Доклад на тему: «Использование методов мультипликации в работе уполномоченного по ОПД в ДОУ при формировании моральных и нравственных качеств дошкольников».
статья на тему

Евтеева Елена Александровна

Доклад о том как 

  • использовать мультфильмы как качественно новый инструмент педагогической поддержки нравственного опыта ребенка  в условиях возрастания роли медиасреств в процессе его социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_rmo.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование методов мультипликации в работе уполномоченного по ОПД в ДОУ при формировании моральных и нравственных качеств дошкольников».

Подготовила:

 воспитатель и инспектор по ОПД В ДОУ

«Детский сад №1 р.п.Ровное»

Евтеева Е.А.

2018 год

Стремительное развитие информационных технологий в XXI в. привело к тому, что длительное погружение в медиа-пространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка.

Мультипликационный фильм, когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников.

Новизна данной темы состоит в том, чтобы

  • выявить эффективные методы морально-нравственного воспитания детей с помощью мультипликационных фильмов,
  • использовать мультфильмы как качественно новый инструмент педагогической поддержки нравственного опыта ребенка  в условиях возрастания роли медиасреств в процессе его социализации.
  • В процессе педагогической работы создать оптимальные условия для морально-нравственного воспитания детей с помощью мультипликационных фильмов.
  • Сформировать основные морально-нравственные представления у детей через мультфильмы.
  • Обеспечить взаимодействие с родителями воспитанников  по морально-нравственному воспитанию детей  через правильно подобранные мультфильмы.

Актуальность темы:

 Настроение недоверия, равнодушия друг к другу, социальная апатия особо остро проявляются в детской среде. Подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, агрессивности, безнравственности в своих поступках. Проблема нравственного воспитания является важной в воспитании детей дошкольного возраста. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как сегодня огромное количество информации находится в общем доступе, а эта информация не всегда является полезной и нужной детям.. Считаю, что через содержание мультфильмов возможно сформировать нравственные представления детей на эмоционально-чувственной основе.

Проблемы в обществе:

  • трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения,
  • опасность моральной деградации.
  • увеличением числа дошкольников с трудностями в поведении
  • высокий уровень отрицательных эмоциональных состояний у детей (агрессия, тревожность, навязчивое чувство страха)
  • сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм
  • наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.
  • В ФГОС дошкольного образования ставится задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В рамках социально-коммуникативного развития рекомендуется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указывается, что ребёнок должен быть способен к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Дошкольное детство - период «первичной социализации.

  • Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. 
  • Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
  • Незамеченные вовремя отрицательные качества в поведении детей могут повлиять на дальнейшее формирование личности, помешать полноценному общению с окружающими людьми.
  • Задача ранней диагностики и коррекции случаев детского неблагополучия.

Просмотр мультфильма – любимое занятие детей.

  • По данным социологов, время, проведенное около телевизора или компьютера, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребенка, и в основном оно посвящено просмотру современных мультфильмов.
  • По данным ЮНЕСКО, современные дошкольники 3–6 лет заняты просмотром телевизора и в частности мультфильмов в среднем 3–4 часа в день, около 25 часов в неделю.
  • В Интернете выложено более 10 тыс. мультфильмов:
  • Дети получили возможность в любое время посмотреть желаемый мультфильм, фильм или передачу.
  • Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.
  • Возникает потребность упорядочивания просмотра мультфильмов детьми, нейтрализации негативного влияния некоторых,  и использования педагогического потенциала мультфильмов.

Мультпедагогика.

  • Предметом мультпедагогики выступает изучение влияния мультфильмов на образовательные процессы ребенка и возможностей эффективного использования мультфильмов в процессе обучения и воспитания детей.

Мультфильм как "дидактический материал".

Свойства мультфильма как дидактического средства:

  • У него свой язык - образный, что по идее должно быть близко многим детям.
  • Сам жанр обладает высоким мотивационным воздействием, т.к. язык мультфильма детям близок.
  • Сегодня в контексте ФГОС мультфильм может рассматриваться в качестве источника информации для достижения предметных и личностных результатов обучения.

Успешность процесса социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультфильмов зависит от:

  • расширения арсенала методов и приемов социально-нравственного воспитания средствами мультипликации;
  • включения содержания детских мультфильмов в процесс социально-нравственного воспитания;
  • интеграция различных видов детской деятельности (игры, изо деятельности, литературного творчества и пр.);
  • компетентности педагогов дошкольного образования и педагогической культуры родителей использования потенциала мультипликационных фильмов в социально-нравственном воспитании детей.

Задачи:

  • Повышение уровня  профессиональной компетенции воспитателей
  • Изучение  литературы по тематике;
  • Подбор мультипликационные фильмы, оказывающие положительное влияние на морально-нравственное развитие детей дошкольного возраста;
  • Создание условий в детском саду для морально-нравственного  развития детей с помощью мультипликационных фильмов;

 Работа над мультфильмами.

Необходимо разработать комплекс интегративных занятий, посвященным мультфильмам. Мультфильмы  должны быть выбраны не случайно. Это такие мультфильмы как «Победа добра над злом» («Приключение Лунтика и его друзей»- серия «Доброе воспитание»);«Добрый и злой» («Птичка Тари»);«Уметь дружить!» («Кораблик»);«Чудо единства» («Грибок-теремок», «Высокая горка»);«Трудолюбие и лень» («Дудочка и кувшинчик»); «От чужого добра не бывает добра!» («Раз-горох, два-горох»)и т.д

Педагогическая работа с детьми.

Формы работы:

  • Мультклуб.
  • Мульт-театр.
  • Газета «Мультик-пультик».
  • Обращение к социально-нравственному содержанию мультфильмов на занятии (НОД).

Мультклуб.

Деятельность Мультклуба (для детей 4-7 лет), своеобразного интегрированного занятия, совместной деятельности педагога и детей в форме клубной работы по восприятию, осмыслению мультфильмов и отражения происходящего в них в детских видах деятельности: рисунке, лепке, конструировании, песни, танце и пр

Мульт-театр.

  • Работа Мульт-театра (для детей 4-7 лет) реализуется посредством театрализованной игры (игры-имитации образов мультгероев (животных, людей и др. персонажей); ролевые диалоги на основе текста; инсценировки фрагментов мультфильмов; постановки спектаклей по одному или нескольким мультфильмам; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета мультфильма (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки).

Газета «Мультик-пультик».

  • выпускается детьми совместно со взрослыми, ее содержание направленно на осознанное и эстетическое отношение к мультфильму.
  • В газете публикуются впечатления детей о просмотренных мультфильмах, о поступках героев, размещаются детские рисунки, располагаются занимательные задания (загадки, головоломки), раскраски и игры с героями мультфильмов, а также викторины, кроссворды по содержанию мультипликационных фильмов.

Педагогическая работа с взрослыми.

  • Работа со специалистами дошкольного образования направлена на формирование профессиональной компетентности (Семинары, мастер-классы)
  • Работа с родителями осуществляется в процессе деятельности педагогического родительского клуба (лекторий, практикум).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Доклад на тему: «Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками»

В наше время существует множество методов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм - оказывает на ребенка огромное влияние. Предлагаю познакомиться с моим опытом работы....

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требуетединства, согласованности всей системы воспитательно-образовательныхвоздействий взрослых на ребенка....

Доклад на тему «Использование современных технологий в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников на улицах города»

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полу...

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...