Когнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий
статья (старшая группа)

Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.

 Общее когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста — эффективная профилактика проблем в развитии и залог успешного обучения, в том числе обучения чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya.docx526.72 КБ

Предварительный просмотр:

Когнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий.

Подготовила: Семенова Наталья Вячеславовна

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Развитие когнитивной сферы ребенка в дошкольном возрасте является важнейшей частью его общего психологического развития.

 Общее когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста — эффективная профилактика проблем в развитии и залог успешного обучения, в том числе обучения чтению.

Что же такое это «когнитивное развитие и почему так важно играть с    детьми?!

      Когнитивное развитие, то есть формирование и развитие когнитивной сферы человека, а именно его восприятия, памяти, мышления, речи воображения внимания.

Задаваясь этими вопросами важно не упустить самого главного: детская психика развивается в игре, каждый психический процесс  неотделим от общего развития ребенка.

 В своей работе с детьми я использую разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие когнитивной сферы.

Лабиринт. Развитие зрительного внимания и самоконтроля.

Детям можно давать разные варианты лабиринтов.  Сначала ребенок прокладывает путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию, потом рисует карандашом. Начинаю всегда использовать более простые варианты лабиринтов, постепенно усложняя.

Чтение стихотворения под хлопки. Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции.

Когда у ребят возникают сложности при запоминании стихотворений, я читаю и одновременно прохлопываю стихотворение.  Голосом и хлопками выделяются ударные слоги. При таком методе подключается левая височная доля (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодия).

Рисование двумя руками. Развитие межполушарных взаимодействий.

Сформированность межполушарного взаимодействия- важный аспект в развитии детей, одно из условий успешного обучения. Сначала мы с детьми начинаем рисовать в одном направлении, потом уже переходим к рисованию в разных направлениях.

F:\фото статья\IMG-20221026-WA0018.jpg

Нос-пол-потолок. Развитие внимания и снятие импульсивности.

Для развития внимания и снятия импульсивности мы с детьми играем в такую игру. Я показываю рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребенок повторяет. Затем, увеличивая скорость, начинаю путать ребенка, показывая одно, а называя другое. Ребенок должен показывать, то что называет взрослый, а не показывает.

Дорисуй фигуру. Развитие зрительно-пространственных и моторных навыков, концентрации и распределения внимания. 

С помощью данного упражнения мы развиваем у детей сразу несколько навыков. Детям необходимо дорисовать фигуру до образца.

F:\фото статья\IMG-20221026-WA0022.jpg 

Запомни фигуры. Развитие зрительной памяти, распределение внимания и закрепление понятия о геометрических фигурах.

В своей работе я также использую такие игровые приемы:

Вариант 1. Ребенку предлагаю рассмотреть и запомнить изображения на карточках, а затем нарисовать их на бумаге.

Вариант 2. Ребенку нужно посмотреть на рисунки и запомнить, что изображено в геометрических фигурах и в каком количестве. Затем рассказать по порядку: «Первым был квадрат, а в нем два дерева».

Контуры. Развитие зрительного восприятия.

В своей работе я часто пользуюсь такими игровыми упражнениями.  Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок и назвать все предметы или существ, которые в нем спрятаны. Дети с интересом выполняют задания.

Вообрази  и дорисуй. Развитие воображения.

Ребенок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью какого-либо рисунка. Я  предлагаю  посмотреть на примеры и придумать свои варианты.

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20221027-WA0001.jpg

Цветные карточки. Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, уметь быстро переключаться.

Я беру  в руки  четыре цветные карточки. Показываю их в произвольном порядке и сопровождаю инструкцией. Ребенок должен делать шаги согласно инструкции. Например: «Желтая- шаг вперед, красная- шаг назад, синяя- влево, зеленая — вправо». Спустя время инструкцию к карточке можно поменять, сломав стереотип.

Графический диктант. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания.

Графический диктант очень любят выполнять дети. Я всегда использую его.

Можно использовать разные варианты:

Ребенок должен рисовать по устной инструкции взрослого.

Ребенок рисует, опираясь на зрительную инструкцию в таблице.

Четвертый лишний. Развитие мышления  речи.

Очень любят дети такие упражнения. Я всегда пользуюсь ими в своей работе.  Ребенку необходимо найти в каждой строчке лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20221027-WA0000.jpg

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры я стараюсь сделать  интересным, занимательным.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья охватывает важность проблемы поиска наиболее эффективных средств дошкольного образования для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их связн...

Когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-игровой деятельности.

Когнитивное развитие - Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика....

Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...

Презентация "«Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий в образовательной деятельности»

Презентация для родителей "Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством игровых технологий"...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»

    Использование игровых педагогических технологий  с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...