Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)
Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Старооскольский институт развития образования»
Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
(Выступление на муниципальном методическом объединении
музыкальных руководителей ДОУ)
Подготовили: Анисимова В.А., Ширинских Т.В., музыкальные руководители МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей» |
г. Старый Оскол
2018 год
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности.Все они направлены на формирование личности ребенка, на его целостное развитие, однако именно театрализованная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творчески направленной личности. Поэтому использование театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников стало актуальным на сегодняшний день.
Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».
В своей практике мы используем элементы театрализации как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняем упражнения, выполняемые ребенком, что оказывает влияние на его самореализацию в творческой сфере.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, которое способствует развитию навыков выразительной речи, пластики движений, пения, игры на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, как объединению музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах, художественного слова, мимики и пантомимы как комплексное, совместное совзрослыми игровое действие детей.
Работа в этом направлении с детьми начинается с принятия на себя игрового образа. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса (как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лисичка).
В отражении сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю.Такие действия сопровождаются изобразительной музыкой, песенками, стихотворениями.
Детей второй младшей группы знакомим с театральной куклой - бибабо, и театрализованными играми. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старшего возраста, ведь любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Дети средней группы уже способны следить за сюжетом, включаться в действие, воплощаться в образ, у них активно проявляется воображение и творчество, что дает возможность от игры-драматизации перейти к театрализованному представлению. Развивать творческие способности можно на хорошо знакомых сказках, известных детям, в том числе и русских народных. Народное творчество близко детям, потому что оно связывает с укладом их жизни, с родной природой.
Когда мы стали вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметили, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр мы старались предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.
Работая с детьми старшего возраста, мы отметили, что они проявляют большой интерес к театру ростовых кукол. Яркие, необычные, они помогают детям войти в образ того или иного персонажа. Они объемные, в рост ребенка, ими удобно управлять. Надо сказать, что дети с удовольствием играют в театральные куклы, разыгрывают сценки из знакомых сказок, сочиняют диалоги. Накопленный опыт взаимодействия с куклами они демонстрируют в сценках, включаемых в ход праздников и утренников.
Ростовые куклы используем в процессе работы по формированию у детей уважения к традициям и обычаям русской национальной культуры.
Так, готовясь к празднику «День защитника Отечества», мы подготовили сценку «Три богатыря» с использованием ростовых кукол.
Дети старшего возраста уже способны показать сказку детям младшего возраста. Мы это делалис помощью варежкового театра. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно управлять куклами-варежками, говорить за них, петь, стоя за ширмой. С удовольствием дети участвовали в постановке сказки «Колобок» для малышей. Они чувствовали себя взрослыми, значимыми, ответственно отнеслись к своим артистическим обязанностям.
Дети подготовительных групп уже способны разыгрывать спектакли. Так, например, сюжеты народных сказок включаем в содержание праздничных утренников: на развлечении «Праздник Осени» была представлена сценка по сказке «Кошкин дом», на утреннике, посвященному празднику 8 марта – «Муха Цокотуха». В этих постановках использовались все виды детской музыкально-художественной деятельности: дети исполняли как хоровые, ансамблевые, так и сольные песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали. Все эти элементы, объединенные единым сюжетом, позволили детям осознать, что театральное искусство способно соединить разные жанры в единое целое.
Наблюдая за детьми, мы заметили, как год от года они всё ярче проявляли свои способности кто-то в пении, кто-то в танцах, кто-то в декламации, а кто-то в игре на музыкальных инструментах. В зависимости от интересов детей, их индивидуальных наклонностей, мы объединяли их в малые группы при подготовке театральных постановок для тематических праздников и утренников.
Нами было отмечено, что театрализация помогает нам раскрыть индивидуальные особенности ребенка, его способности, интеллект, развить эмоциональную сферу, его талант, это и оказывает большое влияние на формирование творческой личности дошкольника. Если в начале работы с детьми их творческое воображение порождало лишь некоторые идеи и сценические образы, то затем детям уже удается справиться с реализацией всего творческого замысла. Театрализованная деятельность способствует повышению самооценки детей, их уверенности в своих силах, развитию образного мышления, фантазии и воображения, а так же умения передавать характеры персонажей в пластике движений, в словесном творчестве, элементарном музицировании.
Таким образом, мы на практике еще раз убедились в том, что использование различных видов театрализованной деятельности и на сегодняшний день актуально, необходимо в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию и оказывает особое влияние на познание ребенкомокружающего мира.
Список литературы
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.
3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004.
4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения на межаттестационный период 2015-2020г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровнямузыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учрежденияна межаттестационный период 2015-2020г....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Структура годового плана (материал практического семинара для руководителей районных дошкольных образовательных учреждений и воспитателей пришкольных групп)
Годовой план является одним из обязательных нормативных документов ДОУ как и основная общеобразовательная программа и Устав. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенство...
Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса. Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
Рабочая программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, составлена в соответствии с ФГОС ДО, определяет содержание образовательного процесса по приобщению к ...
Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения.
Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его ...
Статья "Комплексное применение музыкальных программ в деятельности музыкального руководителя детского дошкольного образовательного учреждения"
Проанализируем собственный музыкально-педагогический опыт......