Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Волкова Наталья Николаевна

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat_gostinaya18.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»

Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

Дети под музыку Г.Свиридова «Метель» выходят в зал и становятся врассыпную.

1 ребенок:

Ложится осень желтыми коврами,
Застыли мраморные статуи в саду.

И тонкой паутинкой над прудами

Запрыгали дождинки на ветру.

2 ребенок:

И снова муза Пушкина запела,

И снова на душе отрадно и светло.

Отправимся мы в пушкинское время,
Отправимся мы в Царское село.

Дети исполняют песню «Осень» (по выбору музыкального руководителя)

(дети садятся на места)

Ведущий: Сегодня наш музыкальный зал превратился в музыкально-литературную гостиную. Почему музыкальную? Потому что сегодня будет звучать музыка.

Почему литературная? Мы будет вспоминать стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почему гостиная? Потому, что сегодня вы все гости, и поэтому наш зал превратился в гостиную. Итак, наша музыкально-литературная гостиная открыта.

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москва. С раннего детства рядом с Сашенькой был удивительный человек – его няня.

Вопрос: Как звали няню А.С.Пушкина? Правильно, Арина Родионовна. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах.

3 ребенок:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

4 ребенок:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Ведущий: А какой великий русский композитор посвятил произведение своей няне и назвал его «Нянина сказка»? (Ответ: Петр Ильич Чайковский)

Дети слушают фонограмму пьесы «Нянина сказка» муз.П.И.Чайковского.

Ведущий: А как любил маленький Саша слушать сказки, которые рассказывала Арина Родионовна. И будучи уже известным поэтом, Пушкин написал эти сказки в стихах. И через 200 лет их знают и любят и взрослые, и дети во всем мире.  Вы, ребята, тоже знаете многие сказки А.С.Пушкина. Ведь и вам ваши мамы, папы, бабушки и дедушки читают их.

Вопрос: Назовите сказки А.С.Пушкина (дети называют сказки). А сейчас мы с вами попадем в одну из этих сказок.

5 ребенок:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

6 ребенок:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

7 ребенок:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

8 ребенок:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

Нам брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

9 ребенок:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

10 ребенок:

В темнице там царевич тужит,
А серый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама с собой.

11 ребенок:

Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…

Там Русью пахнет!

Звучит музыка(по выбору музыкального руководителя). Входит Кот Ученый.

Кот:

Мяу! Я слышал, обо мне здесь вспоминали.

Надеюсь, сразу все меня узнали!

Я всем известный Кот ученый.

А вот и дуб растет зеленый!

Сейчас опять стихи прочтем

И в Лукоморье попадем!

Все дети хором повторяют:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Звучит музыка «Прялица», русская народная мелодия.

Кот:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Из какой сказки я прочитал эти строки? («Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»).

Музыка продолжает звучать. Выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, прядут.

1 девица:

Кабы я была царица, -

Кот:

Говорит одна девица,-

1 девица:

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 девица:

Кабы я была царица, -

Кот:

Говорит ее сестрица, -

2 девица:

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Девочки исполняют песню «Прялица», затем выполняют музыкальную композицию.

Кот: О каких трех чудах рассказывается в «Сказке о царе Салтане»? (Белка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь).

Раз, два, три, четыре, пять –

Время повернись-ка вспять.

12 ребенок:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

13 ребенок:

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.

Звучит пьеса «Во саду ли, в огороде» в исполнении детского музыкального оркестра.

Кот: Этот номер звучит в одноименной опере Н.Римского-Корсакова.

В сказке есть второе чудо.

14 ребенок:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

15 ребенок:

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря,

16 ребенок:

Все красавцы удалые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Мальчики в костюмах богатырей исполняют танец (движения по выбору музыкального руководителя), «Богатырская сила», музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова (фонограмма).

Кот: В сказке есть и третье чудо.

17 ребенок:

В свете есть такие ль дива?

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:

18 ребенок:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

19 ребенок:

А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво.

Танец царевны Лебедь под музыку П.Мориа.

Кот:

Этой сказочке конец, а пойду я на тот конец. Слушайте, ребятки, новые загадки.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Вопрос: Что это за сказка? Сколько раз бросал старик невод в море? (три) С чем пришел невод первый раз? («Пришел невод с одною тиной»). С чем пришел невод во второй раз? («Пришел невод с одною травою»). А в третий раз с чем пришел невод? («Пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, с золотою»).

Слушайте, ребятки, новые загадки: А в какой сказке А.С.Пушкина было волшебное зеркальце? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). А какие надо было произнести слова, чтобы зеркальце говорило правду? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи!»).

Раз, два, три сказка в зале оживи!

Танец царицы с зеркальцем, «Няника сказка» музыка П.И.Чайковский «Детский альбом».

Царица:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркальце:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.

Царица:

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло (бросает зеркальце на пол и уходит).

Кот:

Вот и в этой сказочке конец. А кто слушал – молодец.

На этой ноте разрешите мне закрыть нашу музыкально-литературную гостиную. Но прощаться с творчеством  великого русского поэта А.С.Пушкина мы не будем. С его творчеством вы еще будете встречаться и в школе, и дома, будете читать своим детям. А.С.Пушкин должен жить в каждом нашем сердце. До новых встреч, ваш Кот ученый.

Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Гости уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...

«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе  Составила: Ваулина И.А....

Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»

Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества  С.Т. Аксакова»...

Музыкально - литературная гостиная на тему: «Сказки А.С. Пушкина»

Есть много людей знаменитых на свете.Чья слава сквозь годы прошла и до нас, Но Пушкина сказки читают все дети,О нём не могли мы не вспомнить сейчас....

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина. Задачи: 1 Обучающие: углубить и расшир...

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как  процессу, сегодня актуальна как никогда. Воспитание подрастающего поколения  путём приобщения его к книжной культуре - важная п...