Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе по теме «Птицы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Нацыбулина Людмила Геннадьевна

Способствовать формированию обобщенных представлений детей о птицах; как птицы приспособлены к жизни в разное время года. Уточнить названия и отметить особенности часто встречающихся перелетных птиц. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия. Воспитывать желание помогать и заботиться о пернатых друзьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fktsm_konspekt_ptitsy.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по ФЦКМ в старшей группе

по теме «Птицы»

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (воробей)

 

Очень любят провода, 

И сидят на них всегда. 

Вот опять уселись в ряд, 

И о чём-то говорят, 

И щебечут ласково 

Божьи птички — ... (ласточки)

 

Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит. (дятел)

 

Непоседа пестрая, 

Птица длиннохвостая, 

Птица говорливая, 

Самая болтливая. (сорока)

 

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.(журавли)

 

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов? (ласточка)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

 

Спинкою зеленовата, 

Животиком желтовата, 

Чёрненькая шапочка 

И полоска шарфика. (синица)  

 

Не ворона, не синица, — 

Как зовётся эта птица? 

Примостилась на суку — 

Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)

 

У неё глаза большие, 

Хищный клюв — всегда крючком. 

По ночам она летает, 

Спит на дереве лишь днём. (сова)

 

Это старый наш знакомый: 

Он живёт на крыше дома — 

Длинноногий, длинноносый, 

Длинношеий, безголосый. 

Он летает на охоту 

За лягушками к болоту (аист)

Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц? (ответы детей : зимующие и перелетные) Чем эти птицы отличаются? Почему некоторые птицы покидают родные места?

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть птицы, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас около садика круглый год. Назовите  зимующих птиц.

Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби.

Воспитатель: Да, ребята, правильно, эти птицы будут зимовать вместе с нами. Но есть птицы, которые собираются в стаи или улетают в одиночку (кукушка) в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Ответы детей: перелетные.

Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?

Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.

Воспитатель: А как эти птицы называются?

Ответы детей: кочующими.

Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»

Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.

           Молодцы, много вы о птицах знаете. А какое время года наступит за осенью? (ответы детей) Правильно, придут морозы, наметет зимушка-зима снега, скроет всю землю. А чем же птицы будут питаться? Чем мы сможем им помочь?

Ответы детей: птиц нужно подкармливать.

Воспитатель:  А чем же мы зимой будем птиц подкармливать?

Ответы детей:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Овес едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сырое сало – лакомство для синиц, поползней и дятлов. Сало подвешивают на ниточках за окном или в кормушках.

Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать.

 Дид. игра:   Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,

ласточка – ластак -ласточата

лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.

Воробей — чирикает
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Сорока — трещит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по Познанию ФЦКМ В старшей группе Тема: Бытовые предметы

Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.  Интеграция  с другими образовательными областями:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе "Перелетные птицы"

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...

Конспект занятия ООД по ФЦКМ в старшей группе. Тема: «Растения сада».

Конспект занятия ООД по ФЦКМ в старшей группе.Тема: «Растения сада»....

Конспект по ФЦКМ в старшей группе Тема: «Весна»

Задачи:Образовательные: закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной;закрепить приметы весны, названия весенних месяцев; активизировать словарь по теме «Весна»...

Конспект по ФЦКМ в младшей группе "Покормите птиц зимой"

Цель: Создать положительный эмоциональный фон, формировать представления детей о жизни птиц зимой, развивать мелкую моторику рук, развивать познавательный  интерес у детей к жизни птиц....

Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе. Тема: Рассказ о лягушке.

Задачи:1. Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам.2. Уточнить и расширить представления детей о лягушке как безобидном и полезном в природе существе.3. Показать развитие лягушк...