"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Воспитывать патриотические чувства детей необходимо с младшего дошкольного возраста. Для этого целесообразно создавать условия для детской деятельности адекватной возрасту детей, направленной на формирование чувства любви к Родине, уважения к традициям и культуре русского народаВ настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.Цель проекта:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста положительные эмоции, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством и знакомство с культурой русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с традициями русского народа. | 219.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Мини-музей «Русская изба»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Гордиенко Галина Николаевна
.Комсомольск на Амуре 201 7 год
В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам -укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Тип проекта: ролево-игровой
Вид проекта: групповой
Участники: дети младшей группы
Родители
Воспитатели
Музыкальный работник
Срок реализации: долгосрочный ( 2 года)
Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях
Л.Н.Толстой
Актуальность
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили знакомить детей с русской культурой с раннего детства .
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Проблема:
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Обоснование проблемы:
Воспитывать патриотические чувства детей необходимо с младшего дошкольного возраста. Для этого целесообразно создавать условия для детской деятельности адекватной возрасту детей, направленной на формирование чувства любви к Родине, уважения к традициям и культуре русского народа
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.
Цель:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста положительные эмоции, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно- прикладным искусством и знакомство с культурой русского народа
Задачи:
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами
• Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Ожидаемые результаты:
1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.
4.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом»..
5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
9.Будет пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
Продукт проекта: мини-музей «Русская изба»
Обеспечение проекта
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей.
-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Изготовление макета «Русская изба».
-Сбор предметов для музея «Русская изба».
-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской из
Реализация проекта
Реализация проекта
Этап проекта, задача | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1.Постановка проблемы | Показ мультфильма »Кот, петух и лиса» Беседа по содержанию Выяснить знания о том, что такое изба А вы хотите узнать, что в ней находится?
| Просмотр мультфильма »Кот, петух и лиса» | Родители: решение о принятии участия в проекте |
2. Организация работы над проектом | Беседа с детьми, направленная на определение предметов, находящихся в избе | -Высказывания предположений по определению предметов, находящихся в избе | - Помощь детям в поиске информации по теме в книгах, в
|
3. Выполнение проекта 4.Презентация проекта | Беседы:
Рассказы воспитателя:
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Заучивание пословиц, поговорок. Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
«Чтение художественной литературы» Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
Чтение стихотворений:
Социально – коммуникативное развитие. «Социализация», «Труд», «Безопасность». «Социализация» Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»
Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка». Труд Ручной труд:
«Безопасность» Беседы:
Художественно – эстетическое развитие.
Лепка: «Посуда» Аппликация: «Русская изба» Роспись « Дымковских игрушек», «Матрешек».
Физическое Подвижные игры:
Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Книжный уголок: Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок» Музыкальный уголок: деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели. Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей
|
Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы
Пополнение уголка ряжения(кокошники, сарафаны) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"
Занятие для детей средней группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....
Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"
Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....
Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
Статья рекомендуется педагогам дошкольных организаций, которые в своей работе среди основных задач ставят следующую: дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испыта...
Краткосрочный проект в детском саду. " Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры"
Воспитание гражданина и патриота,любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своей семьи,своего народа,его культуры....
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «22 марта — «Сороки»
Конспект занятия...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства «Русская изба»
Проект по приобщению к русским истокам...