Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"
материал ( группа) по теме

Педагогические  исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelno-rechevoy_aktivnosti.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской  деятельности.

        Педагогические  исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость  детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Т.е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Ребенок удерживает в памяти:

  • 10% того, что читают;
  • 26% того, что слышат;
  • 30% того, что видят;
  • 50% того, что видят и слышат;
  • 70% того, что обсуждают с другими;
  • 80% того, что основано на личном опыте;
  • 90% того, что проговаривают в то время, как делают;
  • 95 % того, чему обучаются сами.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно-исследовательская деятельность, которая также является специфическим видом деятельности дошкольников. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена  в них от рождения.

        Познавательная деятельность – это не только усвоение знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Обучающая деятельность педагога в детском саду должна быть направлена на  формирование у ребенка потребностей получения новых знаний и новой информации, развития познавательного интереса, который

  • способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает мыслительную деятельность,
  • психические процессы развиваются на более благоприятном эмоциональном фоне, когда ребенка не заставляют запоминать неинтересную для него информацию, а он сам активно ищет ответы на интересующие его вопросы.

Интерес к познанию - ведущий мотив учебной деятельности и выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

        Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:

  • Создание обогащённой предметно-пространственной среды;

Непременным условием развития детского познавательного интереса является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Основная цель использования развивающих игр – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний Развивающие игры направлены на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми. Нами активно используются подобные развивающие игры с палочками кюзинера, резиночками, зубными щетками, игральными кубиками, мемори игры, мандалы, самодельные настольные игры (находилки — бродилки), судоку, танграмы и т.п.

Мы поделили все пространство группы на Центры активности (игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким и образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности), это:

Центр драматизации и музыки,

Центр искусства,

Центр сюжетно-ролевой игры (семьи)

Центр науки и природы,

Центр настольных игр и математики,

Центр строительства, Спортивный центр,

Центр песка и воды,

Центр литературы и грамоты,

Центр кулинарии.

Виды центров могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. Например, в нашей группе в рамках тематической недели, посвященной празднику 8 марта,  дополнительно работал Центр бисероплетения, на время проекта «Наши помощники часы» была открыта часовая мастерская, исследуя проект «Вокруг света» дети проводили время в «Клубе путешественников», где в игровой деятельности они изучали материки.

Все центры интегративны по своей сути. Например, Центр литературы и грамоты одновременно является центром книгоиздательства.  Это важно, так как помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности  и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Наши дети сами решают, в каком центре они будут играть-действовать, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. При этом они многому учатся друг у друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности и в то же время умения договариваться,  выражать  свои мысли и чувства – т.е. решается задача социализации.

Центры активности дополняем  материалами  или заменяем по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме. Центры постепенно наполняются продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей. В  каждом центре у нас размещены детские работы, с именами авторов и датой выполнения. Мы стараемся использовать суть так называемого «феномена Пиаже»- «не важно над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».   Следовательно, материалы в центрах должны быть разнообразными, доступными, быть объектами реального мира. В проекте «Вокруг света» дети совместно с нами готовили «шведский стол», где дегустировали настоящие экзотические фрукты и путем исследования органами чувств определяли, что это за фрукт. В Центре искусства нашей группы краски, кисти, ножницы, бумага, клей и т. п.  материалы для творчества находятся в свободном доступе, в Центре науки и природы выставлены результаты экспериментов, вывешены картографы выполнения того или иного опыта, которые составляются самими детьми в малой группе или индивидуально. Настоящей находкой и  ярким примером  активного детского исследования явились для нас т. н. «Сезонные находилки». Если это весна, то детям предлагается  первыми заметить какое - либо сезонное явление и  отметить его в  уже оформленном картинками журнале «Весенних находилок». Благодаря такой увлекательной постановке задачи, в детях открывается интерес к поиску изменений в природе, расширяется их кругозор и как следствие активизируется  словарный запас.

В то же время, в Центрах вывешены и ярко оформлены правила безопасности пользования ножницами и другими небезопасными предметами, правила поведения при выполнении опытов, обращения с лабораторными предметами.

Кроме того, что материалы в центрах должны быть доступными,  мы еще обязательно делаем метки на полках, где что лежит. В нашей группе это решило вопрос о порядке, дети ставят коробки с материалами в помеченное картинкой и надписью место.

Для самостоятельного исследования на помощь детям создаются картографы и пооперационные карты, т. е. наглядные алгоритмы действий. В Центре искусства - это схемы как надо смешивать краски, пользоваться различными материалами в нетрадиционных техниках художественного творчества. Нашим детям очень нравятся таблицы "Составь фоторобота", «Выбери узор», «Чем нарисуешь» где представлены различные элементы рисунка или приспособления для рисования, и с помощью кубика делается выбор.

