Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Анохина Татьяна Валерьевна

круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Круглый стол для родителей

 «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста».

Разработчик: Анохина Т.В.

2022 г.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Маленький ребенок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать ее. «Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних», – подчеркивает В. Алямовский. Поэтому нам особенно важно наблюдать за развитием и поведением ребенка. Основываясь на своих наблюдениях, попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

Мини-анкета для родителей «Какой он, мой малыш?»

  • Какой он?
  • Что он чувствует?
  • О чем думает?
  • Чему радуется?
  • Чему печалится?
  • В какие игры любит играть?
  • Как играет ребенок?
  • Какая у него любимая игрушка?
  • С кем любит играть?

 Родителям необходимо знать, что ребенок в каждый период своего развития приобретает определенные «психологические ценности», которые будут с ним всю его жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, не следует форсировать его «взросление», так как в данном случае малыш не получит должного развития.

Развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. При этом особое значение имеет тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе для ребенка является ведущим, так как именно этот вид деятельности определяет новую ступень в его психическом развитии. Именно на него надо опираться, стимулируя развитие ребенка. От, нас взрослых, зависит, в каком направлении пойдет развитие ребенка. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность со своим пониманием действительности с собственными формирующимися взглядами.

Что для этого необходимо (выберите нужное):

  • обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, взаимопонимании, терпении;
  • окружить ребенка любовью, душевным теплом, светом, заботой и лаской;
  • давать малышу духовную пищу, знакомить его с окружающим предметным и природным миром;
  • предоставлять свободу его действиям, не забывая о безопасности;
  • предоставлять ему возможность экспериментировать, действовать с окружающими предметами и вещами;
  • быть с ним терпимым, давать ему возможность действовать так, как он может;
  • утолять его жажду в познании окружающего, поддерживать стремление сделать что-то самому;
  • быть с ним доброжелательным, приветливым, улыбаться во время общения с ребенком;
  • хвалить его за скромные успехи, но не перехваливать;
  • не бранить ребенка, обещая наказать, а лучше вместе с ним исправить ситуацию;
  • никогда не сравнивать с другими детьми.
  • Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до трех лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста в детском саду проводятся игры-занятия, на которых усвоение какого-либо материала протекает в практической деятельности и незаметно для малышей.

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребенка. С помощью этих игрушек мы знакомим детей с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию. Действия с дидактической игрушкой отражают свойственный этому периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Дидактическая игрушка обогащает чувственный опыт малышей и учит их мыслить. В практических действиях на соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и т.д. Дидактические игрушки хорошо развивают мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами развивают память и воображение, так как ставят перед ребенком задачу запоминать и воспроизводить способы действий, показанные взрослыми.

Какие игрушки необходимы для ребенка до трех лет

Выберете нужное:

  • для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
  • для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  • для прокатывания;
  • для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией);
  • разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, различных по форме и т.д. (это народные игрушки – матрешки, яйца, бочата; мозаика, палочки, геометрические формы различной величины, цвета);
  • для развития самостоятельной игры подбор сюжетно-образных игрушек;
  • куклы, машины, животные, предметы быта, наборы «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская», кукольная мебель…;
  • различные роботы, военные игрушки, «страшилки»;
  • игрушки-забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребенок;
  • музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, дудочка…);
  • предметы-заместители (палочки, крышечки, колечки от пирамидок и т.д.);
  • игрушки, провоцирующие ребенка на агрессию и жестокость;
  • природный и бросовый материал (шишки, каштаны; пластмассовые крышки;
  • для развития движений (мячи, скакалки, кегли, клюшки…).

К двум годам ребенок может:

  • находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных ему;
  • раскладывать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
  • собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки-вкладыши и т.д.

Чем меньше ребенок, тем большая помощь взрослых требуется ему в игре. Дети чутко реагируют на отношения взрослого, на его равнодушие и фальшь. Поэтому взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Во время игры можно подсказывать, придумывать что-то интересное, помогать в трудных случаях, но при этом не делать за него то, с чем он может справиться сам. Вредны постоянные подсказки, ограничивающие активность ребенка. Важно, чтобы ребенок всегда был хозяином положения в игре. На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Ребенку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить. Для этого, например, можно предложить ему перенести предмет в другое место, передать какую-либо вещь сестренке, помочь построить домик, одеть куклу и т.д. Выполняя эти действия, ребенок ощущает вес предметов – легкий или тяжелый, их поверхность – гладкая, твердая, мягкая, упругая. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разнообразные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также и игровые материалы. Все действия с предметами ребенок усваивает, играя, это увлекает его, создает радостное настроение. Важно, называя предметы и их признаки, показывать и объяснять ребенку, как ими действовать, какие правила выполнять. При этом ребенок должен сам много раз это повторять, не мешайте ему, подбодрите его.

Хорошо играть с ребенком и в ролевые игры. Вначале ребенок действует с игрушками так, как позволяют его неумелые ручки. Затем малыш знакомится с отдельными свойствами (погремушка звучит, машинка катится и т.д.), так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, двигают…Затем дети отображают в игре не только свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают коляску, везут груз).

При правильной поддержке взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, т.е. обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов. Он не просто катает коляску, а делает это, как мама, укладывая куклу в постель, ест сам и кормит ложкой зайчика…

Наша задача – помочь ребенку перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что можно играть. Например: напоим куклу чаем, угостим зайчика морковкой…

Как Вы поступите: Малыш несет куклу, держа за ноги или за волосы, бросает на пол. (Взять куклу на руки и ласково сказать: «Наша Катя идет ножками: топ-топ. Наша Катя идет к Оле» (подводит ее к ребенку, приговаривая «Катя топ»). Берут куклу вместе за руки и водят ее по комнате. В другой раз танцуют вместе с куклой под веселую музыку.) При таком подходе кукла становится любимой игрушкой. Малыш будет бережно относиться к ней, не бросит ее.

Приобретая очередную игрушку для своего малыша, не забывайте, что:

  • Игрушка должна соответствовать возрасту малыша (обычно производители пишут рекомендации на упаковке). Не покупайте двухлетнему сложную разбирающуюся игру, он не справится с ней, сломает и расстроится. И в более взрослом возрасте уже не вернется к ней.
  • Старайтесь выбирать игры и игрушки, сделанные из натуральных материалов.
  • Проверьте покупку на прочность. Если она плохо склеена, тонкая и ломкая, ребенок очень быстро ее сломает, вы, родители, будете ругаться, а малыш почувствует себя виноватым.
  • Поощряйте увлечения ребенка. Если ему нравятся динозавры, покупайте! Очень хорошо, если ребенок чем-то серьезно увлекается.
  • Дома у мальчиков и девочек должны быть разнообразные игрушки. У мальчиков – не только самолетики, но и нежные мишки, и развивающие конструкторы, и кукольный театр. У девочек – не только куклы, но и машинки.
  • Игрушка должна быть многофункциональной. У машинки должны открываться двери, сниматься кузов, крутиться руль, чтобы с ней интересно было возиться, а не просто ее катать. Куклу нужно наряжать, хорошо, когда у нее гнутся ручки и ножки, на волосах можно делать прически.

     В заключении хотелось бы сказать: – Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе со своим ребёнком и помогайте ему познать его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей раннего возраста

Представлено краткое описание возрастных особенностей детей 1-3 лет и рекомендации  к поступлению ребенка в десткий сад...

Рекомендации для родителей "Психологические особенности детей раннего возраста"

Данное сообщение можно использовать на родительских собраниях, как наглядные рекомендации....

"Психологические особенности детей раннего возраста"

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

"Психологические особенности детей раннего возраста".

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.Важно...

Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-...

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...