Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе. Тема: Рассказ о лягушке.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Короленко Нина Васильевна

Задачи:

1. Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам.

2. Уточнить и расширить представления детей о лягушке как безобидном и полезном в природе существе.

3. Показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_rasskaz_o_lyagushke.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ФЦКМ в старшей  группе.

Тема: Рассказ о лягушке.

Задачи:

1. Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам.

2. Уточнить и расширить представления детей о лягушке как безобидном и полезном в природе существе.

3. Показать развитие лягушки от икринки до взрослой особи.

4. Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражении ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к образу жизни, как к лягушки, так и к другим живым организмам.

Развивающая среда: игрушка-лягушка, картинка лягушки, презентация «Развития лягушки от икринки до взрослой особи», карточки с изображением пищевой пирамиды-цепочки, атрибуты к подвижной игре – шапочки лягушек и аиста, стакан с водой и трубочки, бумага зеленого цвета для конструирования оригами поделки лягушка, фломастеры, книги – сказки: «Теремок», «Царевна-лягушка», «Лягушка путешественница».

Ход занятия.

Воспитатель приглашает всех войти в группу, сесть на коврик.

Загадка: У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочкам

Притаилась попрыгушка-

Пучеглазая … (лягушка)

Конечно, это лягушка, о которой мы с вами сегодня и поговорим.

Ставлю в центр игрушку-лягушку мягкую.

Воспитатель:

-Посмотрите, какой гость сегодня у нас в группе.

Дети называют, любуются лягушкой, гладят ее.

Воспитатель:

-А вот в природе, как встречают лягушку, немногим хочется ее погладить, потому что у нее голая, скользкая и холодная кожа, и нередко ее считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле - это самое безобидное, полезное и необходимое в природе существо. Почему?

Дети:

Потому что лягушка поедает наших вредителей: мух, комаров, тлю. Лягушки могут жить и в воде и на земле.

Воспитатель:

-Правильно. Лягушку относят к классу земноводных. В народе лягушку называют квакушкой и делают ее доброй героиней многих сказок. Какие сказки о лягушках вы знаете?

Ответы детей: «Лягушка путешественница» Гаршина, «Царевна-лягушка» русская народная, «Теремок» русская народная, «Жаба» Погодина.

Воспитатель: Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия. В болоте живет болотная лягушка, а в озере - какая? озерная, в траве? травяная, в реке? речная. От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле (показываю картинку) ее окраска бурая - под цвет земли, а вот в воде лягушки – зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений (показываю картинку). Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут лягушку съесть.

- А теперь давайте рассмотрим лягушку игрушку. Сколько у нее лапок? (четыре)

-Какие они? (передние короче задних)

-Какое строение лапок позволяет лягушке передвигаться? (перепончатое)

- Как? (прыжками)

Физминутка, покажите, как прыгает лягушка.

Дети встают и прыгают под музыку

«Вот лягушки вдоль дорожки

Скачут, вытянувши ножки… »

Продолжаем рассматривать лягушку.

Воспитатель:

-Посмотрите на ее голову. Она какая? (большая и нет шеи)

-А какие у нее глаза? (выпуклые, потому и зовут ее пучеглазая)

-А какой у нее рот? (большой)

Во рту у лягушки язык длинный и липкий.

-А чем питается лягушка?

-А кто знает, чем дышит лягушка? (воздухом)

У лягушки, как и у человека, есть легкие и ноздри.

Предлагаю детям глубоко вздохнуть.

-Чем мы дышим? (тоже воздухом)

Воздух невидим, но его много вокруг нас, он есть и в воде, и там мы можем его увидеть.

Опыт «Как увидеть воздух»

Предлагаю детям подойти к столам, где стоят стаканы с водой и трубочками. Дети дуют в трубочки и видят много пузырьков воздуха.

-В любом водоеме есть воздух, им дышат водные животные, в том числе и лягушки.

А теперь давайте вновь вернемся на коврик. Итак, мы уже знаем, чем дышат лягушки, что едят. Давайте попробуем построить пищевую пирамиду.

Выкладываю на ковре карточки, дети с помощью стрелок выкладывают пирамиду-цепочку: лягушки, чтобы выжить, нужны комары, бабочки, т. е. насекомые, насекомым растения - цветы, цвета - свет, солнце, влага.

-А вот кто это? (аист)

-Можем мы его добавить к этой цепочке? (можем)

-Это все сообщество, живущих у воды. А человека можем сюда добавить? (нет)

Но человеку необходимо общение с этим сообществом. Он приходит к реке, отдыхает, ловит рыбу, любуется красотой природы и должен беречь эту красоту.

Воспитатель уточняет - кого боятся лягушки? (аиста, цапли, журавля)

Проводится подвижная игра «Лягушка и аист»

Прыг- скок, прыг- скок

Прыгают квакушки.

Прыг на кочку, на листок

Зеленые лягушки.

На охоту аист вышел.

Лягушата, тише, тише!

Ходит аист тут и там,

Разбегайтесь по домам.

После подвижной игры дети садятся на стульчики.

-Предлагаю детям сесть на стулья.

-Какое сейчас время года?

-Поздняя осень.

-Как вы думаете, что сейчас происходит с лягушками?

-Они готовятся к зиме.

Чтение «Как зимуют лягушки» Николаева «Воспитание экологической культуры».

После чтения, воспитатель сообщает, что лягушек разбудит весна, солнце. И тогда у лягушек появляются детки.

Просмотр презентации «Развитие лягушки - от икринки до взрослой особи».

Весной на реке, на камышах, водорослях, в воде можно увидеть икринки, словно желе на воде. Вначале икринка яркая, вокруг нее круглая яйцеклетка- желе, потом икринка темнеет, растет, у нее появляется хвостик, потом задние лапки, позднее и передние (рассказ сопровождаю показом рисунка). Это головастик. У него хвостик, который потом исчезает. Вот так появляются на свет лягушата, которые радуются весне, теплу и принимают участие в лягушачьих концертах. В народе есть примета: если лягушки запели, значит, пришла настоящая весна и можно все садить в огородах.

А чтобы наше занятие нам запомнилось, давайте сконструируем игрушку-лягушку (напоминаю последовательность изготовления лягушки оригами).

Дети самостоятельно конструируют игрушку. По окончанию работы воспитатель берет в руки игрушечную лягушку. Лягушка что-то шепчет воспитателю на ушко.

Итог:

-Ребята, вы очень понравились нашему гостю - лягушке. Она надеется, что вы запомните все, о чем мы говорили, никогда не будете обижать ее друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять   навык   образования   существительных...

конспект занятия "Рассказ о лягушке"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художес...

План-конспект занятия (младшая группа) по теме Рассказ Л.Н. Толстого Спала кошка на крыше......

План-конспект занятия (младшая группа) по теме Рассказ Л.Н. Толстого Спала кошка на крыше.........

Конспект "Рассказ про лягушку"

познавательное развитие...

Конспект НОД по развитию речи тема «Рассказ по картине Осень».

Конспект по развитию речи в старшей группетема « Рассказ по картине Осень»....

Конспект НОД по развитию речи. Тема: Рассказ Кассиля "Памятник солдату"

Цель: Донести до детей смысл рассказа Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»...