«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»
материал (старшая группа)
Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают в этом использование различных игровых технологий, в том числе социоигровая, которую я использую в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulagina_yu.a.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы на тему:
«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»
Выполнил воспитатель
высшей квалификационной категории
Кулагина Ю.А.
Звенигород,2022г.
Дошкольное детство-это уникальный период в жизни каждого человека, в процессе которого формируется здоровье и развитие личности. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, которая заключается во взаимодействии с окружающим миром.
Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают в этом использование различных игровых технологий, в том числе социоигровая, которую я использую в работе.
Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, кoторойребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.Она ориентирует на поиск способов общения с детьми, когда создаётся ситуация доверия и взаимотворчества,позволяющая включаться в процесс эффективного обучения чему-либо.
«Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов).
Какой же результат я хотела получить?
- Дети научатся эффективно общаться
- Сделать образовательный процесс увлекательным
- Развитие у детей самостоятельности, творческой активности
Основатели социо-игровой технологии - Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее;
- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержите, помогите подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче;
- не возносите себя над другими, возносите ближнего;
- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Цель применения социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования данной методики в развитии детей дошкольного возраста:
- формировать навыки дружеского коммуникативного взаимодействия;
- самоконтроль речевого выказывания и саморегуляции своих действий; взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью;
- развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей, используя театрально-игровую деятельность;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитывать в дошкольниках желание узнать новое.
Принципы, лежащие в основе данной технологии, актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников, педагог является партнером по совместной деятельности.
Принципы организации социоигровой технологии:
- Педагог—равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно—то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игры-задания для рабочего настроя проводятся вутренние часы для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение»). Главная задача—пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимость друг от друга.
- Игры для социоигрового приобщения к делу.Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: («Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.).Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать, они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
- Игровые разминки — объединяются своей всеобщей доступностью. Их можно проводить назанятиях для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому.Можно использовать разминки-разрядки.
- Задания для творческого самоутверждения, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
- Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно применять в помещении.
Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых («Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.).
Применяя социоигровые технологии в образовательном процессе ДОО, необходимо помнить о шести основных правилах и условиях, актуальных для развития детей дошкольного возраста.
- Работа в малых группах.Оптимальны для продуктивного общения и развития объединения малыми группами: Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.Можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды и т.п.;
- «Смена лидерства».
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек — лидер. Причем его дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться. - Обучение сочетается с движением и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу итд.
- Смена темпа и ритма.Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и свой конец и требует определенной сосредоточенности.
- Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности.Обучение происходит в игровой форме, это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы по сравнению с традиционным обучением.
- Принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».Все дети открывают для себя что-то новое, только кто-то больше, кто-то меньше.
Результаты реализации социоигровых технологий:
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребенок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
- Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, себе, сверстникам.
- Дети не бояться ошибиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...
Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...
Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста
quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...
Технология позитивной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ Н.П. Гришаевой
Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной группы становится организация дружественного социума для развития социальных навыков ...
Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"
В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...
Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...