Когнитивное развитие детей с ОНР среднего дошкольного возраста средствами современной технологии развивающего обучения.
материал (средняя группа) на тему
Использование искуственных приемов запоминания в работе с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kognitivnoe_razvitie.docx | 152.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Когнитивное развитие детей с ОНР среднего дошкольного возраста средствами современной технологии развивающего обучения
Вопрос о речевом развитии ребенка с ОНР в дошкольной логопедии в настоящее время является очень актуальным. Его изучение ведется учеными различных областей науки: языковедения, лингвистики детской речи, психолингвистики, нейропсихологии, нейропсихологии, психологии, коррекционной педагогики. Это связано, прежде всего с комплексом причин и механизмов, лежащий в основе данной патологии. Известно, что и количество детей, нуждающихся в логопедической помощи за последнее десятилетие значительно возросло. Как показывают исследования, значительно изменилась и симптоматика речевого недоразвития. Поэтому учителя-логопеды дошкольных образовательных учреждений нуждаются в создании не только оптимальных методик диагностики, профилактики, но и коррекции общего недоразвития речи различного этиопатогенеза.
В настоящее время в дошкольной логопедии накоплен богатый опыт, позволяющий применяется в практической деятельности не только новые инновационные технологии, но и по- новому пересматривать арсенал традиционных средств, приемов, игровых упражнений и учебных заданий. Так, я в своей работе широко использую мнемотехнические приемы, описанные в работе Ж.Пиаже (1896 - 1980 гг.). Развивая в своих трудах теорию когнитивного развития, познавательных способностей ребенка дошкольного возраста, швейцарский ученый значительное место уделял и отдельным дидактическим приемам. Познание же дошкольником окружающего мира, согласно Ж.Пиаже, понималось как некий процесс обработки и упорядочивания информации различной модальности.
Когнитивное развитие проходит четыре этапа. Сенсомоторный период начинается с рождения и продолжается до двух лет. Предоперационный - до шести. Стадия конкретных операций длится вплоть до одиннадцати-двенадцати летнего возраста. На следующем этапе у детей происходит становление формальных операций.
Таким образом, возраст трех-четырех лет совпадает с одним из этапов когнитивного развития. Именно в этом возрасте у детей с ОНР появляется возможность посещать логопедическую группу детского сада. Программа коррекционно-развивающего обучения предусматривает формирование как речевых, так и неречевых навыков (восприятия, внимания, памяти, воображения). Происходит становление эмоционально-волевой сферы, навыков учебно-практической деятельности. Поэтому очень важно уделять внимание вопросам организации среды развития детей таким образом, чтобы обеспечить благоприятные условия и для развития индивидуально-типологических качеств. Дети должны усвоить нравственные понятия о добре и зле, долге и чести, о милосердии.
Безусловно, маленький ребенок черпает знания об окружающем мире и из своего непосредственного опыта. Позже дети и взрослые приобретают знания уже опосредованным путем, из книг, устной коммуникации, телевидения и других источников информации. Ребенок живет в социуме и в мире культуры. И все его знания о мире - это социальные и культурные знания. На занятиях, в сюжетно-ролевых играх необходимо создавать новые для детей социальные ситуации, в которых у них будут воспитываться чувства сострадания, заботы , уважения к старшим.
В настоящее время сохраняется актуальность работы по воспитанию у детей навыков коммуникативной компетенции, их речевого и когнитивного развития. Все это требует сформированности элементарно-трудовых умений, учебно-практической деятельности. От их сформированности во многом зависит успешность коррекции речи и неречевых психических функций. Использование же мнемотаблиц, определенных игровых приемов на занятии позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную (графическую) информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когнитивное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами современной технологии развивающего обучения
В опыте работы описывается технология когнитивного развития детей с ОНР посредством мнемотехники. Работа рассчитана на детей старшего и подготовительного возраста. ...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Инновационный проект "Веселая ярмарка" по приобщению к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами декоративно - прикладного искусства
Поэтапная технология ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с народным декоративно - прикладным искусством, а так же методический комплекс, позволяющий повышать у детей интерес к ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области развитие речи «Ранняя весна» для детей среднего дошкольного возраста ( с использованием технологии развивающего обучения)
Конспект НОД по развитию речи поможет в совершенствовании грамматического строя речи детей, развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса по теме "Ранняя весна"...
Когнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий
Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития. Общее когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста — ...
«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»
Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают ...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами современных здоровьесберегающих образовательных технологий
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова и др.) Межполушарное взаимодействие необходимо для координации ра...