Конспект развлечения для старших дошкольников "Азбука шахмат"
учебно-методический материал (старшая группа)
Конспект развлечения для старших дошкольников "Азбука шахмат"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект развлечения | 411.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
г.п. Междуреченский
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Выполнил: учитель-логопед I квалификационной категории
Елена Александровна Галанина
Сценарий шахматного развлечения для детей старшего дошкольного возраста « Азбука шахмат»
Программное содержание:
- Продолжать овладевать с детьми азами шахматной науки.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Учить отгадывать загадки о шахматных фигурах.
- Тренировать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Предварительная работа: чтение сказки Гульназ Аллаярова «Шахматная сказка», заучивание наизусть стихов о шахматных фигурах.
Материал: мультимедийная установка, демонстрационная магнитная доска,
шапочки шахматных фигур, аудиозапись песни «Шахматная королева» (Екатерина Семенова), шахматный стол с шахматными фигурами, мешочек с фигурами.
Ход развлечения.
Дети заходят в зал по музыку и садятся на стульчики.
Звучит музыка и вбегает Незнайка.
Незнайка: Вот это да, здравствуйте! Куда это я попал? (удивленно)
Воспитатель: здравствуй Незнайка! Ты попал в детский сад «Сказка», к ребятам старшей группы.
Незнайка: вас так много, зачем вы тут все собрались?
Воспитатель: а собрались, мы здесь, Незнайка, не просто так, а чтобы устроить праздник шахмат! Ты знаешь, Незнайка, что такое шахматы?
Незнайка: (смеется) конечно, знаю, это…это….это когда бежишь с клюшкой к воротам и забиваешь мячом шах!
Воспитатель: да нет же, ты перепутал. А вот что это такое тебе сейчас расскажут наши ребята.
Дети читают стихи о шахматах.
1 ребенок: Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.
2 ребенок: Есть тихий спорта вид -
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
Воспитатель: теперь понял Незнайка, что шахматы это игра, и даже не просто игра, а вид спорта.
Незнайка: теперь понял, только вот что для этой игры нужно?
Воспитатель: а давай мы об это спросим у ребят?
Ответы детей: шахматная доска и шахматные фигуры.
Незнайка: (смеется) все понял, тоже мне игру нашли, вот смотрите у меня и доска и фигуры есть (достает из рюкзака разделочную доску и геометрические фигуры).
Воспитатель: да опять ты все перепутал, Незнайка. Специальная должна быть доска и специальные фигуры.
Незнайка: а какие? Ребята, научите меня всему, что вы знаете о шахматах. Я тоже хочу научиться играть в эту непростую игру.
Воспитатель: конечно Незнайка, мы все, все, тебе расскажем. Сначала, дети покажут тебе, как выглядит шахматная доска.
Игра: «Собери картинку» (на столах разложены разрезные картинки, дети должны собрать из них одну большую картинку в виде шахматной доски).
Незнайка: необычная доска, да еще и с квадратиками разными. Зачем только они нужны, ребята?
Ответы детей: чтобы расставлять на них фигуры.
Воспитатель: слушай внимательно и запоминай.
Игра: «Доскажи словечко»
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Незнайка: какие вы молодцы, ребята, все фигуры уже запомнили. А вот я устал, давайте потанцуем немножко.
На мультимедийной установке воспроизводится видеоролик.
Динамическая пауза (дети под музыку выполняют движения).
Незнайка: отдохнули и в путь, я все, все хочу знать о шахматах. А как выглядят эти все фигуры?
Воспитатель: сейчас узнаем, поиграв в игру: «Чудесный мешочек». А чтобы наши пальчики оказались ловкими, мы сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по ладошке)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят вперёд)
Ходит только прямо!
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой)
Им начинать этот сказочный бой.
Игра: «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек и определяет, какая фигура ему попалась).
Воспитатель: с фигурами познакомились, пора их и расставить правильно.
Игра: «Исправь ошибку» (на шахматной доске расставлены фигуры, дети должны исправить ошибку и поставить каждую фигуру на свое место)
Незнайка: как интересно, ребята! А что дальше, как эти фигуры передвигаются?
Воспитатель: про это ты сейчас узнаешь от ребят (дети читают стихи, на голове у каждого ребенка картинка с изображением шахматной фигуры).
1 ребенок: Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
2 ребенок: Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.
3 ребенок: Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
4 ребенок: Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
5 ребенок: Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
6 ребенок: Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
7 ребенок: Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
8 ребенок: А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
9 ребенок: Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.
10 ребенок: А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
11 ребенок: Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
12 ребенок: Лишь однажды, первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!
Незнайка: Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Спасибо вам, ребята, за такие чудесные познания про игру в шахматы, мне они очень пригодились. Пора бежать к своим друзьям и рассказать им все, чему сегодня научился. До свидание! (уходит под музыку)
Воспитатель: Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
(дети с педагогом под музыку выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».
Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...
Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"
Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....
Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности
Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»
Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить правила культуры поведения , вежливые формы об...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»
Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить правила культуры поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...
Конспект развлечения в старшей группе: "В гости к бабушке Яге"
Конспект зимнего спортивного развлечения в старшей группе детского сада....
Конспект развлечения в старшей группе, посвященный дню защитников Отечества.
Конспект развлечения детей с папами к 23 февраля, старшая группа....