Методы, формы, средства в образовательном процессе с учетом реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал на тему

Бургсдорф Екатерина Владимировна

       В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного    образования  одним из психолого-педагогических условий для успешной  реализации  программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Считаю что для эффективной работы с детьми:

- Нужно давать детям больше «творческой» свободы, чтобы знания доставались детям методом «проб и ошибок».

- Создавать ситуации успеха и стимулировать познавательный интерес, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать удовлетворение от познавательной деятельности.

- Необходимо сотрудничать с воспитанниками, чтобы способствовать успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию.

- Отмечать для себя на каком уровне усвоения изученного материала находится каждый воспитанник, отмечать индивидуальные достижения и их динамику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Методы, формы, средства в образовательном процессе

с учетом реализации ФГОС ДО

       В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного    образования  одним из психолого-педагогических условий для успешной  реализации  программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. 

Для организации деятельности воспитанников использую следующие методы и формы:

Методы реализации образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»:

Методы формирования социального поведения

Методы формирования социального сознания

Методы стимулиpoвания

  • упражнения
  • поручение
  • требование
  • воспитывающие ситуации

  • объяснение
  • уговор
  • внушение
  • просьба
  • этическая беседа
  • пример

  • поощрение
  • соревнование
  • одобрение
  • награждение

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность  с семьей

Беседа;

наблюдение;

рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

игра;

игровое упражнение;

проблемная ситуация;

обсуждение художественных произведений, поступков главных героев и др.);

рассматривание объектов природы (природного уголка) с целью оказания помощи в уходе за растениями.

 

 

ООД Формирование целостной картины мира, художественное творчество, чтение художественной литературы;

создание проблемных ситуаций;

рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

 игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

трудовые поручения;

труд рядом со взрослым;

изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

рассматривание  объектов природы, быта, произведений искусства с целью обогащения опыта изготовления предметов;

рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

самостоятельная игровая деятельность;

повторение.

Беседа;

украшение личных предметов.

 

Создание соответствующей предметно-развивающей среды;

проектная деятельность;

экскурсии;

прогулки;

совместный труд в детском цветнике.

 

Средства реализации образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»:

Художественные средства

Природа

Собственная деятельность детей

Общение

художественная литература,

изобразительное искусство,

музыка,

кино и др.

наблюдения

игра, труд, учение, художественная деятельность

- содействует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений;

- наиболее результативны  при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

- формирует гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Каждый вид деятельности имеет свою особенность, выполняя функцию средства социально – коммуникативного развития.

Свободное общение со взрослыми и детьми

Для организации трудового воспитания использую следующие формы и методы:

Формы организации труда:

Поручение

Коллективный труд

Дежурство

  • Простые и сложные
  • Эпизодические и длительные
  • Коллективные и индивидуальные

не более 35-40 минут

не более 20 минут

  • Формирование общественно-значимого мотива;
  • Нравственный, этический аспект

Методы и приемы трудового воспитания:

 Первая   группа методов:

Формирование   нравственных представлений, суждений, оценок

 Вторая   группа методов:

Создание   у детей практического опыта трудовой деятельности

Решение небольших логических задач, отгадывание   загадок

Приучение к положительным формам общественного   поведения

Приучение к размышлению, эвристические беседы

Показ действий

Беседы на этические темы

Пример взрослого и детей

Чтение художественной литературы

Целенаправленное наблюдение

Рассматривание иллюстраций

Организация интересной деятельности

(общественно-полезного характера)

Рассказывание по картинам, иллюстрациям, их   обсуждение

Разыгрывание коммуникативных ситуаций

Просмотр телепередач,

видеофильмов

Создание контрольных педагогических ситуаций

Задачи на решение   коммуникативных ситуаций

 

Придумывание сказок

 

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность  с семьей

  • Наблюдение;
  • беседа;
  • рассматривание предметов, объектов природы, быта;
  • игра;
  • игровое упражнение;
  • проблемная ситуация;
  • конструирование из песка;

создание коллекций.

- ООД. Познавательно-исследовательск. деятельность. Формирование целостной картины мира. ФЭМП.

 -Чтение художественной литературы рассматривание объектов природы, быта;                                                                      - игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);                                                         -тематические досуги; КВН                       -Экспериментирование;                                     - игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);                                                    -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;                  - самостоятельная конструктивная деятельность                                                        -Создание соответствующей предметно-развивающей среды;                                   -проектная деятельность;                           -экскурсии;                                                  -  прогулки;

 Дид.игра

Сюж.рол. игры

Исследовательская деятельность

наблюдения

создание различных коллекций.

   Методы работы по формированию элементарных математических представлений:

Наглядные

Кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов

Практические

Игра (дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры и творческие игры (в т.ч. строительные)

Словесные

Рассказ, беседа, чтение

Методы, повышающие познавательную активность

Экспериментирование

Организация решения познавательных задач

Проектная деятельность

Коллекционирование

Элементарный анализ

Сравнение по контрасту и подобию, сходству

Группировка и классификация

Моделирование и конструирование

Ответы на вопросы детей

Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность

Воображаемая ситуация

Придумывание сказок

Игры-драматизации

Сюрпризные моменты и элементы новизны

Юмор и шутка

Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

Перспективное планирование

Перспектива, направленная на последующую деятельность

Беседа

Методы коррекции и уточнения детских представлений

Повторение

Наблюдение

Экспериментирование

Создание проблемных ситуаций

Формы работы по формированию элементарных математических представлений:

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Демонстрационные опыты;

Сенсорные праздники на основе народного календаря;

Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;

Коллективное занятие;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

Наглядные

Кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов

Практические

Игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

Словесные

Рассказ, беседа, чтение

Методы, повышающие познавательную активность

  • Элементарный анализ
  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству
  • Группировка и классификация
  • Моделирование и конструирование
  • Ответы на вопросы детей
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность

  • Воображаемая ситуация
  • Придумывание сказок
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты и элементы новизны
  • Юмор и шутка
  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
  • Перспективное планирование
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность
  • Беседа

Методы коррекции и уточнения детских представлений

  • Повторение
  • Наблюдение
  • Экспериментирование
  • Создание проблемных ситуаций

 Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде.
  • ООД;
  • опыты (экспериментирование);
  • коллекционирование;
  • развивающие игры;
  • изобразительная деятельность;
  • конструкторская деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • наблюдения;
  • игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

   Формы работы по формированию целостной картины мира, расширение кругозора:

  • ООД;
  • опыты (экспериментирование);
  • коллекционирование;
  • развивающие игры;
  • проектная деятельность;
  • экскурсии;
  • познавательные беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • изобразительная деятельность;
  • конструкторская деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • наблюдения;
  • игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

Методы работы по приобщению к социокультурным ценностям

Методы, повышающие познавательную активность

  • Элементарный анализ
  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству
  • Группировка и классификация
  • Моделирование и конструирование
  • Ответы на вопросы детей
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопрос

Методы, вызывающие эмоциональную активность

  • Воображаемая ситуация
  • Придумывание сказок
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты и элементы новизны
  • Юмор и шутка
  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
  • Перспективное планирование
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность
  • Беседа

Методы коррекции и уточнения детских представлений

  • Повторение
  • Наблюдение
  • Экспериментирование
  • Создание проблемных ситуаций
  • Беседа

Методы работы по ознакомлению с миром природы

Наглядные

кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов

Практические

игра (Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в т.ч. строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты

Словесные

рассказ, беседа, чтение

  

Образовательная область  «Речевое развитие»:

 Средства реализации

  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда;
  • Обучение родной речи на занятиях;
  • Художественная литература;
  • Изобразительное искусство, музыка, театр;
  • Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам

  1. Наглядные:
  2. Словесные:
  3. Практические:
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности      (наблюдение в природе, экскурсии);
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная      наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и      картинам)
  • Чтение и рассказывание художественных      произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ;
  • Обобщающая беседа;
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал
  • Дидактические игры, игры-драматизации,      инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные      игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные - основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

  • Метод наблюдения и его разновидности
  • Рассматривание картин
  • Чтение художественной литературы
  • Пересказ
  • Заучивание наизусть
  • Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
  • Дидактические игры

 2. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

  • Обобщающая беседа
  • Рассказывание
  • Пересказ с перестройкой текста
  • Дидактические игры на развитие связной речи
  • Метод моделирования
  • Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

  • Речевой образец,
  • Повторное проговаривание
  • Объяснение
  • Указание
  • Оценка детской речи
  • Вопрос

