.М. Щетинина, О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...
Проект "Гендерное воспитание детей 5-6 лет"
Проект предназначен для детей 5-6 лет....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и принцессы"
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществл...
Проект по гендерному воспитанию детей̆ старшего дошкольного возраста: «Дружим мы с тобою!»
Одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспит...