Образовательно-культурные практики. Авторская разработка «Литературная гостиная»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей посредством приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._g.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 16 «Родничок» г. Канск
Старшая группа «Радуга»
2018-2019 уч. год
Образовательно-культурные практики
Авторская разработка
«Литературная гостиная»
ПАСПОРТ ГОСТИНОЙ
Воспитатель: Маркова О.В.
Паспортные данные.
Наименование: Литературная гостиная «В гостях у сказки»
Цель:
-Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей посредством приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Задачи:
- Пробудить в детях интерес к сказке, книге;
- Воспитывать бережное отношение к книге;
- Обогащать и расширять словарный запас детей;
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- Воспитывать культуру устной речи, навыки общения;
- Помогать детям выделять яркие поступки героев и оценивать их;
- Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
- Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.
- Включить родителей в процесс создания литературной гостиной, активизировать их на сотрудничество.
Аспекты деятельности литературной гостиной:
Литературная гостиная, как хранительница подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, все мероприятия литературной гостиной, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребёнка.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников очень полезно, когда один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — литературная гостиная помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:
- Гостиная обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык книги, сказки, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
- В литературной гостиной ребёнок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец экспозиций. Данная культурная практика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО представляется возможным средствами гостиной. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («гостиная – лаборатория», «гостиная – театр», «гостиная – игровое пространство»). Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.
Особенность литературной гостиной в том, что образование детей в рамках гостиной общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатами и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.
Литературная гостиная предназначена для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков, развития связной и творческой речи, навыков социально-коммуникативного общения дошкольников.
Актуальность:
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Очень многим детям родители не читают сказки, они не знакомы с персонажами и героями русских или классических авторских сказок. В нашей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки постепенно формируется начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.
Литературная гостиная «В гостях у сказки» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные навыки, развитие связной и творческой речи дошкольников.
При создании Литературной гостиной «В гостях у сказки» учитывались следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- содержательность;
- сочетание предметного мира гостиной с образовательной программой детского сада;
- безопасность;
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).
Формы деятельности гостиной:
- игровая;
- экспозиционная;
- познавательная;
-художественная;
-театральная.
Разделы Литературной гостиной «В гостях у сказки»,
особенности использования:
Экспонаты гостиной собраны в соответствии с возрастом детей и располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате, находятся в свободном доступе детей, могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, в театральной деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности, во всех образовательных областях - «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие» дошкольников.
Раздел «Игротека».
Для настольных игр используются разнообразные паззлы - «Красная шапочка», «Репка», дидактические игры «Расскажи сказку», раскраски на сказочную тему.
Игры расположены на нижней полке. Дети используют их в процессе самостоятельной игровой деятельности.
Раздел «Театр сказок».
Здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, настольный театр из фигур, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр из стаканчиков, театр на магнитах, театр на палочках.
Раздел «Маски к сказке».
Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировке сказок.
Раздел «Библиотека» (основной).
Здесь собраны народные и авторские сказки, загадки о персонажах сказки, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома.
План работы по созданию Литературной гостиной «В гостях у сказки»:
1. Подготовительный этап.
Обсуждение с родителями на родительском собрании идею создания Литературной гостиной в группе.
Определение темы и названия гостиной.
Выбор места для размещения.
Подбор методической литературы по теме гостиной, подбор настольно-печатных и дидактических игр.
Изготовление масок сказочных героев для инсценировки сказок.
Изготовление атрибутов и персонажей для разнообразных видов кукольного театра.
Подбор художественной литературы для деятельности гостиной.
Создание Литературной гостиной «В гостях у сказки»
2. Практический этап.
Проведение познавательных и художественно-эстетических занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Проведение литературного досуга.
Проведение литературной викторины.
Проведение литературного КВНа.
Пополнение коллекции масок сказочных героев.
Пополнение персонажей кукольного театра.
Изготовление совместно с родителями книжек-малышек.
Тематические вечера и мероприятия совместно с родителями.
Художественная деятельность детей в рамках тематики Литературной гостиной – рисование, аппликация и лепка любимых сказочных персонажей.
Инсценировка любимых сказок.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов деятельности Литературной гостиной за 2018-19 уч. год.
В результате проведенной работы посредством деятельности Литературной гостиной «В гостях у сказки» мы добьёмся следующих результатов:
-у детей повысится уровень знаний о народных сказках;
-дети будут понимать смысл слова «народная» и «авторская» сказка;
-вызвать у детей радостные переживания от совместной игры;
-закрепим и расширим знания детей о хорошо знакомых сказках;
-сформируем умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-повысить речевую активность детей;
-создать у детей радостное, эмоциональное настроение;
- повысить у детей знание о разнообразии и назначении Литературной гостиной;
-выбор тематики деятельности Литературной гостиной на следующий учебный год.
Итоговое мероприятие:
КВН по сказкам для детей «Сказка – лож, да в ней намёк» совместно с родителями и детьми подготовительной группы.
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Методическая разработка: Литературная гостиная: "Весна-красна"
Досуг для детей и родителей: стихи. загадки, игры, музыка....
Методическая разработка. Литературная гостиная «В гостях у сказки»
Развитие речи в средней группе. Литературная гостиная «В гостях у сказки» Театрализация сказки "Руковичка"...
Методическая разработка: литературная гостиная "Курские писатели детям"
Конспект: литературная гостиная "Курские писатели детям"...
Методические разработки конспектов занятий «Литературных гостиных» для детей старшего дошкольного возраста.
«Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрыват...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА
23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...