Игры для детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Ведерникова Юлия Владимировна
Ранний возраст - очень важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Коротко остановимся на возрастных особенностях этого периода, которые определяют и своеобразие педагогических воздействий при работе с детьми от года до трёх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Игры для детей раннего возраста.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Коротко остановимся на возрастных особенностях этого периода, которые определяют и своеобразие педагогических воздействий при работе с детьми от года до трёх.

  1. Сорока-сорока
  2. Поехали-поехали.
  3. «В Кота»

Дети садятся в круг на головках у них щепочки – это сметана в крыночках. Один из игроков – «коток», сидит где-то в сторонке и наблюдает за крыночками со сметаной. Когда мать уходит на базар от детей, «Коток» тут как тут, является и всю сметанку слизывает с крыночек (с головок щепочки сбрасывает). И «коток» побежал, все детишки за ним. Бегут и «кота» ловят. Поймают «кота», колотят его и припевают:

Уже били кота,

Колотили кота!

Не ходи-ка ты, коток,

По сметанку, по творог

К бабушке в погребок!

  1. «В Кувшинчики», «В горшки» и пр.

Роль кувшинчика или горшка выполняют пестуемые дети, а само игровое действие выполняют пестуньи. Они высаживают детей в кружок, за каждым ребёнком стоит пестунья. Одна свободная девочка, ходит и ищет покупателя на свой горшок, спрашивая: «Нет ли у вас продажного горшка?» Если хозяйка соглашается, они произносят ритуальную фразу:

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов,

Шильце, мыльце,

Красное яичко,

Хорошего жениха,

Тогда они бьют «по рукам» и бегут в разные стороны по кругу, пытаясь первой добежать до продаваемого «горшка». Кто добежал, тот и выиграл, а оставшаяся свободной девочка начинает игру сначала.

  1. Игра «Голуби»

Тонкими палочками огорожены (или очерчены на земле) несколько городков, в которых живут голуби. Хозяин стоит перед каждым городом. Он выпускает пару голубей, и они бегают около других городов, размахивая крылышками, похлопывая в ладоши. Если они, зазевавшись, заигравшись, забегают на территорию чужого города, то хозяин этого города кричит: «Тут». Голубь тогда остаётся у него.

Игра «Голуби» учит детей быть внимательными к заданным правилом условиям. В этой игре активны не пестуньи, а маленькие дети. Они должны научиться оставаться внимательными к опасности при любых обстоятельствах. Нельзя заиграться, нельзя зайти на чужую территорию, поскольку там за тобой зорко следят и ты окажешься оторванным от своего дома, от своих близких. В этой игре ребёнок узнаёт, что его могут не только схватить физически, но и забрать словом, по закону. Пестунья же осваивает уже взрослое действие контроля и реализации правил.

***

Игры пестуний учат маленьких детей встрече с опасностью и способам её преодоления. Это игры «Коршун», «Овечки», «Ворон Иван Петрович», «Голубь» и прочие.

  1. Ворон Иван Петрович

Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери), делает первые шаги  к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения  себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам»), но в три года ребенок не способен еще воспринять символических смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей  важно  многократное проигрывание этой игры  со всеми деталями.

Игра первоначально может происходить в форме рассказывания  истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так все уже знают, в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.

Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками  (цыплятами).

«Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна всех своих курочек пересчитать). Наступила ночь» (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько прокрадывается и  забирает одну из курочек в свой домик, который должен быть закрыт чем-нибудь (ширмой, или занавеской). «Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать своих цыплят: Раз, два, три, четыре, ах, одной нет». Тогда хозяйка  идет к домику ворона и вступает в диалог с ним:

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
  • Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, три, ах одной нет.
  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

«Наступила ночь. Наступил день. Опять хозяйка считает своих курочек: раз, два, ах одной нет». Снова хозяйка идет на поле к Ворону.

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
  • Наступила ночь. Наступил день. Раз, ах одной нет.
  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

«Наступила ночь. Наступил день. Снова хозяйка считает: … Ах, ни одной нет» снова идет она к ворону.

