Самообразование
учебно-методический материал на тему
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе
"Городецкая роспись"
Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.
Материал:
Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.
Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.
Ход занятия
Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.
Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.
Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.
Рис. 4. Работа детей.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Лепка в средней группе.
Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»
Подготовила и провела
Воспитатель группы «Ряинка»
Жукова О.Б.
Цель: Познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами, желание слепить такую игрушку. Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.
Методические приемы:
1.Сюрпризный момент "Приход почтальона с посылкой".
2.Рассказ истории филимоновской игрушки.
3.Отгадывание загадок.
4.Физкультминутка.
5.Показ приемов работы.
6.Самостоятельная работа. Помощь затрудняющимся.
7.Анализ детских работ.
8.Итог занятия.
Материалы:
Слоеное тесто, стеки, доски, филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, карандаш для проделывания отверстия под свисток.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.
История филимоновских игрушек.
В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого.Жили из за бесполезной земли впроголодь.
Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.
Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.
Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ― свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.
Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.
Отвечают на вопросы:
- как называются эти игрушки?
- почему их так назвали?
- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?
- как расписывали филимоновские игрушки?
- какими элементами?
- какие цвета использовали?
Загадки.
Посмотрите пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя. (индюк )
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. ( баран )
Бегут по дорожке
Борода да ножки. (козлик)
Отгадайте-ка ребятки,
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый,
Яркий, красочный, пятнистый,
Он как встанет поутру,
Запоет «ку-ка-ре-ку». (петух)
Воспитатель достает из посылки задание для детей для мастеров-умельцев. (Они просят слепить им барашка, потому что сами не успевают).
Выносит слоеное тесто и рассказывает стихотворение.
Стихотворение «Веселая белая глина».
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назави-ка меня?
Дети: Филимоновская игрушка.
Физ. Минутка «Мы игрушки расписные».
Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)
Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)
Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки (легкое касание щек)
С ними издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке (поклон).
Дети самостоятельно лепят филимоновского барашка.
Воспитатель:
- Вот какие молодцы помогли мастерам – умельцам. Давайте наши игрушки установим на подставку для сушки. Когда они будут готовы, мы отправим их на ярмарку.
Предварительный просмотр:
Комплексно-познавательное занятие в средней группе «Дымковская игрушка»
Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке и Дымковском промысле России, приобщать к традициям и культуре русского народа, воспитывать патриотизм детей
Задачи: - развивать разговорную речь, умение выразительно читать стихи;
- певческие и танцевальные навыки;
-художественно-эстетический вкус;
- творческие способности;
- развивать интерес к русскому народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору;
Оборудование и материалы: - дымковские игрушки, бумажные трафареты козликов, коней, уточек, гуашь, кисти, ватные палочки;
Звучит русский хоровод, входят дети и ведущие в русских сарафанах и кокошниках в стиле дымки, здороваются и садятся.
Ведущие плавно, не спеша начинают свой рассказ на фоне презентации слайдов «Дымково. Дымковский промысел». Первая ведущая:
Ели спят у большака В инее седом.
Спят деревья, спит река Скованная льдом.
Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом…Голубые дали…
И село большое это Дымково назвали.
Вторая ведущая: Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Те игрушки непростые, А волшебно-расписные.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
О древней дымковской игрушке Мы поведем сейчас рассказ. Но давайте по порядку - Загадаю вам загадку:
Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбки…
А ну, назовите меня!
Дети: Дымковские игрушки!
К столу с дымковскими игрушками выходят четверо детей, читают стихи.
1-й: Глины маленький комок В чудо превратится,
Если только попадет В руки мастерицы.
2-й: Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный.
У большого индюка Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост У него совсем непрост.
3-й: В кокошнике дымковском няня,
На руках ее мальчик Ваня. И хорош он, и пригож!
Скоро, Ваня, подрастешь?
4-й: Расцвела узором дымка,
Людям радость принесла.
Словно сказка-невидимка
В небе радугу зажгла.
Первая ведущая: Дымковские игрушки, ребята, мастера лепят из глины и ласково называют их «дымкой», по названию села Дымково. Лепят из глины козляток, барашков, индюков, лошадок, красных девушек и добрых молодцев. А еще в Дымкове лепят свистульки. Из глиняного шарика они превращаются в уточек, петушков, коней. Звонкие свистульки у ребят играют. И больших, и маленьких они забавляют.
Дети исполняют песню «Звонкие свистульки», муз. Бокач
Вторая ведущая: Славилась Россия чудо-мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Своему искусству молодых учили, Красками и кистью красоту творили. Ребята, я предлагаю вам на минутку представить себя такими же мастерами и из пазлов составить такую же дымковскую игрушку. Проводится игра «Составь игрушку»
Первая ведущая: Каждую субботу в Дымкове проводилась ярмарка «Свистунья», где мастера продавали игрушки и разные свистульки. Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товара-а-а-а! Продаются самовары, вилы, санки, И конфеты, и баранки. Покупают люди сушки… А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша, До чего же хороша! Звучит веселая ярмарочная музыка, выходят три коробейника с лотками товара.
1-й: Мы – ребята удалые, Мы – ребята озорные.
Всех на ярмарку зовем, Мы игрушки продаем!
2-й: Ой, вы гости дорогие! У нас игрушки расписные.
Веселы да ярки, - Примите их в подарки!
