Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.
Задачи:
- Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
- Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.
- Стимулировать познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол в I младшей группе
19 февраля на базе МАДОУ ЦРР д/с № 130 прошел круглый стол на тему: «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста», в нем приняли участие родители I младшей группы № 1 .
Ответственные: педагог-психолог Воробьева О.А, воспитатели Григерт О.Г. Егорова С.Н.
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.
Задачи:
- Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
- Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.
- Стимулировать познавательную активность.
Ход круглого стола
- Тренинговая игра на сплочение родителей и педагогов « Хлопок»; (Приложение № 1)
- Возрастные особенности детей раннего возраста; (Приложение №2)
- Анкета для родителей « Что умеет ваш ребенок»; (Приложение № 3)
- Влияние внешних факторов на развитие ребенка; (Приложение №4)
- Игры на развитие головного мозга; (педагог-психолог Воробьева О.А.)
- Игры направленные на сенсорное развитие (Григерт О.Г., Егорова С.Н.);
- Игры на снижение тревожности и стабилизацию психоэмоционального состояния.
Родителям были предложены игры, в которые можно играть в домашних условиях и сделанные своими руками:
- Игры с препятствиями;
- игры с мячом;
- сенсорные игры;
Приложение №1
Тренинговая игра «Хлопок»
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.
ВАЖНО! Взаимодействие педагога- и родителя, родителя и ребенка.
Приложение № 2
«Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»
Ребенок 2-х лет:
Речевые достижения:
1. В словарном запасе до 200-300 слов.
2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и
детьми.
3. Облегченные слова заменяет правильными.
4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и
местоимения (я, ты).
5. Может называть себя в третьем лице.
6. Задает вопросы.
7. Называет предметы на картинке.
8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Эмоциональное развитие:
1. Эмоционально уравновешен в течение дня.
2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.
3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
7. Плачет при уходе мамы, при обиде.
8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Познавательное развитие:
1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия
на доске.
3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
4. По образцу находит предмет того же цвета.
5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов
(тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Физическое развитие:
1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
2. Поднимается и спускается по лестнице.
3. Подпрыгивает.
4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.
5. Удерживает мяч одной или двумя руками.
6. Ловит мяч с близкого расстояния.
Бытовые навыки:
1. Ест аккуратно, не роняя пищу.
2. При умывании трет ладони, часть лица.
3. Вытирается с помощью взрослого.
4. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку,
обувь.
5. Частично раздевается.
6. Контролирует физиологические потребности.
Игровые навыки:
1. В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает,
купает, вытирает.
2. В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
3. Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
4. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Ребенок 2,5 лет:
Познавательное развитие
1. Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы.
Ориентируется в четырех цветах и оттенках.
2. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая,
объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме
отверстиям.
3. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
4. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, фор мочки,
колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
5. Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях
размера и цвета.
6. Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается
повторить за взрослым.
7. Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра)
1. Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в
самостоятельной игре).
2. Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.
3. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные
правила игры).
Социально -эмоциональное развитие
1. Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды
бодрствования.
2.Может определить свое состояние
3. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные
ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
1. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных
ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно,
плохо.
2. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
3. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с
группой детей).
4. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Речевое развитие
1. Обозначает себя: "Я", "Я сам".
2. Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
3. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи
знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как
делает персонаж.
4. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
5. Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
6. Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно).
Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
7. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
8. Понимает рассказ взрослого.
Бытовые навыки
1. Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
2. Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
3. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
4. Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо
вытирать лицо и руки личным полотенцем;
5. С помощью взрослого приводить себя в порядок;
6. Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком,
салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
7. В процессе еды держать правильно ложку.
Ребенок 3-х лет:
Речевое развитие
Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в
ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего
за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок
должен уметь следующее.
1. Называть свое имя и возраст
2. Выговаривать от 250 до 500 слов
3. Отвечать на простые вопросы
4. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными
предложениями
5. Говорить четко
6. Рассказывать простые сказки и истории
Развитие мыслительных процессов
Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. "Почему небо голубое?
Почему у птиц есть перья?" Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от
времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста - абсолютно
нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В
дополнение к постоянным вопросам "почему?" ваш 3-х летний малыш должен уметь
следующее:
1. Правильно называть знакомые цвета.
2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.
3. Выполнять три простых команды взрослых подряд.
4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.
5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.
6. Понимать простые числа и считать до пяти.
7. Сортировать предметы по форме и цвету.
8. Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.
9. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.
Двигательные навыки
Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3 -х до 4 -х лет
ваш ребенок должен уметь:
- Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
- Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
- Прыгать на одной и двух ножках
- Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
-Стоять на одной ноге до пяти секунд
- Идти вперед и назад довольно легко
- Наклоняться, не падая при этом.
Эмоциональное и социальное развитие
Ваш 3 - летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него
уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.