2. Наглядные

  • Показ иллюстративного материала
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

3. Игровые

  • Игровое сюжетно-событийное развертывание
  • Игровые проблемно-практические ситуации
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
  • Имитационно-моделирующие игры
  • Ролевые обучающие игры
  • Дидактические игры

Формы образовательной деятельности «Речевое развитие»

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Беседа   после чтения;

Рассматривание;

Игровая   ситуация;

Дидактическая   игра;

Интегративная   деятельность;

Чтение;

Беседа о   прочитанном;

Игра-драматизация;

Показ   настольного театра;

Разучивание   стихотворений;

Театрализованная   игра;

Режиссерская   игра

Проектная   деятельность;

Интегративная   деятельность;

Решение

проблемных   

ситуаций;

Разговор с   детьми

Ситуация   общения в процессе

режимных   моментов;

Дидактическая   игра;

Чтение (в   том числе на прогулке);

Словесная   игра на прогулке;

Наблюдение   на прогулке;

Труд ;

Игра на   прогулке;

Ситуативный   разговор;

Беседа;

Беседа   после чтения;

Экскурсия;

Интегративная   деятельность;

Разговор с   детьми

Разучивание   стихов, потешек;

Сочинение   загадок

 

  Сюжетно-ролевая игра;

  Подвижная игра с текстом;

  Игровое общение;

  Все виды самостоятельной

детской   деятельности

предполагающие   общение со

сверстниками;

  Хороводная игра с пением;

  Игра-драматизация;

  Чтение наизусть и

отгадывание 

загадок в   условиях книжного

уголка;

  Дидактическая игра

 

  Консультации; 

  Мастер-класс;

  Информационные стенды

 

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

   Средства реализации

  • организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • общение с искусством;
  • материальное обеспечение;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания;
  • ознакомление детей с творчеством;
  • доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
  • активная педагогическая деятельность.

  Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

  • метод целостного восприятия;
  • метод убеждения;
  • метод приучения, упражнения;
  • метод побуждения к сопереживанию;
  • метод проблемных ситуаций;
  • методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;
  • методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание

Совместная   деятельность

Режимные   моменты

Самостоятельная   деятельность

1. Развитие  продуктивной деятельности

рисование

лепка

аппликация

конструирование

 2.Развитие   детского творчества

3. Приобщение к  изобразительному искусству

 

Рассматривание предметов искусства

Беседа

Экспериментирование с материалом

Рисование

Аппликация 
  Лепка

Художественный труд

Интегрированные занятия

Дидактические игры

Художественный досуг

Конкурсы

Выставки работ декоративно – прикладного искусства

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми

Проектная деятельность

Создание коллекции

Выставка репродукций произведений живописи

Развивающие игры

Рассматривание чертежей и схем

Самостоятельное художественное творчество

Игра

Проблемная ситуация

 Развитие   музыкально---художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству

 

  Слушание

  Пение

  Песенное творчество

  Музыкально-ритмические движения

  Развитие танцевально-игрового творчества

  Игра на детских музыкальных инструментах

 

ООД

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

Театрализованная   деятельность;

Слушание   музыкальных сказок;

Беседы с   детьми о музыке;

Просмотр   мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов;

Рассматривание   иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей   действительности;

Рассматривание   портретов композиторов;

Празднование   дней рождения.

Использование музыки:

На утренней   гимнастике и физкультурных занятиях;

На музыкальных   занятиях;

Во время   умывания;

Во время   прогулки (в теплое время);

В   сюжетно-ролевых играх перед дневным сном;

При   пробуждении;

На праздниках   и развлечениях;

Инсценирование   песен

Формирование   танцевального творчества;

Импровизация   образов сказочных животных и птиц;

Празднование   дней рождения.

 

Создание условий для самостоятельной музыкальной   деятельности в группе: (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек,   театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной   деятельности. ТСО

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «телевизор».

Придумывание простейших танцевальных движений;

Инсценирование содержания песен, хороводов;

Составление композиций танца;

Музыкально – дидактические игры;

Игры-драматизации;

Аккомпанемент в   пении, танцах;

Детский ансамбль;

Оркестр,

Игра в «концерт», «музыкальные занятия».