То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сегодня сделать, то, что привлекло его в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.

  • Включение занимательности в содержание занятий;

Новизна, необычность, неожиданность, такие игры, как например, «Чудесный мешочек», «Загадочная шкатулка», шуточные задачи, викторины, конкурсы, игровые упражнения привлекают внимание детей, вносят эмоциональный заряд и элементы занимательности.

Получать информацию можно посредством зрения, слуха и осязания, иногда и обоняния. Мы стремимся подбирать такие упражнения, чтобы учебная информация поступала по разным каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать, а может даже понюхать или попробовать…

Каждое занятие может включать в себя:

  • игру (подвижная, дидактическая, ролевая, настольная);
  • танец, физические упражнения, физ.минутки и динамические паузы;
  • песню, музыкальное сопровождение;
  • кукольный спектакль или театрализованное представление;
  • присутствие костюмированного или  в аква-гриме героя;
  • творческую поделку;
  • исследовательскую деятельность (опыты)
  • если присутствуют родители – игру с родителями.
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Формулировка учебной проблемы, создание проблемной ситуации – наиболее сложный и ответственный момент организации занятия. Проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей, вызвать у детей потребность ее разрешить, эта потребность  становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель – важнейший момент осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта, ребенок перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий. Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Воспитатель сообщает тему, вызывая к ней интерес детей.

 Первый прием: «яркое пятно», сообщение детям интригующего материала, захватывающего их внимание, связанное с темой занятия, проекта: сказка, фрагмент из художественной литературы, загадка, шутка, случай из повседневной жизни, демонстрация явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Второй прием: «актуальность» - состоит в обозначении смысла, значимости предлагаемой темы для самих детей, лично для каждого. Например, при проведении проекта «Твой прочный скелет» дети выясняли, что же полезно для костей человека.  Благодаря, проведенным опытам «Как сделать кость мягкой» и «Что делает кость крепкой» дети поняли как важен кальций и фосфор, которые содержатся в не совсем любимых детьми продуктах твороге и рыбе, и что самое главное – дети настолько  заинтересовались этой темой, что в результате этой работы, все дети стали с удовольствием употреблять в пищу молочные и рыбные блюда.

Т.е. проблемная ситуация помогает педагогу решать программные задачи через то, чего хотят воспитанники.

Например, соотношение программных задач и целей деятельности детей.

Программные задачи

Ситуация

Проблема

Цель детей

Учебная задача

Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах, учить применять их для решения учебной задачи

Снегирь хочет устроить птичью столовую для пернатых, зимующих в наших краях

Снегирь не знает, как это сделать

Помочь снегирю

Рассказать снегирю, что нужно для создания столовой, рассказать какие птицы остались зимовать в наших краях

Обобщить и дополнить знания детей о строительных профессиях, материалах, из которых строят жилища

Чебурашка и крокодил Гена со своими друзьями решили построить дом

Чебурашка и крокодил Гена не знают, какой дом им нужен,  как его построить

Помочь Чебурашке и Гене

Выяснить, какие бывают дома, какой дом нужен Чебурашке, Гене и их друзьям, кто и из чего его может построить

Обеспечить условия для применения детьми знаний о дорожных знаках, их назначении

Жители Цветочного города все время попадают в проблемные ситуации на дороге

Опираясь на сюжетные картинки, дети самостоятельно выявляют проблему – в городе нет дорожных знаков

Помочь жителям Цветочного города

Пояснить, для чего нужны знаки, подобрать необходимые знаки для каждой ситуации

Обобщить и дополнить знания детей о здоровом питании

Незнайка заболел. Чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Он ел только все вкусное: чипсы, конфеты, пил лимонад, но Незнайке стало еще хуже и его положили в больницу

Незнайка не знает, какие продукты ему нужно есть, чтобы выздороветь

Помочь Незнайке

Выяснить, что значит здоровое питание, какие продукты полезные, какие вредные

  • Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Например: совместное оформление стенгазеты, коллективного панно, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр и др., которые потом используются для оформления интерьера группы, детского сада, игр и т. п. Наиболее полно реализовать данную задачу у нас получилось в рамках проекта «Осенняя мастерская», на мастер-классе «Рыжие рукоделки» совместно с родителями дети изготовили поделки из бумажных тарелок. Получились не только великолепные украшения для группы, но еще и результаты совместного творчества родителя и ребенка, что очень важно при нынешнем дефиците внимания родителей к детям именно в этом направлении.