3-й: Покупайте-ка игрушки – Водоноски и зверюшки.
Посмотрите, как живой, Есть и конь здесь расписной!
Вторая ведущая: Раз, два, три, четыре! Круг поуже, круг пошире! На носочек и на пятку, Веселей пляши вприсядку!Влево-вправо повернись, Веселее улыбнись! Мы забыли вас позвать? Выходите танцевать!
Звучит вступление к танцу, выбегают дети, встают парами по кругу, исполняют парный танец «Каблучки».
Первая ведущая: Дымковские барыни В нарядах удивительных: В клеточку, кружок, полоску… Ваши руки крендельком, Щеки, будто яблоки. С вами издавна знаком Весь народ на ярмарке.
Звучит русская народная музыка, в зал, пританцовывая, заходит дымковская барыня Матрена Ивановна.
Матрена Ивановна: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие! Пришла я к вам издалека, из села Дымково. Хочу повеселиться на вашем празднике, попеть и поплясать вместе с вами. Среди вас я тоже вижу своих подружек, дымковских барышень. Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей! Ко мне смелее выходите И частушки заводите!
Все барышни вместе с Матреной Ивановной исполняют частушки.
1-я: Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Ух!
2-я: Дымковские барыни Всех на свете краше. А гусары бравые – Кавалеры наши. Ух!
3-я: С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами С гусарами удалыми. Ух! 4-я: Мы игрушки знатные, Складные да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся. Ух! Выходит один кавалер.
Кавалер: Разрешите вас на танец Наш веселый пригласить!
Кавалеры приглашают барышень на танец, выстраиваются парами по кругу, Матрена Ивановна в центре круга.
Дети исполняют «Танец дымковских барынь с кавалерами».
Первая ведущая: Спасибо вам, барыни и кавалеры! Вы и петь большие мастера да и в пляске никому не уступаете. Ну а теперь пришло время показать и вам свое умение, расписать дымковскую игрушку. Проходите все за столы и принимайтесь за работу вместе с Матреной Ивановной.
Звучит музыка, дети расписывают бумажные заготовки козлика, коня. В конце все вместе рассматривают свои работы. Какие они получились яркие, сказочные, красивые!
Матрена Ивановна: Ребята! Вы большие молодцы! Очень славно потрудились! Давайте пригласим наших гостей к столам полюбоваться вашими работами.
Вторая ведущая: Ну а теперь пришло время ярмарочного веселья! Какая же ярмарка да без карусели! Как на наши карусели Все ребята быстро сели!
Проводится игра «Карусель».
Матрена Ивановна: Жили-были два гуся,Вот и ярмарка тут вся. И нашему веселью конец, А от меня получите леденец!
Первая ведущая: А от нас, Матрена Ивановна, примите в дар работы наших детей. Пусть дымковские мастера ими полюбуются. Матрене Ивановне дарят поднос с детскими работами, детям раздают леденцы.
Первая ведущая: Ребята, вы сегодня и на ярмарке повеселились, и мастерами побывали, а теперь пора и по домам.
Дети прощаются с гостями и идут в группу.
Звучит музыка, все расходятся.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение № 4 «Звездочка»
План самообразования воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям».
(на 2014 – 2015 учебный год)
Воспитатель:
Жукова О.Б.
Личная карта.
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Воспитатель: Жукова Ольга орисовна
Специальность: воспитатель
Образование: ХГУ им. Н.Ф.Катанова «Пси дошкольнаяхология и педагогик»
Педагогический стаж: 20 лет
Курсы повышения квалификации:
- «Методическое обеспечение реализации ФГТ к структуре ООП ДО в практической деятельности педагога ДОУ» - 36 часов
Дата начало работы над темой: сентябрь 2014 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2015г.
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Дата начало работы над темой: сентябрь 2015 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2016 г.
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.
Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного исскуства ;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям на основе национальностей проживающих в Самарской области» для выступления на педсовете;
- Подготовить материал и принять участие в семинаре по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
- Подготовить консультации для родителей;
- Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов:
Список литературы для самообразования по теме:
- Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
- Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г.г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
- Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.
- Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей. // Управление ДОУ, №1, 2013.
- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.
- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
- Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
- Планирование игровой деятельности. «Управление ДОУ, №2, 2013.
- Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.
- ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.
- Шагарова Т.В., Косарева О.А., Майданкина Н.Ю. Программа «Сенгилеевское Белогорье». Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.
- Шатунова О.Г., Майданкина Н.Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
- Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
- Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
- Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
- Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
- Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
Сентябрь | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. Конец сентября – начало октября. |
Октябрь | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам. Мини – центр. Конец октября- начало ноября. |
Ноябрь | Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Подбор материала по мастер - классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Мастер – класс для педагогов. Конец ноября – начало декабря. |
Декабрь | Участие в семинаре. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры | Доклад Конец декабря |
Январь | Рождественский сочельник | Консультация Стенгазета Творческая выставка детских работ Конец января. |
Февраль | Размещение опыта работы в СМИ Народные праздники в кругу семьи. | Доклад Фото выставка. Конец февраля |
Март | Духовное развитие народов проживающих в Самарской области. | Консультация. Конец марта. |
Апрель | Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей Конец апреля |
Май | «У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с родителями детьми. Конец мая |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, заклички, поговорки;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...