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона.

  • Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып, цып.

Тут курочки выскакивают из своего укрытия и набрасываются и щиплют хозяйку, которая их не уберегла и ворона, который их украл.

Игры в кругу.

  1. Игра «Колпачок»

Дети становятся в хоровод. Один из них – колпачок – сидит на корточках в центре круга. Дети идут по кругу под песенку.

«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя растили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь»

На словах «На ноги поставили» колпачок поднимается с корточек и начинает танцевать. Он выбирает кого-нибудь, кто становится колпачком и игра начинается вновь.

Вариант. На словах «на ноги поставили» все сходятся в круг и приподнимают (помогают подняться) сидящего в центре ребенка.

  1. Игра «Яша» и другие игры типа «жмурки» в кругу.

Дети становятся в хоровод и движутся по кругу по песенку:

«Сиди, сиди, Яша

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.»

Хоровод останавливается и дети, хлопая в ладоши приговаривают речитативом.

Чок, чок, пятачок,

Стал наш Яша дурачок, (мужичок, простачок)

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут».

Один из детей раскручивает ребенка, стоящего в кругу с завязанными глазами. Когда слова закончились, он останавливается и выбирает кого-нибудь из круга вслепую. Ребенок должен назвать по имени того, кто ему попался. Если он угадал, то они меняются местами и игра продолжается вновь.

  1. «Дрема»

Дети движутся в хороводе под песенку вокруг сидящего в кругу ребенка с завязанными глазами.

«Сидит Дрема, сидит Дрема,

Сидит Дрема сама спит, сама спит (2 раза)

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, когда хошь, когда хошь,

Бери, Дрема, кого хошь, кого хошь.»

  1. Коза.

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

         Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга -  «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

                

                Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

                Искать  себе принцессу, принцессу, принцессу.

                Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

                И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

                Давай ,коза, попляшем, попляшем, попляшем

                И хвостиком помашем, помашем, помашем,

                И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

                И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает  кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем  поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и  в заключении  топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в  центр круга, и игра продолжается  до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

В конце игры все поют:

Головкой покачаем, качаем, качаем

И песенку кончаем, кончаем, кончаем.

Игры с элементами театрализации.

Курочка.

Дети учатся отличать животных, характерные звуки произносят, показывают их характерные черты и есть обратный цикл, когда всех перечисляют в обратном порядке.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, курочку себе.

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, уточку себе.

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, гусушку себе.

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, индюшку себе.

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, козочку себе.

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, барашка себе.

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, свиночку себе.

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, тёлочку себе.

А тёлочка му-у-у

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Давай с тобой, миленький, домик наживать,

Поедем на ярмарку, будем торговать.

Куплю я, милая, собачку себе.

А собачка гав-гав

А тёлочка му-у-у

А свиночка уи-уи

А барашек бе-е-е

А козочка ме-е-е

А индюшка б-р-р (шалды-балды)

А гусюшка га-га

А уточка кря-кря-кря

А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.

Во время пения дети могут показывать руками определенные движения. Например, курочку как бы кормят, рассевая зернышки, уточка крякает, а дети раскрывают и закрывают пальцы руки, как будто это клюв утки, гусочка хлопает крыльями, индюшка болтает головой, козочка и барашек трясут головой и т.д.

Воробей

По считалке выбирают двух-трех воробьев. Предварительно выбирают куда воробьи полетят – к людям или животным, и кого они там увидят. Например, они летят к людям и увидят, как ходят девицы, старушки, солдаты и космонавты. Воробьи становятся в центре хоровода, а остальные игроки идут по кругу и поют:

Летал, летал воробей

Видел, видел молодой

Как девицы ходят, как девицы ходят.

В это время воробьи летают по кругу, махая крылышками.

А девицы ходят эдак,

А девицы ходят так,

Так они раз-эдак,

Так они раз-эдак.

Воробьи в кругу показывают как, по их мнению, ходят девицы.

