Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat_gostinaya | 18.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»
Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина
Дети под музыку Г.Свиридова «Метель» выходят в зал и становятся врассыпную.
1 ребенок:
Ложится осень желтыми коврами,
Застыли мраморные статуи в саду.
И тонкой паутинкой над прудами
Запрыгали дождинки на ветру.
2 ребенок:
И снова муза Пушкина запела,
И снова на душе отрадно и светло.
Отправимся мы в пушкинское время,
Отправимся мы в Царское село.
Дети исполняют песню «Осень» (по выбору музыкального руководителя)
(дети садятся на места)
Ведущий: Сегодня наш музыкальный зал превратился в музыкально-литературную гостиную. Почему музыкальную? Потому что сегодня будет звучать музыка.
Почему литературная? Мы будет вспоминать стихи великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почему гостиная? Потому, что сегодня вы все гости, и поэтому наш зал превратился в гостиную. Итак, наша музыкально-литературная гостиная открыта.
А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москва. С раннего детства рядом с Сашенькой был удивительный человек – его няня.
Вопрос: Как звали няню А.С.Пушкина? Правильно, Арина Родионовна. Всю свою жизнь поэт любил ее и вспоминал в своих стихах.
3 ребенок:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
4 ребенок:
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Ведущий: А какой великий русский композитор посвятил произведение своей няне и назвал его «Нянина сказка»? (Ответ: Петр Ильич Чайковский)
Дети слушают фонограмму пьесы «Нянина сказка» муз.П.И.Чайковского.
Ведущий: А как любил маленький Саша слушать сказки, которые рассказывала Арина Родионовна. И будучи уже известным поэтом, Пушкин написал эти сказки в стихах. И через 200 лет их знают и любят и взрослые, и дети во всем мире. Вы, ребята, тоже знаете многие сказки А.С.Пушкина. Ведь и вам ваши мамы, папы, бабушки и дедушки читают их.
Вопрос: Назовите сказки А.С.Пушкина (дети называют сказки). А сейчас мы с вами попадем в одну из этих сказок.
5 ребенок:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
6 ребенок:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
7 ребенок:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
8 ребенок:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
Нам брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
9 ребенок:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
10 ребенок:
В темнице там царевич тужит,
А серый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама с собой.
11 ребенок:
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…
Там Русью пахнет!
Звучит музыка(по выбору музыкального руководителя). Входит Кот Ученый.
Кот:
Мяу! Я слышал, обо мне здесь вспоминали.
Надеюсь, сразу все меня узнали!
Я всем известный Кот ученый.
А вот и дуб растет зеленый!
Сейчас опять стихи прочтем
И в Лукоморье попадем!
Все дети хором повторяют:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Звучит музыка «Прялица», русская народная мелодия.
Кот:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Из какой сказки я прочитал эти строки? («Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»).
Музыка продолжает звучать. Выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, прядут.
1 девица:
Кабы я была царица, -
Кот:
Говорит одна девица,-
1 девица:
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица:
Кабы я была царица, -
Кот:
Говорит ее сестрица, -
2 девица:
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Девочки исполняют песню «Прялица», затем выполняют музыкальную композицию.
Кот: О каких трех чудах рассказывается в «Сказке о царе Салтане»? (Белка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь).
Раз, два, три, четыре, пять –
Время повернись-ка вспять.
12 ребенок:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
13 ребенок:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
Звучит пьеса «Во саду ли, в огороде» в исполнении детского музыкального оркестра.
Кот: Этот номер звучит в одноименной опере Н.Римского-Корсакова.
В сказке есть второе чудо.
14 ребенок:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
15 ребенок:
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
16 ребенок:
Все красавцы удалые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Мальчики в костюмах богатырей исполняют танец (движения по выбору музыкального руководителя), «Богатырская сила», музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова (фонограмма).
Кот: В сказке есть и третье чудо.
17 ребенок:
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
18 ребенок:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
19 ребенок:
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.
Танец царевны Лебедь под музыку П.Мориа.
Кот:
Этой сказочке конец, а пойду я на тот конец. Слушайте, ребятки, новые загадки.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Вопрос: Что это за сказка? Сколько раз бросал старик невод в море? (три) С чем пришел невод первый раз? («Пришел невод с одною тиной»). С чем пришел невод во второй раз? («Пришел невод с одною травою»). А в третий раз с чем пришел невод? («Пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, с золотою»).
Слушайте, ребятки, новые загадки: А в какой сказке А.С.Пушкина было волшебное зеркальце? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). А какие надо было произнести слова, чтобы зеркальце говорило правду? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи!»).
Раз, два, три сказка в зале оживи!
Танец царицы с зеркальцем, «Няника сказка» музыка П.И.Чайковский «Детский альбом».
Царица:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица:
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло (бросает зеркальце на пол и уходит).
Кот:
Вот и в этой сказочке конец. А кто слушал – молодец.
На этой ноте разрешите мне закрыть нашу музыкально-литературную гостиную. Но прощаться с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина мы не будем. С его творчеством вы еще будете встречаться и в школе, и дома, будете читать своим детям. А.С.Пушкин должен жить в каждом нашем сердце. До новых встреч, ваш Кот ученый.
Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Гости уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...
Музыкально-литературная гостиная по теме: "Весна красна!"
Тема "Весна красна!"...
«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина
laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе Составила: Ваулина И.А....
Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»
Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»...
Музыкально - литературная гостиная на тему: «Сказки А.С. Пушкина»
Есть много людей знаменитых на свете.Чья слава сквозь годы прошла и до нас, Но Пушкина сказки читают все дети,О нём не могли мы не вспомнить сейчас....
СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина. Задачи: 1 Обучающие: углубить и расшир...
Сценарий музыкально-литературной гостиной «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу, сегодня актуальна как никогда. Воспитание подрастающего поколения путём приобщения его к книжной культуре - важная п...