Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ.
статья на тему
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_metody_i_priemy.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования считаю нестандартные формы занятий (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-спектакль, занятие-викторина, занятие-игра); игровые технологии (игры-поручения, игры-логические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки, игры-беседы). Так, на занятиях по математике я провожу устный счет, использую при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Собери грибы».
Работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательно развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие.
Изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.
Обновление содержания и повышение эффективности образования требует от педагогов:
- Применение новых современных форм работы с детьми;
- Интегрированной образовательной деятельности;
- Проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);
- Изготовление макетов;
- Проблемная ситуация;
- Игровые обучающие ситуации;
- Эвристические беседы;
- Коллекционирование;
- Творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.
Одним из важных условий повышения эффективности образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса – это любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы), коммуникационные каналы (телефон, Интернет), обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:
- Идти в ногу со временем,
- Стать для ребенка проводником мир новых технологий,
- Наставником в выборе компьютерных программ,
- Сформировать основы информационной культуры его личности,
- Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
ИКТ в работе современного педагога – это:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Power Point (пауэр поинт) для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Используем мы в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогический технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов.
Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов? Причин несколько:
- Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
- Актуальность приобретения коммуникативных навыков;
- Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....
"Метод проектов как средство организации образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте"
Описание опыта работы...
Методы, формы, средства в образовательном процессе с учетом реализации ФГОС ДО
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной...
Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с учетом реализации ФГОС
В нашем ДОУ мы используем след. методы и формы в образовательном процессе: наглядные, игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность ...
Методы, формы, средства в образовательном процессе с учетом реализации ФГОС ДО
Методы, формы, средства в образовательном процессес учетом реализации ФГОС ДО В Федеральном Государственном образова...
Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это р...
Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ.
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной систем...