Хор повторяет песенку и называет новый персонаж – старушку. Так продолжается пока песенка не кончится, и все персонажи будут показаны.

Вариант игры.

Все дети вместе с ведущим показывают действия задуманных персонажей, двигаясь по кругу. Ведущий может не предупреждать заранее, к кому летит воробей, тогда игра становится более динамичной.

Дядюшка Федот

Все встают в круг, держась за руки. В середине –

«дядюшка Федот», все идут вокруг него и поют, причемвместо Федота вставляется его собственное имя (дляребенка с особенностями развития особенно важенмомент называния его имени):

Как у дядюшки Федота

Было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

Когда песня кончается, «дядюшка Федот» показывает всем какой-нибудь жест или движение, которое все остальные должны за ним повторить. Затем «дядюшка Федот» выбирает следующего «дядюшку Федота». Можно выбирать того, кто лучше всего уподобился водящему, можно того, кто хуже (может быть ему не удалось это, но удастся изобразить самому что-то свое оригинальное)

Игра «Мельница»

Дети стоят, расставив руки. Под песенку все начинают кружиться на месте. Когда песенка закончилась, дети должны остановиться. Кто пошевелился, тот выходит из игры.

Мельница, мельница,

Жерновочек вертится,

Мели, мели, не зевай

И в лоточек собирай.

В конце игры, остаются 2-3 игрока, которые победили.

Они остаются в кругу – это тесто.

Пузырь.

Все играющие, взявшись за руки и образовав круг, поют:

Месим, месим тесто,

Месим, месим тесто.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - "месят тесто". На слова "раздувайся, пузырь" начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут "да не лопайся!", каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два "лопнувших" игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем "замесе", поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание "лопнувших". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

Пирожок

Из готового теста мы сделаем пирожок и испечем его.

Все дети становятся парами как в игре «Ручеек» - это наша печка. Два-три «пирожка» пробегают под руками, а все стоящие стараются свободной рукой шлепнуть бегущих по спине или попе. Если дети все хотят побывать пирожками, то можно менять пары по очереди или дать возможность пирожкам выбрать себе замену (как в ручейке).

Игра «Капуста»

Дети берутся за руки цепочкой. Один – закручивает капусту, другой – последний в цепочке изображает «кочешок» - кочерыжку. Он стоит на месте, а водящий – первый в цепочке – закручивает всех остальных детей вокруг него под песенку.

«Уж мы вьем, вьем капустоньку,

Завиваем золотой кочешок.

Мы у батюшки в терему,

Мы у матушки в высоком»

Когда капуста завилась, один из детей начинает продавать ее другому, изображающему покупателя. Покупатель выбирает себе по 1-2 листочку (ребенку), постепенно разбирая весь кочан.

Гуси 

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». 
В одном находятся гуси, в другом их хозяин. 
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. 
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: 
– Гуси, гуси! 
– Га-га-га! 
– Есть хотите? 
– Да-да-да! 
– Так летите! 
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! 
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. 
Пойманный игрок становится «волком».

Раз-два, правая рука.

Все дети сидят на стульчиках в кругу. Один стульчик лишний – пустой. Тот, у кого этот стул стоит с правой руки, стучит по нему правой рукой и ритмично приговаривает:

Раз, два, правая рука,

Маша сядь справа от меня.

Названный ребенок садится на этот стул, а тот, справа от кого стул освободился, также стучит правой рукой и говорит, называя любого другого ребенка.

Игра продолжается пока всем интересно.

Можно брать фанты у того, кто прозевал свое имя или не начал вовремя стучать по освободившемуся справа стульчику.

Чиж

Дети стоят кругом, один ребенок в центре. В круге четное количество детей. Дети поют песенку и показывают жестами то, что поется.

По дубочку постучишь

Вылетает птица чиж

У чижа у чижика

Хохолочек рыженький

Чижик по небу летал

Правой ножкой все качал

Все – чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай.

Дети, проходя через центр, должны выбрать себе пару и обнять ее. Кто остался один – тот Чиж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»

    Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...