Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
презентация на тему
Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.
Учет гендерных особенностей в физическом воспитании- это обеспечение нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических двигательных различий мальчиков и девочек.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_mart.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности. Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения . Учет гендерных особенностей в физическом воспитании- это обеспечение нормального формирования функций и систем организма , раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических двигательных различий мальчиков и девочек. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат , по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают Девочки Мальчики Мягкость Нежность Аккуратность Стремление к красоте Смелость Твердость Выносливость Решительность Рыцарское отношение к представительницам противоположного пола
4 типа полоролевого поведения : Маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения. Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношения со сверстниками, отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому авторитету Фемининные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других Андрогинные дети- относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности
Отечественные ученые Ц. Какабадзе, О. Недригайлова, И. Попов, В. Урицкая, Н. Шишниашвили пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания . Девочки Мальчики Игры с мячом Прыжки через скакалку Упражнения с лентой Бег Метание предметов на дальность Метание предметов в цель Лазанье Спортивные игры
В педагогическом процессе принцип двух начал подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль , тон, направленность . Для девочек Для мальчиков - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. - развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости.
Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой образовательной областью дошкольного образования и выступает как одна из главных составляющих целостного и разностороннего развития ребенка . Цель педагога: не навязывание ребенку моделей поведения, а обеспечение свободного индивидуального самоопределения личности
Задачи физического воспитания с учетом гендерного воспитания 1.Формировать представления о полоролевой модели поведения и адекватную половозрастную идентификацию. 2.Учить элементам полоролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности. 3. Преодолеть разобщенность детей разного пола, сформировать у них дружеские отношения, культуру общения и уважения друг к другу.
методические приёмы учёта половых особенностей дошкольников в физическом воспитании : Подбор упражнений, и оборудования для мальчиков и девочек. (предлагаются разные упражнения для мальчиков и девочек. Используются разные по весу мячи и др . Например: девочкам ленты, мальчикам утяжелители.) Расстановка и уборка инвентаря : девочки всегда убирают мелкий и легкий инвентарь, мальчики совместно убирают тяжелый. Нормирование физической нагрузки : различная дозировка, продолжительность. (Например: девочки выполняют задание 5 раз, мальчики до 10) Учет двигательных предпочтений детей . Мальчикам предлагать больше движений скоростно-силового характера (бег, метание в цель, вдаль, лазание, прыжки). Девочкам – упражнения в равновесии, гибкости, с мячами, лентами. Участие детей в играх и соревнованиях . Мальчики любят играть на улице, в большом пространстве, большими группами. Предпочитают спортивные игры и соревнования, длительные по времени. Девочки любят играть в помещении, в небольшом пространстве, малыми группами. В игре сотрудничают друг с другом. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков добиваться четкости, ритмичности. От девочек – выразительности, плавности движений.
в обучении сложным двигательным действиям использую разные методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования. Так как существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими, например, метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам ;
нормирование физической нагрузки по времени (например, девочки прыгают на мячах – фитболах 1 мин, мальчики 1,5 мин ); пространственные ориентировки (например, мальчикам отдаётся большая часть зала по сравнению с девочками, поскольку для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее ); распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики — мышеловка, а девочки — мышки);
расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек — тяжелое оборудование); различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на гимнастку, балерину », «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»);
частые напоминания мальчикам о способах выполнения, требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при выполнении отдельных элементов, техник, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений (т.е. подойти и поправить ребёнка ); учёт сенситивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств , двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность в 5—6-летнем возрасте, а мальчики — в 7-летнем ); акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, например, футбол для мальчиков и бадминтон для девочек.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые , но и индивидуальные особенности , склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой « мальчишеской » направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности . Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая хода становления личности , заложенного самой природой .
Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре с приемами гендерного воспитания в старшей группе Цель :закреплять представления детей об особенностях девочек и мальчиков. Задачи: учить детей в ритмичной ходьбе и беге под музыку, четко выполняя задания Закреплять умение передвигаться по гимнастической скамейке , держать равновесие , подлезать под дугу различными способами (девочки –как «Кошечки», мальчики –по-пластунски), метать мешочки в цель (девочки – R-2 м,мальчики - R-2 ,5 м), прыжки на скорость на фитболе Развивать ловкость , гибкость, силу, общую выносливость организма Воспитывать положительные черты характера( настойчивость,доброжелательность,терпение , активность, самостоятельность в выполнении движений) Интеграция образовательных областей :речевое развитие –активизация словаря. Художественно-эстетическое развитие-способности эмоционально восприниматьмузыку через движения Социально-коммуникативное развитие-формирование гендерной принадлежности;положительных эмоций при общении друг с другом Оборудование: для ОРУ-ленты для девочек, флажки для мальчиков4 ОВД-гимнастическая скамейка, мешочки для метания , два обруча, две дуги,два мяча-фитбол ;мячик желтого и зелёного цвета
Литература: 1. Н.А.Мелехина , Л,А.Колмыкова «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ» 2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. в ысш. учеб. заведений. М.,2001. 3. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1 4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.,2001. 5. Цыганенко И.Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/ Научно – методический информационный центр. Хабаровск, 2007. Источники иллюстраций: интернет - ресурсы http://images.yandex.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста...
Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
В последнее время в воспитательном процессе приобрел особую актуальность индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по поло...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по эко...
нетрадиционный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Использование технологии Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста" и применение нестандартного спортивного оборудования....
«Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ:- сохранение и укрепление здоровья детей, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку....
Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...