мини- музей русская изба
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
- Проект «Русская изба»
- Мини музей в детском саду
Введение в проект
Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. Проект построен по комплексно – тематическому прицепу: создание мини музея «Русская изба» в соответствии с темами недели.
Проблема проекта.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Русская изба». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Аннотация.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.
Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
Актуальность проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В нашем детском саду воспитываются дети, нормально развивающиеся и дети с нарушениями речи. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Знакомство с русской народной культурой , в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Первые годы жизни ребёнка- важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей странной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях то природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
- ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
- ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
- ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
- ценность слова, как возможность общаться;
- ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
- ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
- ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
- ценность познания мира;
- ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
- Художественно- эстетическое развитие
- Коммуникативно – личностное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
Проверка гипотезы. Методы исследования.
*Экскурсия в мини музей.
*Беседы с детьми.
*Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
*Чтение художественной литературы.
*Продуктивная деятельность(изготовление оберега)
*Театрализованные игры.
*Рассматривание быта и посуды.
*Заучивание потешек, прибауток, закличек.
*Использование русских песен и танцев.
*Проведение русских народных игр.
*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
*Рассказ о народных обычаях и традициях.
Организаторы проекта: Гредина Ю.А., Подсухина Н.В.
Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Родители воспитанников МКДОУ детский сад «Росинка» комбинированного вида заинтересованы в духовно-нравственном развитии своих детей, привитии интереса к истории и культуре своей Родины. Учитывая возрастные особенности детей, эта программа может быть успешно реализована во всех возрастных группах детского сада.
Сроки реализации: долгосрочный (2016-2019гг).
Цель проекта:
Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Задачи проекта:
- Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.
- Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.
- Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
- Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
- Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
- Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
В работе используются различные методы и приемы:
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Реализация проекта:
Подготовительный этап.
Цель: разработать проект.
*Изучение литературы по данной теме;
*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
*Составления графика посещения музея детьми;
*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
Основной этап.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Через организацию бесед о музеях, о том зачем они нужны? Что в ни храниться? Кто куда ходит и зачем? мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.
Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду : «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др.Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации Мини- музея «Русская изба».
Формы работы с родителями.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- благотворительные ярмарки;
- совместные с родителями праздники.
Заключительный.
*Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».
*Экскурсии.
*Приглашение гостей.
*Проведение образовательной деятельности в музее «Ходит сон близ окон»(для детей), «Милости просим, гости дорогие»(для родителей).
*Создание презентации мини- музея.
Ожидаемый результат:
У детей:
- Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
- Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
- Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
- Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
- Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:
доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам, малышам;
9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У родителей:
- Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
- Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
- Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Организационно-методическое обеспечение:
- программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством»Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
Интернет ресурсы.
Интеграция образовательных областей.
№п/п | Образовательная область | Содержание | Цель |
1 | Физическое развитие | Проведение народных игр на прогулке, занятиях, досугах, праздниках. Подвижные игры: русские народные, игра народов России, и разных стран. | Формирование интереса к народным видам спорта и играм. Укрепление физического здоровья. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками. |
2 | Познавательное развитие. | Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки. | Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны |
3 | Коммуникативно-личностное развитие | Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи. | Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.
|
4 | Речевое развитие | Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины. | Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям. |
5 | Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.
| Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности. |
Тематический план работы
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Дети от 3-4 лет
месяц | тема | цель | Задачи | Методы, приемы |
сентябрь | Что такое музей? | Познакомить детей с музеем.
| Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение. |
октябрь | Добрая изба | Знакомство с устройством избы
| Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
| Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. |
ноябрь | Печка – хозяйка. | Знакомство детей с печью.
| Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ. Обобщение. |
декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
| Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. Дидактическая игра: «Собери целое».
| Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. |
январь | К нам гости пришли | Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы | Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки. Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
| Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. |
февраль | Кот Пушок на печурке греется | Знакомство с обитателями избы (не людьми). | Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик» | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (Котика Пушка) Загадка про кота. Рассмотреть котов. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. |
март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление куклы Настеньки) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.
|
апрель | Волшебная прялица | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.
| Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину»
| Экскурсия в комнату русского быта Беседа. Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки) Загадки. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение. |
май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором
| Познакомить детей с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» | Экскурсия на Подворье Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки) Чтение сказки: «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
|
июнь | День рождения березки (троица – семик) | Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки» | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла», | Экскурсия на Подворье. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа. Пословицы. Обобщение.
|
июль | Уж как я –ль мою коровушку люблю | Знакомство детей со скотным двором | Познакомить детей с домашними животными: Обогощать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки» | Экскурсия на скотный двор. Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Коровушки – угощение молоком. Словарная работа. Обобщение.
|
август | Во саду ли, в огороде | Обобщение пройденного музыкального материала | Обогащать словарный запас. Развивать выразительное пение, повысить активность детей и родителей в участии народных праздниках, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Р.Н.игры Пение хороводов: «как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде», «ходила младешенька» | Экскурсия на Подворье и огород. Сюрпризный момент: появление Бабушки Варварушки и деда Тита. Рассказ педагога, Словарная работа, работа с текстами песен, пословицы и поговорки. Обобщение. |
Дети от 4-5 лет
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы |
сентябрь | В гостях у хозяюшки | Знакомство детей с жилищем русского народа.
| Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (слайды с изображением избы разных областей). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» Обобщение. |
октябрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с музейными экспонатами.
| Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | Экскурсия в комнату русского быта Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение.
|
ноябрь | Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) | Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
| Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». Чтение сказки «Три дочери» Пословицы. Обобщение. |
декабрь | Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) | Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.
| Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ музыкального руководителя. Словарная работа. Чтение сказки «Колосок». Беседа. Пословицы о труде. Обобщение |
январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» |
февраль | Посудочка хороша! (мир народной посуды) | Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.
| Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. | Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа о блюдах. Поговорки. Рассмотреть экспонаты. Пояснение Рассказ воспитателя. Словарная работа. Загадки о посуде. Сказка о чугунке. Обобщение. Итог.
|
март | Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась косник». «Опиши одежду Барышней в костюмах». | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах |
апрель | Сороки. | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник» |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
| Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину) Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». |
июнь | Пастух – пастушок, заиграй во рожок. (старинные крестьянские професии) | Формирование у детей представление о труде русских пастухов | Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли. Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов. Научить основным приемам игры на пастушьем барабане. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Словарная работа: Рожок, пастух, , дудочка, скотина, кормилец, кормилица. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD (р.н. наигрыши, звучание пастушьих инструментов) Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах, песенок, игр. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок» |
июль | У нашего крыльца нет веселию конца | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца» |
август | Яблонька – именинница (яблочный спас) | Формирование у детей представление о труде русских крестьян. | Познакомить детей с праздниками «медовый спас», «Яблочный спас», «Капустный спас». Формировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через пение, музицирование, игру и театрализацию. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия на подворье. |
Дети от 5-7 лет
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы |
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
| Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни) Р.Н.. игра: «Тетера». Обобщение. Итог.
|
октябрь | Скоро, девочки Покров | Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» | Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» |
ноябрь | Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
| Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
|
декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.
|
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» |
февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком |
март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение |
апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) | Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – бисероплетение: |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
| Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». |
июнь июль
| Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» |
август
| Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»
Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....
Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры...
Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...
"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...
Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Статья "Отражение Русской культуры в мини-музее «Русская изба»
создание мини - музея "Русская изба в ДОУ. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру и быт...