Формы и приемы организации образовательного процесса

по образовательной области «Физическое развитие»

Организация образовательной деятельности (6-7 лет)

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность  детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Физкультминутка

Утренняя гимнастика

Подвижная игра (в том числе на свежем воздухе)

Физическая культура

Физкультурные упражнения

Дыхательная гимнастика после дневного сна

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

Поход

Каникулы

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

Проблемная ситуация

Беседа

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Консультативные встречи

Встречи по заявкам

Мастер – класс

Поход



Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

«Мой край родной»

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудишь?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Цель: формирование основ экологической  культуры  дошкольников через ознакомление с флорой и фауной озера Байкал.

Задачи:

  • Выяснить представления детей о родном крае; формировать действенное отношение к природе, охранять, обогащать её; закреплять практические навыки правильного взаимодействия с природой, дать конкретные знания о природе Байкала, связях  и закономерностях её явлений; продолжать знакомить детей с окружающим миром живой  природы: деревьями, цветами, птицами, животными, рыбами.
  • Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к природе родного края, желание оберегать ее, любить и охранять.

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Форма проекта:  долгосрочный

Сроки проекта: 

2015 – 2016 г. г. – подготовительный этап,

2016-2017 г.г. – практический этап,

2017-2018 г.г. – заключительный этап.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность: В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

Проблема:

       Мы живём в благодатном крае, который называется Сибирь. Рядом с нами находится Озеро Байкал. Где ещё можно увидеть такое великолепие природы, такое разнообразие флоры и фауны.

Но в то же время, это затрудняет нам возможность объяснить детям, что если мы не будем беречь данные нам богатства, то однажды всё это исчезнет с лица Земли. Глядя на то, что у нас много лесов и рек, дети думают, что так будет всегда. Дети привыкли все это видеть каждый день и уже не осознают  того,  что природа требует заботы о ней.

Риски: частые пропуски детей, незаинтересованность родителей.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Педагог:

- приобретение педагогом нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагога, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Дети:

- сформированы знания о животных и растениях родного края;

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Родители:

- повысится уровень экологических знаний;

- активное включение в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

-обогащение опыта совместной деятельности с ребенком.

Продукт реализации проекта:

Перспективный план работы кружка «Мой родной край».

Сборник стихов о родной природе «Багульник».

Интерактивные игры «Мой родной край»: « Расставь по местам», «Кто, где живет».

Тесты для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM по экологическому воспитанию детей.

Методическое пособие «Азбука дошкольников».

Мультфильм студии «Мульт.ТV. Росинка: «Заповедные тропинки».

Буклет «Изготовление бумаги».

Экологическая газета.

«Красная книга родного края» рисунки детей.

Папка - раскладушка  «Флора и фауна озера Байкал».

Куклы – экологические герои.

Картотека дидактических экологических игр.

Интеллект карта «Флора и фауна озера Байкал».

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме, подборка номеров  детского литературно-художественного  журнала «Сибирячок», представляющего обширный материал по сибирской детской литературе, краеведению, культуре, байкаловедению и экологии.

разработка методов и приемов работы по теме проекта.

2. Педагогический мониторинг по экологическому воспитанию детей -выявление уровня сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у дошкольников.

3. Разработка цикла непосредственной образовательной деятельности

4. Пополнить центр «Мой край родной».

5. Разработка перспективного планирования кружка «Мой край родной».

6. Заключение договора с Музейно-выставочным комплексом г. Северобайкальс.

2. Практический этап:

Категории

Практическая деятельность

Воспитанники

Дидактические игры: «С какого кустика ягодка», «С какой ветки детки», «Угадай по описанию», «Кто, где живет?», «Кто чем питается?», «Чей детёныш», «Чья мама?», «Кто лишний», «Что растет у нас в лесу?», «Назови ласково», «Неживая и живая природа», «Найди хвойные деревья», «Найди кустарник», «Почему они исчезают?»,  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «К дереву беги», «Подводный мир», «Омульки и щука», «Не тронь птенца», «Кто, кого ест», «Перелет птиц».

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок художественной литературы авторов Бурятии: К. Соболева, Л. Корнаковой.

