Когнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий
статья (старшая группа)
Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.
Общее когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста — эффективная профилактика проблем в развитии и залог успешного обучения, в том числе обучения чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya.docx | 526.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Когнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий.
Подготовила: Семенова Наталья Вячеславовна
Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.
Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.
Общее когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста — эффективная профилактика проблем в развитии и залог успешного обучения, в том числе обучения чтению.
Что же такое это «когнитивное развитие и почему так важно играть с детьми?!
Когнитивное развитие, то есть формирование и развитие когнитивной сферы человека, а именно его восприятия, памяти, мышления, речи воображения внимания.
Задаваясь этими вопросами важно не упустить самого главного: детская психика развивается в игре, каждый психический процесс неотделим от общего развития ребенка.
В своей работе с детьми я использую разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие когнитивной сферы.
Лабиринт. Развитие зрительного внимания и самоконтроля.
Детям можно давать разные варианты лабиринтов. Сначала ребенок прокладывает путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию, потом рисует карандашом. Начинаю всегда использовать более простые варианты лабиринтов, постепенно усложняя.
Чтение стихотворения под хлопки. Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции.
Когда у ребят возникают сложности при запоминании стихотворений, я читаю и одновременно прохлопываю стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги. При таком методе подключается левая височная доля (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодия).
Рисование двумя руками. Развитие межполушарных взаимодействий.
Сформированность межполушарного взаимодействия- важный аспект в развитии детей, одно из условий успешного обучения. Сначала мы с детьми начинаем рисовать в одном направлении, потом уже переходим к рисованию в разных направлениях.
Нос-пол-потолок. Развитие внимания и снятие импульсивности.
Для развития внимания и снятия импульсивности мы с детьми играем в такую игру. Я показываю рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребенок повторяет. Затем, увеличивая скорость, начинаю путать ребенка, показывая одно, а называя другое. Ребенок должен показывать, то что называет взрослый, а не показывает.
Дорисуй фигуру. Развитие зрительно-пространственных и моторных навыков, концентрации и распределения внимания.
С помощью данного упражнения мы развиваем у детей сразу несколько навыков. Детям необходимо дорисовать фигуру до образца.
Запомни фигуры. Развитие зрительной памяти, распределение внимания и закрепление понятия о геометрических фигурах.
В своей работе я также использую такие игровые приемы:
Вариант 1. Ребенку предлагаю рассмотреть и запомнить изображения на карточках, а затем нарисовать их на бумаге.
Вариант 2. Ребенку нужно посмотреть на рисунки и запомнить, что изображено в геометрических фигурах и в каком количестве. Затем рассказать по порядку: «Первым был квадрат, а в нем два дерева».
Контуры. Развитие зрительного восприятия.
В своей работе я часто пользуюсь такими игровыми упражнениями. Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок и назвать все предметы или существ, которые в нем спрятаны. Дети с интересом выполняют задания.
Вообрази и дорисуй. Развитие воображения.
Ребенок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью какого-либо рисунка. Я предлагаю посмотреть на примеры и придумать свои варианты.
Цветные карточки. Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, уметь быстро переключаться.
Я беру в руки четыре цветные карточки. Показываю их в произвольном порядке и сопровождаю инструкцией. Ребенок должен делать шаги согласно инструкции. Например: «Желтая- шаг вперед, красная- шаг назад, синяя- влево, зеленая — вправо». Спустя время инструкцию к карточке можно поменять, сломав стереотип.
Графический диктант. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания.
Графический диктант очень любят выполнять дети. Я всегда использую его.
Можно использовать разные варианты:
Ребенок должен рисовать по устной инструкции взрослого.
Ребенок рисует, опираясь на зрительную инструкцию в таблице.
Четвертый лишний. Развитие мышления речи.
Очень любят дети такие упражнения. Я всегда пользуюсь ими в своей работе. Ребенку необходимо найти в каждой строчке лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры я стараюсь сделать интересным, занимательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.
Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....
Когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-игровой деятельности.
Когнитивное развитие - Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика....
Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"
Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...
Презентация "«Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий в образовательной деятельности»
Презентация для родителей "Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством игровых технологий"...
«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»
Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...
Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...
«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»
методические рекомендации, картотека, консультация для родителей...