  • Интеграция разнообразной деятельности;

Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному изучению. При организации такого изучения с учетом возрастных особенностей детей появляется возможность показать мир во всем его многообразии через разные виды деятельности, привлекая научные знания, литературу, историю, культуру, музыку, изобразительное искусство, продуктивную, театрализованную деятельность. Занятие становится похожим на мозаику: из разных кусочков складывается единая увлекательная картина. На интегрированных занятиях повышается уровень познания, изменяется уровень самостоятельной интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес детей.

Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности

В нашей группе прижились и с нетерпением ожидаются ребятами такие занятия, когда дети могут исследовать одну тему через различные образовательные области. Например, проект « Наши часы помощники» позволил ребятам буквально разобрать на детали любого вида часы, понять чем отличаются кварцевые от механических, настенные от будильника в «Часовой мастерской». Мемори игры и самодельные развивающие игры помогли закрепить понятия час и минута. В художественном творчестве дети изображали любимые виды часов. При поддержке родителей был создан музей часов. Дети сконструировали водные и песочные часы, а потом по ним  соревновались в спортивном центре. Разыграли спектакль «Золушка спешит на бал».

Создали книжку-малышку «Такие разные часы», составляли  рассказы о своих любимых часах.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора.

  • Организация экспериментирования;

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической, познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается понять причинно-следственные связи и зависимость, происходящие в природе, в окружающей природе.  Для нас экспериментирование является неотъемлемой частью исследования каждой темы. Вот к примеру самая казалось бы не относящаяся к опытно-экспериментальной деятельности тема «В мире кошек», но это только на первый взгляд. На самом деле, мы предложили детям провести опыт в домашних условиях, понаблюдать за питомцем и зарисовать как выглядят   зрачки  их глаз в темноте и на свету. На основе этого дети сделают вывод, что у кошек совершенно необычные способности зрения и строение глаза. Другой опыт-понаблюдать за повадками любимца и разгадать «язык» кошек. Т.о. эксперимент помогает  ребенку наиболее погрузится в исследование  объекта, повышает его интерес к неизведанному.

        Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность.

Важно, чтобы тема проекта шла от детей, поэтому выбор темы мы начинаем с изучения интересов детей. Благодаря таблице «Ваш выбор темы», размещенной для детей и их родителей в начале учебного года, нами был определен своеобразный рейтинг тем на год.

Метод «трех вопросов» позволяет учесть знания детей по той или иной теме и выбрать способы для познания нового: Что я знаю о...? Что я еще хочу узнать о...? Как я могу это узнать?

На основании ответов детей мы планируем деятельность в центрах активности. В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.

Проектная деятельность, реализуемая через разные формы работы в центрах активности, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.  Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку, кто-то выпекает кулинарный шедевр, кто-то конструирует, кто-то решает задачу на состав числа), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

 Проект «Зимняя природа»: в рамках проекта был проведен поэтический вечер «Зима-чародейка», создан лэпбук «Зима», дети создали коллективную работу «Зима в избушке», которая участвовала в районном конкурсе и выиграла 2 место, заполнили журнал «Зимние находилки», исследовали следы на снегу, провели опыты «Как проделать дырку во льду» ,«Цветные льдинки», «Как зимой деревья пьют воду», «Где быстрее лед тает»,  конструировали  снежинки и берлогу для медведя, создали кулинарный шедевр  «Cнежный пирог».

Проект «Вокруг света» : были созданы карта в виде контуров материков, воздушный шар на котором дети каждый раз отправлялись на очередной материк,

были проведены опыты «Реактивный шар», «Что надуло шар?”, дети конструировали австралийский бумеранг и флюгер из Европы, рисовали любимые достопримечательности мира, ими были использованы развивающие игры, такие как мемо «Удивительный мир», находилки - рисовашки «80 штрихов вокруг света», лабиринты по теме, создан «Клуб путешественников», где с помощью компаса и «Карты мира» ребята определяли свой маршрут, дети сделали паспорта на каждый материк, где занесли особенности данных континентов, были сделаны сообщения о любимом городе в нашей стране. Была проведена дегустация экзотических фруктов.

        Все  проекты порадовали мини-музеями, которые создали сами дети, принеся из дома удивительные экспонаты, а также дети как  самостоятельно, так и с помощью родителей сделали рисунки и поделки по данным темам.

В результате использования исследовательско-проектной деятельности:

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности, рассказывать о проделанной работе.  

- Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

- При использовании исследовательско-проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Типовая программа определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение формировать ...

Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....

Консультация для родителей "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не же...

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.Актуальность.Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоян...

Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют ста...