- Цикл занятий

- Цикл экскурсий в Музейно-выставочный комплекс по программе  «Родной край»

- Дидактические  игры на интерактивной доске SMART Board

 - Мини-проект «Поможем лесным человечкам» использование сторителига в работе с дощкольниками  

- Мини-проект «Выращивание кедра»

- Мини- проект «Изготовление бумаги»

- Создание экологической газеты

- Мини-проект студии «Мульт.TV РОСИНКА» - создание мультфильма  «Заповедные тропинки» по рассказу детской писательницы С.Н. Бунтовской

Родители (законные представители)

- Родительское собрание «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

- Тестирование в интерактивной системе голосования и тестирования ВОТУМ

- Создание экологических кукол по журналу «Сибирячок»

- Сборка  информации (сообщения), создание  папки - раскладушки  «Флора и фауна озера Байкал»

Педагоги

Консультация «Как знакомить детей с родным краем»

Консультация «Использование сторителлинга в работе с дошкольниками»

3. Заключительный этап:

Категории

Итоговое мероприятие

Воспитанники

Экологический детско-родительский праздник «У берега Байкала»

Родители (законные представители)

КВН «Знатоки природы»

Педагоги

Методическое объединение: мастер класс «Изготовление бумаги из вторсырья»

Презентация мини-проекта студии «Мульт.TV. РОСИНКА»

Вывод: Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому, расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие их вопросы. Совместно с педагогом, дети составили рекомендации, как надо относиться к природе:

  • Не ломай ветки
  • Не сдирай кору с деревьев
  • Не приноси из леса животных
  • Не разжигай костры
  • Оказывай помощь раненым животным
  • Не кричи в лесу

Главным итогом проведения проекта «Мой край родной» стало понимание детей о необходимости существования на Земле животных, растений независимо от наших симпатий, что все на планете взаимосвязано. Человек – это часть природы.

Литература:

1. Мишарина Л. А., Горбунова В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья. - Иркутск, 2007 г.

2. Галкина И. А, Галеева Е. В. Путешествие по Байкалу. - Иркутск, 2011г.

3. Гусев О. К. На очарованном берегу. – М.: Сов. Россия, 1990 г.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2003г.

5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте, - М.: академия, 2010 г.

6. А.И. Иванова Программа экологического образования дошкольников «Живая экология»  Москва, 2009 г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цикл бесед по проекту « Мой родной край»

Содержание работы с детьми в практической части проекта включает 3 раздела.

1 раздел: «Байкал-чудо природы»

Раздел включает общие сведения о Байкале, его происхождение, возраст. Знакомит детей с Байкальской водой и ветрами Байкала, а так же знакомит детей с легендами о Байкале.

Интерактивная часть включает игры с байкальским песком, водой и природными материалами родного края.

2 раздел: «Над водой и под водой» знакомит детей с флорой и фауной Байкала

Раздел включает общие сведения о диких животных родного края, о их жизни в разное время года, повадках. Особое внимание уделено эндемику Байкала - байкальской нерпе, омулю, голомянке. Так же в этом разделе знакомим детей с Красной Книгой, редкими животными. Интерактивная часть включает загадки, творческие задания, наблюдение, продуктивные виды деятельности.

3 раздел: «Человек и Байкал» 

Раздел включает беседы  о роли человека в сохранении Байкала и его деятельности на Байкале, знакомит с жителями байкальской страны, с обычаями традициями народов, живущих вокруг Байкала.

Интерактивная часть включает исследовательские проекты, творческие задания, работу с картой.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллект – карта «Флора и фауна озера Байкал»

Слайд 2

Цель и задачи: Познакомить детей с обитателями флоры озера Байкал. Дать детям понятие о Баргузинском заповеднике, закреплять и расширять знания об охране животного мира. Расширять знания детей о том, какие животные живут в тайге, в горах, ближе к воде; углублять представления об охране животного мира Байкала. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, уметь отвечать на вопросы четко и грамотно. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческую активность детей.

Слайд 3

фото


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с учетом реализации ФГОС

В нашем ДОУ мы используем след. методы и формы в образовательном процессе: наглядные,  игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность ...

Методы, формы, средства в образовательном процессе с учетом реализации ФГОС ДО

Методы, формы, средства в образовательном процессес учетом реализации ФГОС ДО              В Федеральном Государственном образова...

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников, используемые мною в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческ...

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников при реализации образовательной программы ДОО

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников при реализации образовательной программы ДОО...