Конспект развлечения для старших дошкольников "Азбука шахмат"
учебно-методический материал (старшая группа)

Елена Александровна Галанина

Конспект развлечения для старших дошкольников "Азбука шахмат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект развлечения411.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

г.п. Междуреченский

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Выполнил: учитель-логопед I квалификационной категории

 Елена Александровна Галанина

Сценарий шахматного развлечения для детей старшего дошкольного возраста « Азбука шахмат»

 Программное  содержание:

  1. Продолжать овладевать с детьми азами шахматной науки.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Учить отгадывать загадки о шахматных фигурах.
  4.  Тренировать логическое мышление, память, внимание.
  5. Воспитывать интерес к шахматам,  уверенность в своих силах, стойкий характер.

Предварительная работа: чтение сказки Гульназ Аллаярова «Шахматная сказка», заучивание наизусть стихов о шахматных фигурах.

Материал: мультимедийная установка, демонстрационная магнитная доска,

шапочки шахматных фигур, аудиозапись песни «Шахматная королева» (Екатерина Семенова), шахматный стол с шахматными фигурами, мешочек с фигурами.

 

Ход развлечения.

Дети заходят в зал по музыку и садятся на стульчики.

Звучит музыка и вбегает Незнайка.

Незнайка: Вот это да, здравствуйте! Куда это я попал? (удивленно)

Воспитатель: здравствуй Незнайка! Ты попал в детский сад «Сказка», к ребятам старшей группы.

Незнайка: вас так много, зачем вы тут все собрались?

Воспитатель: а собрались, мы здесь, Незнайка, не просто так, а чтобы устроить праздник шахмат! Ты знаешь, Незнайка, что такое шахматы?

Незнайка: (смеется) конечно, знаю, это…это….это когда бежишь с  клюшкой к воротам и забиваешь мячом шах!

Воспитатель: да нет же, ты перепутал. А вот что это такое тебе сейчас расскажут наши ребята.

Дети читают стихи о шахматах.

1 ребенок: Шахматы — игра, но непростая!

                   Надо уметь мыслить головой!

                   И со стула долго не вставая,

                   Верно, точно, мудро вести бой.

2 ребенок: Есть тихий спорта вид -

                  Спортсмен всегда сидит,

                  Соперник перед ним

                  Безмолвный, словно мим.

                  Слова им не нужны,

                   Раздумья здесь важны.

                  Умы воюют тут.

                  Часы идут, идут.

                  Нет хуже для ребят

                 Двух слов, чем «шах» и «мат».

Воспитатель: теперь понял Незнайка, что шахматы это игра, и даже не просто игра, а вид спорта.

Незнайка: теперь понял, только вот что для этой игры нужно?

Воспитатель: а давай мы об это спросим у ребят?

Ответы детей: шахматная доска и шахматные фигуры.

Незнайка: (смеется) все понял, тоже мне игру нашли, вот смотрите у меня и доска и фигуры есть (достает из рюкзака разделочную доску и геометрические фигуры).

Воспитатель: да опять ты все перепутал, Незнайка. Специальная должна быть доска и специальные фигуры.

Незнайка: а какие? Ребята, научите меня всему, что вы знаете о шахматах. Я тоже хочу научиться играть в эту непростую игру.

Воспитатель: конечно Незнайка, мы все, все, тебе расскажем. Сначала, дети покажут тебе, как выглядит шахматная доска.

Игра: «Собери картинку» (на столах разложены разрезные картинки, дети должны собрать из них одну большую картинку в виде шахматной доски).

Незнайка: необычная доска, да еще и с квадратиками разными. Зачем только они нужны, ребята?

Ответы детей: чтобы расставлять на них фигуры.

Воспитатель: слушай внимательно и запоминай.

Игра: «Доскажи словечко»

Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,

А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -

Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –

Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!

Не индийский, хоть и  … (слон)

Самый главный в войске есть,

А для вас он просто … (ферзь)

Незнайка: какие вы молодцы, ребята, все фигуры уже запомнили. А вот я устал, давайте потанцуем немножко.

На мультимедийной установке воспроизводится видеоролик.

 Динамическая пауза (дети под музыку выполняют движения).

Незнайка: отдохнули и в путь, я все, все хочу знать о шахматах. А как выглядят эти все фигуры?

Воспитатель: сейчас узнаем, поиграв в игру: «Чудесный мешочек». А чтобы наши пальчики оказались ловкими, мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по ладошке)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят вперёд)

Ходит только прямо!

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой)

Им начинать этот сказочный бой.

Игра: «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек и определяет, какая фигура ему попалась).

Воспитатель: с фигурами познакомились, пора их и расставить правильно.

Игра: «Исправь ошибку» (на шахматной доске расставлены фигуры, дети должны исправить ошибку и поставить каждую фигуру на свое место)

Незнайка: как интересно, ребята! А что дальше, как эти фигуры передвигаются?

Воспитатель: про это ты сейчас узнаешь от ребят (дети читают стихи, на голове у каждого ребенка картинка с изображением шахматной фигуры).

1 ребенок: Вот король – он войском правит,

                         Соблюдает много правил:

                            Он не ходит далеко

                        Шаг лишь делает всего.

                       Встаёт рядом он на клетку,

                          Отдаёт приказы метко.

2 ребенок:  Лишь дебют закончит ловко

                  Может сделать рокировку.

                       А без войска остаётся,

                     То врагам он не сдаётся.

                       В рукопашную идёт,

                      Лично всем отпор даёт.

3 ребенок: Представляю вам ферзя –

                      Он помощник короля.

                          У него своя игра:

                  Под контролем вся доска.

                 Но вступать в бой не спешит-

                        За позицией следит.

                     После конницы, слонов

                    Он начать войну готов.

4 ребенок:      Слон и воин на спине

                   Важны в шахматной игре.

                  Белопольный, чернопольный

                  Слон, конечно, подневольный.

5 ребенок:      Ходит он наискосок,

                     Делает большой бросок.

                       Но слонов двоих пути

                      Пересечься не должны.

6 ребенок:   Конь – коварная фигура.

                          У него своя натура.

                   Прыг да скок, и сразу в бок,

                      Через головы прыжок!

                       Делает такой кульбит-

                    Взвиться в небо норовит!

7 ребенок: Вот стоял на поле белом,

                Перепрыгнул между делом-

                       Поле чёрное под ним.

                   За конём следи чужим!

8 ребенок: А ладья – то тяжела.

                   Раньше башнею была.

                 Ходит вдоль и поперёк.

                 Шаг ладьи тяжёл и строг.

9 ребенок: Может сделать рокировку –

                     Короля упрятать ловко.

                     Будет домик охранять,

                  Часовым в дверях стоять.

10 ребенок: А пехота, как всегда,

                       Впереди идёт она!

                Пешка с пешкою плечом

                 Движутся всегда ладком.

                  Все мечтают, как одна,

                  Дослужиться до ферзя!

11 ребенок: Одному лишь я не рад –

                     Ей нельзя ходить назад.

                   Ходит прямо, рубит в бок,

                       Не бывает ход широк.

12 ребенок: Лишь однажды, первым ходом,

                          Через клетку переходит.

                         На проходе может сбить.

                         Будут знать куда ходить!

Незнайка:        Если зря не зазнаваться.

                     Каждый день тренироваться:

                  Бегать, прыгать, в шахматы играть –

                Сильным шахматистом можно стать!

Спасибо вам, ребята, за такие чудесные познания про игру в шахматы, мне они очень пригодились. Пора бежать к своим друзьям и рассказать им все, чему сегодня научился. До свидание! (уходит под музыку)

Воспитатель:                            Эта древняя игра

Так коварна и хитра,

Что без знания секретов

Не придёт побед пора.

Чтобы в шахматы играть

Нужно всё о них узнать,

Как различные фигуры

Перед боем расставлять.

Помнить, как их называть

И куда переставлять.

Строго правила игры

Соблюдать и уважать.

(дети с педагогом под музыку выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект  развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы об...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...

Конспект развлечения в старшей группе: "В гости к бабушке Яге"

Конспект зимнего спортивного развлечения в старшей группе детского сада....

Конспект развлечения в старшей группе, посвященный дню защитников Отечества.

Конспект развлечения детей с папами к 23 февраля, старшая группа....