Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности.
статья на тему
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности.
Акиншина Наталья Сергеевна
учитель-логопед , МБДОУ д/с № 70
г. Белгород
Важным совершенствованием речевой деятельности детей дошкольного возраста, является создание эмоционально благоприятных ситуаций, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления и специальные логопедические сказки (логосказки).
При творческом подходе к сказке, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Театрализованные игры и логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника.
Они решают следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: речевой статус детей (общее недоразвитие сочинять свои).
Коррекционно -воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:
* речевой статус детей (общее недоразвитие речи I, II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);
• Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);
• Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);
• Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
• Сказки, способствующие формированию связной речи;
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Используемая литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.
8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности.
Акиншина Наталья Сергеевна
учитель-логопед , МБДОУ д/с № 70
г. Белгород
Важным совершенствованием речевой деятельности детей дошкольного возраста, является создание эмоционально благоприятных ситуаций, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления и специальные логопедические сказки (логосказки).
При творческом подходе к сказке, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Театрализованные игры и логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника.
Они решают следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: речевой статус детей (общее недоразвитие сочинять свои).
Коррекционно -воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:
* речевой статус детей (общее недоразвитие речи I, II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);
• Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);
• Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);
• Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
• Сказки, способствующие формированию связной речи;
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Используемая литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.
8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Как развивается речь ребенка в раннем дошкольном возрасте ребенка....
Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...

«Развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» «Путешествие колобка»
- развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности...

Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ.
Статья раскрывает специфику внедрения проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР....

Сообщение из опыта работы для родителей: «Развитие познавательно – речевой активности детей в предметно – развивающей среде через реализацию театрализованной деятельности»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель...

Консультация для родителей "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не же...

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности...