Доклад на тему «Использование современных технологий в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников на улицах города»
классный час по обж
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_pdd.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Использование современных технологий в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников на улицах города»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
В.В.Гюго
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической деятельности педагоги могут использовать следующие инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дороге:
- Игровую технологию;
- Технологию проблемного обучения;
- Технологию проектной деятельности;
- Технологию теории решения изобретательских задач;
- Информационно - коммуникативные технологии;
- Здоровье сберегающие технологии.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).
- Игровая технология.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей я направляю на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, лепке, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.
Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге я осуществляла совместно с родителями. Использовала консультации, беседы, папки-передвижки.
Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, я осуществляю целенаправленное взаимодействие и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Моё общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Единые требования мои и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.
В своей работе с родителями я использую с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, круглые столы, консультации, беседы с инспекторами ГИБДД.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Моя роль заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы - водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
- Настольно-печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
- Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Распредели знаки по группам и др.
- Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
- В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
Технология проблемного обучения помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям. Например: ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показывая картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему. Можно показать иллюстрацию, где ребёнок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чём опасность такого поведения. В своей работе чаще всего использую такие проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и т.д.
- Технология проблемного обучения
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаем детям. В своей работе чаще всего используем проблемные ситуации: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Что там за порогом дома?», «Как переходить улицу?», «На остановке общественного транспорта» и т. д.
При создании и решении проблемных ситуаций используем следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
– предлагаем разные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Технология проектной деятельности
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В своей педагогической деятельности воспитатель может реализовать следующие проекты: «Путешествие на площадку ПДД», «Я знаю правила дорожного движения и с тобою поделюсь» - в проекты можно включить игры, проблемные ситуации, где дети старшего дошкольного возраста поделятся с ребятами младшими дошкольниками своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться возле проезжей части.
- Информационно-коммуникационная технология
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма необходимо использовать информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. В своей деятельности педагоги могут использовать: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики. Презентации: «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»; мультфильмы: «Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия светофорчика»; видеороликов: «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила» и т. д.
- Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Данная технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. В процессе обсуждения педагог использует следующие вопросы:
1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?
2. Как помогает человеку транспорт?
3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?
4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?
- Здоровьесберегающие технологии
В процессе обучении детей правилам дорожного движения помогают здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываем действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Играем в подвижные игры: «Трамвай», «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт». Игры-соревнования: «Водители, на старт», «Чья машина», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый». Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.
Вывод
Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей способствует расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование высокотехнологичных приёмов обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.
Литература.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность: метод. пособие/ Н. Н.Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л. Б.Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л. А. Вдовиченко.- Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
4. Лихачев Б. Т.Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б. Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,—б07с.
5. Интернет ресурсы.
6.Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 70 с. Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделат...
Доклад на тему: "Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника».
laquo;Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника»....
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми-инвалидами"
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи ...
Доклад. Тема. «Использование современных технологий в работе».
Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение о...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»
Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...
План работы по формированию безопасного поведения у дошкольников.
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности....