Образовательно-культурные практики. Авторская разработка «Литературная гостиная»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей посредством  приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._g.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 16 «Родничок» г. Канск

Старшая группа «Радуга»

2018-2019 уч. год

Образовательно-культурные практики

Авторская разработка

«Литературная гостиная»

ПАСПОРТ ГОСТИНОЙ

                                                       

  Воспитатель: Маркова О.В.

Паспортные данные.

Наименование:  Литературная гостиная  «В гостях у сказки»

Цель:

 -Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей посредством  приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

Задачи:

- Пробудить в детях интерес к сказке, книге;

- Воспитывать бережное отношение к книге;

- Обогащать и расширять словарный запас детей;

- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- Воспитывать культуру устной речи, навыки общения;

- Помогать детям выделять яркие поступки героев и оценивать их;

- Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

- Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.

- Включить родителей в процесс создания литературной гостиной, активизировать их на сотрудничество.

Аспекты деятельности литературной гостиной:

Литературная гостиная, как хранительница подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, все мероприятия литературной гостиной, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребёнка.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников очень полезно, когда один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — литературная гостиная помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

- Гостиная обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык книги, сказки, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

- В литературной гостиной ребёнок не пассивный созерцатель, а  соавтор, творец экспозиций.  Данная культурная практика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО представляется возможным средствами гостиной. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («гостиная – лаборатория», «гостиная – театр», «гостиная – игровое пространство»). Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.

Особенность литературной гостиной в том, что образование детей в рамках гостиной общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатами и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

Литературная гостиная предназначена для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков, развития связной и творческой речи, навыков социально-коммуникативного общения дошкольников.

Актуальность:

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Очень многим детям родители не читают сказки, они не знакомы с персонажами и героями русских или классических авторских сказок. В нашей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки постепенно формируется начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.

Литературная гостиная «В гостях у сказки» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные навыки, развитие связной и творческой речи дошкольников.

При создании Литературной гостиной «В гостях у сказки»  учитывались следующие принципы:

- наглядность;

- доступность;

- содержательность;

- сочетание предметного мира  гостиной  с образовательной программой детского сада;

- безопасность;

- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).

Формы деятельности гостиной:

- игровая;

- экспозиционная;

- познавательная;

-художественная;

-театральная.

Разделы Литературной гостиной «В гостях у сказки»,

 особенности использования:

 Экспонаты гостиной собраны в соответствии с возрастом детей и располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате, находятся в свободном доступе детей, могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, в театральной деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности,  во всех образовательных областях -  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие» дошкольников.

Раздел «Игротека».

Для настольных игр используются разнообразные паззлы - «Красная шапочка», «Репка», дидактические игры «Расскажи сказку», раскраски на сказочную тему.

Игры расположены на нижней полке. Дети используют их в процессе самостоятельной игровой деятельности.

Раздел «Театр сказок».

Здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, настольный театр из фигур, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр из стаканчиков, театр на магнитах, театр на палочках.

Раздел «Маски к сказке».

Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировке сказок.

Раздел «Библиотека» (основной).

Здесь собраны народные и авторские сказки, загадки о персонажах сказки, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома.

План работы по созданию Литературной гостиной «В гостях у сказки»:

1.         Подготовительный этап.

 Обсуждение с родителями на родительском собрании идею создания Литературной гостиной в группе.

 Определение темы и названия гостиной.

Выбор места для размещения.

Подбор методической литературы по теме гостиной, подбор настольно-печатных и дидактических игр.

Изготовление масок сказочных героев для инсценировки сказок.

Изготовление атрибутов и персонажей для разнообразных видов кукольного театра.

Подбор художественной литературы для деятельности гостиной.  

Создание Литературной гостиной «В гостях у сказки»

2.         Практический этап.

Проведение познавательных и художественно-эстетических занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Проведение литературного досуга.

Проведение литературной викторины.

Проведение литературного КВНа.

 Пополнение коллекции масок сказочных героев.

Пополнение персонажей кукольного театра.

Изготовление совместно с родителями книжек-малышек.

Тематические вечера и мероприятия совместно с родителями.

Художественная деятельность детей в рамках тематики Литературной гостиной – рисование, аппликация и лепка любимых сказочных персонажей.

Инсценировка любимых сказок.

3.         Заключительный этап.

Подведение итогов деятельности Литературной гостиной за 2018-19 уч. год.

В результате проведенной работы посредством деятельности Литературной гостиной «В гостях у сказки» мы добьёмся  следующих результатов:

-у детей повысится уровень знаний о народных сказках;

-дети будут понимать смысл слова «народная» и  «авторская» сказка;

-вызвать у детей радостные переживания от совместной игры;

 -закрепим и расширим знания детей о хорошо знакомых сказках;

-сформируем умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-повысить речевую активность детей;

-создать у детей радостное, эмоциональное настроение;

- повысить у детей знание о разнообразии и назначении Литературной гостиной;

-выбор тематики деятельности Литературной гостиной на следующий учебный год.

Итоговое мероприятие:

КВН по сказкам для детей «Сказка – лож, да в ней намёк» совместно с родителями и детьми подготовительной группы.

                                                                                                     В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Методическая разработка: Литературная гостиная: "Весна-красна"

Досуг для детей и родителей: стихи. загадки, игры, музыка....

Методическая разработка. Литературная гостиная «В гостях у сказки»

Развитие речи в средней группе. Литературная гостиная  «В гостях у сказки» Театрализация сказки "Руковичка"...

Методическая разработка: литературная гостиная "Курские писатели детям"

Конспект: литературная гостиная "Курские писатели детям"...

Методические разработки конспектов занятий «Литературных гостиных» для детей старшего дошкольного возраста.

       «Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрыват...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА

23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная     гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...