Педагогический семинар – практикум «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
методическая разработка (подготовительная группа)
Введение
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, отношение к себе, как к педагогам.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагогов с родителями.
Как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности.
Предлагаемый нами практикум предназначен для обучения воспитателей, общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, умения воспринимать других такими, какими они есть.
Особенность практикума - это использование упражнений тренингового характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов социально активного обучения подготовки педагогов к общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Педагогический семинар – практикум
«Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Подготовили:
воспитатель Шершнева Е.О.
воспитатель Лопухина А.С.
Цель практикума — формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.
Задачи:
- Знакомство педагогов с особенностями эффективного взаимодействия с родителями.
- Обучение навыкам гибкости и доброжелательности в общении с родителями.
- Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.
- Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Введение
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, отношение к себе, как к педагогам.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагогов с родителями.
Как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности.
Предлагаемый нами практикум предназначен для обучения воспитателей, общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, умения воспринимать других такими, какими они есть.
Особенность практикума - это использование упражнений тренингового характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов социально активного обучения подготовки педагогов к общению.
Практическая часть:
1.Упражнение-энергизатор (музыка)
Цель: Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующие повышению энергетического и творческого потенциала.
Стоя, наклоны головы: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
Стоя, свести лопатки, делаем «ножницы»:
"Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить:
"Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками:
"На пути у меня нет преграды, все получится так, надо".
Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить:
"Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
Повороты туловища: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
Сложные отношения с родителями могут появиться даже у очень хорошего воспитателя и при замечательном устройстве детского сада.
А сейчас мы предлагаем Вам выполнить несколько упражнений:
2. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Целью этого упражнения является осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Воспитателям предлагается в группах по 4 человека создать, обобщённый портрет родителя, общение с которым у них вызывает отрицательные эмоции. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные чувства. Выполнив это упражнение, мы проанализируем его и ответим на следующие вопросы:
- Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт?
- Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
- Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
- Что Вы чувствовали при создании портрета «положительного» родителя? Есть ли в вашей группе такие родители?
(Выслушиваю ответы педагогов)
3. Игра-инсценировка, «Какие роли мы принимаем, общаясь с родителями»
В этом упражнении нужно показать фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями. Для выполнения этого задания воспитатели делятся на две подгруппы. В каждой подгруппе выбирают воспитателя, который будет вести фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями воспитанников в соответствии с принятой на себя ролью («учитель», «опекун», «партнёр», «всегда правый» т др.). Все остальные участники выступают в роли родителей воспитанников.
После завершения игры-инсценировки мы обсудим, в какой ситуации они чувствовали себя более комфортно: в роли ведущего или в роли родителей; какие позиции ведущего (воспитателя) способствуют их диалогическому общению с родителями, а какие ориентируют на монолог. (Выслушиваем мнения воспитателей)
4 «Войди в круг»
Целью упражнения является демонстрация воспитателями необходимости гибкого отношения к общению с родителями. Чтобы выполнить упражнение воспитатели встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остаётся за кругом - это воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова. После упражнения мы анализируем проделанную работу: что Вы испытывали, выполняя упражнение; легко ли Вам было войти в замкнутый круг; удалось ли это с первого раза, почему; как Вы считаете, общаясь с родителями вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом? (Выслушиваю ответы педагогов)
5 «Желаю Вам...»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного обращения с родителями.
Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы. В конце можно отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребёнке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребёнке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Давайте проанализируем это упражнение:
- Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания? (Выслушиваем ответы)
6 «Мимика и жесты»
Цель упражнения: формирования умения осознанного использования мимики и жестов в общении.
Воспитателям предлагается передать какое-либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Показать только при помощи рук родителям, как вёл себя сегодня их ребёнок. То же, только при помощи мимики (без жестов). То же, только при помощи мимики, жестов, поз.
Воспитатели, играющие роль родителей, задают вопросы педагогу до тех пор, пока не поймут смысл показанного. Выполнив упражнение, анализируем его:
- Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями?
- Оказывают ли влияние Ваша мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?
- Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам? (Выслушиваем педагогов)
В завершении практикума хотелось бы, чтобы Вы ответили на некоторые вопросы:
1. Позволил ли Вам практикум проявить свою активность, и творчество, и свою индивидуальность, поделиться опытом, убедиться, что проблемы в общении с родителями есть у всех педагогов; что-то другое?
Что Вы считаете главным в практикуме:
- формирование нового взгляда на процесс общения педагогов и родителей;
- преодоление психологических барьеров общения с родителями;
- формирование умений осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;
- осознание собственных трудностей в общении с родителями;
- другое? (Выслушиваю мнения педагогов)
Рефлексия практикума
Педагогам предлагается образным выражением передать эмоции, испытываемые ими в начале и конце занятия (возможно использование метафор, поэтических строк)
Заключение
При проведении практикума цель и задачи были выполнены. Отсутствие у педагогов мотивации для активной работы на практикуме, личностные взаимоотношения участников, страх, нежелание выполнять упражнения - таких трудностей на практикуме не было. Педагоги были активны и заинтересованы. Многие из них сделали для себя некоторые выводы. На практикуме воспитатели выделили методы работы с родителями, которые ориентируют на диалогическую форму общения, и методы, ориентирующие на монологическую форму общения. Педагоги считают, что главным в практикуме является преодоление психологических барьеров общения с родителями, осознание собственных трудностей в общении с родителями.
Практикум помог проявить педагогам свою активность, творчество, индивидуальность, понять свою позицию в общении с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель:диалог или монолог?»
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ...
Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"
Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...
Семинар-практикум «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Цель. Расширить теоретические знания и практические умения пеагогов в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: монолог или диалог?
Цель. Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников. Закрепить умение работать в коллективе....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Развивать понимание и принятие взаимодействия воспитателей с родителями как диалога равноправных партнеров; формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологическог...

Протокол педагогического семинара-практикума по теме: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.Задачи:- Знакомство педагогов с особенностями эффективного взаимодействия с родителями.- Обучение навыкам гиб...