Кроме того, ваш 3-х - летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок
теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может
показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.
В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.
1. Подражать родителям и друзьям
2. Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
3. Понимать, что такое "мое" и "его / ее"
4. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье
или скука.
Бытовые навыки
1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
3. Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
4. Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
5. Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
6. Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
7. Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым
платком.
8. Регулировать свои физиологические потребности.
9. Вытирать обувь при входе в помещение.
10. Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
11. Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
12. Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
Приложение № 3
Анкета для родителей
« Что умеет ваш ребенок »
- Имя, фамилия ребенка
- Дата рождения
3) Состав семьи
4) Рисует ли ваш ребенок дома?
а) да; б) нет.
5) Чем ребенку больше нравится рисовать?
а) красками; в) фломастерами;
б) цветными карандашами; г) ничем.
6) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
( пальцем, ладошкой, другими предметами?
а) да; б) нет.
7) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да; б) нет.
8) Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома
Будние дни (вечер) Выходные дни
а) Занятия рисованием, лепкой, конструированием;
б) Подвижные игры; в) Пешие прогулки вместе с родителями;
г) Прослушивание рассказов, сказок; д)Просмотр детских TV передач;
е) Занятия физическими упражнениями; ё) Другое.
9) Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
а) Улучшилось; б) Осталось таким же; в) Ухудшилось.
10) Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем очень много, постоянно; б) читаем, но редко;
в) не читаем.
11) Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) сказки; б) стихи; в) потешки.
12) Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть; б) проявляется, но изредка; в) очень редко.
13) Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает; б) когда как; в) не любит.
14) Чем удивляет вас ваш ребёнок?
а) любознательностью; б) настойчивостью;
в) пассивностью; г) ваш вариант
15) Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?
а) спокойно; б)увлечённо;
в)равнодушно; г) радостно
16) Какие цвета знает Ваш ребенок?
17)Какой цвет путает (с каким?
18) Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник?
а) да; б) нет.
19) Во время совместных строительных игр с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине?
а) да; б) нет.
20) Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой)определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч?
а) да; б) нет; в) иногда.
21) Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко?
а) да; б) нет.
22) В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?
а) в игре; б) в общении;
в) познавательно – исследовательской деятельности;
г) двигательной деятельности.
23) Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?
а) указаний; б) объяснений; в) внушения;
г) убеждения; д) просьб.
24) Умеет ли ваш ребёнок действовать с предметами в соответствии с их социальным назначениям?
а) да; б) нет.
25) . Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?
а) ничего;
б) неуверенность моего ребенка;
в) затрудняюсь ответить.
Приложение № 4
Влияние внешних факторов на развитие ребенка:
- На развитие интеллекта влияет ночной сон, т.е. ребенок должен ложиться спать в 21.00 так как с 21.00 до 24.00 вырабатывается вещество мелатонин, которое наводит в голове порядок, и дает толчок развитию памяти.
- Если ребенок ложиться поздно спать вырабатывается другое вещество – кортизол, он влияет на агрессию, гиперактивность, задержки в развитии.
Таким образом, можно сказать, что сон это - основа всего развития человека.
3.Залог хорошего развития ребенка – это движение.
Необходимо больше ходить с ребенком, бегать, не просто бегать по площадке, а двигаться с целью (игры с препятствиями).
- когда ребенок в 1,5 года и старше при движении падает, или
сносит предметы, это первый признак того, что идет задержка
в развитии.
Мозг - это мышца, пока качаем она работает, и развивается.
- Необходимо учить детей, не просто слову, например это рыба, а говорить, что это щука, карась и т.д. - т.е. они разные.
- Что такое пассивный словарь – ребенок понимает, что от него хотят (принеси чашку, иди вымой руки и т.д.)
Ребенок, который делает то, что хочет, берет что хочет, лазит, где хочет и не делает то, что от него хотят у такого ребенка не работают лобные доли головного мозга - т.е. это задержка в развитии.
- Очень хорошо развивают головной мозг, игры с мячом (поймай мяч, горячо-холодно, съедобный – не съедобный и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей "Психологические особенности детей раннего возраста"
Данное сообщение можно использовать на родительских собраниях, как наглядные рекомендации....
круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период с детьми раннего возраста....
Памятка для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста по методике О.Н. Тепляковой»
Памятка для родителей«Развивающие игры для детей раннего возраста по методике О.Н. Тепляковой»...
Система работы с родителями "Развивающие игры для детей раннего возраста"
Предполагаемая система работы должна способствовать повышению педагогической компетентности родителей. Эффективно организованное взаимодействие с родителями в ДОУ, как один из методов развития и...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...
Консультация для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста»
Игра – это не только способ развлечения, а «волшебная палочка», способная научить ребенка думать, рассуждать, изобретать и доказывать&helli...