Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
проект по теме

Кшаловская Елена Алексеевна

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».
«Метод ПРОЕКТОВ».

Скачать:


Предварительный просмотр:


Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».
«Метод ПРОЕКТОВ».

 «Владение современными педагогическими технологиями – залог успешной деятельности педагога». 

Повышение профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения является одной из главных задач методической работы.  В нашем дошкольном учреждении используются различные формы образования педагогов. Наиболее эффективной эту работу делают активные методы обучения.

МНОЮ  представлен семинар «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении», построенный на применении активных методов обучения.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка единой педагогической позиции.

Семинар для воспитателей

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».

Автор:  Воспитатель  ГБДОУ детский сад № 14  Кшаловская Елена Алексеевна

1 квалификационная категория , педагогический стаж 24 года, стаж непосредственно в ГБДОУ детский сад № 14 -  19 лет.

 Педагогические достижения: грамота за І место (победитель конкурса)  в  открытом показе мультимедийных программ, в рамках проекта «Алло, мы ищем таланты» 2012 год;

Благодарственное письмо за творческое сотрудничество и организацию и проведение на высоком уровне досуговых мероприятий культурно-художественного цикла для детей округа в рамках программы «Возрождение» , а так же за активное участие в деятельности Виртуального филиала Русского Музея – от Главы Округа Муниципального Образования 2012 год

Диплом за подготовку лауреата конкурса детского творчества в рамках целевой программы « Возрождение»

                     

Конспект , план проекта семинара отнесён   к разделу: Общепедагогические технологии

Введение

В законах, регламентирующих систему образования Российской Федерации, указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.

Повышение качества знаний через эффективность урока – одна из насущных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблемой образовательных (педагогических) технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.

Но аспект практической реализации современных образовательных (педагогических) технологий на уроке остаётся актуальным ещё и в связи с созиданием новой школы, основополагающие элементы которой были озвучены президентом РФ Д.Медведевым и заключаются в:

  • обновлении образовательных стандартов;
  • отведении ключевой роли в школе учителю и развитие учительского потенциала (через стимулы, постоянное повышение квалификации, разработке кодекса профессиональной деятельности учителя);
  • особая роль отводится поиску, поддержке, сопровождению талантливых детей (через самопрезентации, участие в конкурсах)  и как
  • приоритетное направление  - здоровый образ жизни (разгрузка – уменьшение объёма образовательных программ, индивидуальный подход к каждому ученику; создание стимулов для здорового образа жизни – портфолио, индивидуальные образовательные программы, тьюторство (наставничество) и т.д.

Становится понятна практическая направленность и актуальность сегодняшнего семинара:

через овладение передовыми образовательными (педагогическими) технологиями учитель не только повышает свой профессиональный уровень, учится их отбирать, но и применяет на практике для реализации следующих целей и задач:

  • здоровьесбережение учащихся;
  • ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, развитие их личности, познавательных и созидательных способностей;
  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть овладение ключевыми к  компетенциями, определяющими современное качество содержания образования;
  • умение применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Темы выступлений:

 1. Современные Образовательные технологии: ключевые понятия  вопроса. Признаки  образовательной

     технологии.

 2. Традиционные и развивающие технологии: признаки отличия и сравнение возможностей.

3. Проектная деятельность в современном ГБДОУ; Что такое проект – 5 составных проекта (Проблема-Поиск информации- Проектирование- Продукт – Презентация Проекта)

4. Знакомство с видами проектов (мини-проекты, монопроекты, межпредметные),классификация проектов (практико-ориентированный проект, исследовательский, информационный , творческий , ролевой проект ),  по продолжительности ( краткосрочные, долгосрочные, недельные, мини-проекты), по количеству участников : личностные, парные , групповые,  принципы построения пошаговой технологии планируемой  проектной деятельности

 3. Чем должен «вооружиться» педагог-воспитатель, приступая к выбору технологий, проектированию педагогической деятельности.

 4. Мой личный педагогический  опыт в направлении освоения новых технологий. Оформление и грамотное написание конспекта НОД и проектной деятельности по образовательным областям , в соответствии с новыми требованиями ФГТ (Федеральные Государственные Требования)

  • Титульный лист
  • Актуальность проекта( обоснование и описание проблемы)
  • Цели проекта и задачи ( раздел,, включающий конкретные цели , поставленные для решения проблемы, а так же задачи, поставленные для достижения поставленной цели)
  • Основное содержание проекта (раздел содержит: описание путей, методов и приёмов достижения поставленных целей, описание механизма реализации проекта, использованные ресурсы ,отбор участников, или целевой группы , на которую рассчитан проект, количество участников, возраст, социальный статус)

Решение : «Провести семинар-практикум «Диагностика успешности освоения новой технологии проектной педагогической деятельности».

Формы работы:

мини-лекции, тренинговые упражнения, диагностический практикум, консультативные сессии, разбор сложных случаев по запросу участников.

Цель семинара-практикума:  осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход",   "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр; 
-
презентация Современные технологии: «Метод проектов в детском  саду»

-презентация : мини проект «Космодром», по теме « Космос» (проект – РОЛЕВАЯ ИГРА с детьми старшего дошкольного возраста); (Приложение 1); 

– карточки для игры “сформулировать цели и задачи к заданному  проекту” (
Приложение 2);

– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (
Приложение 3);

– мячик-конструктор - голооломка, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.\




План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Оригинальная Песня Воспитателей ( на мотив Belee)
    Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Ассоциации со словом «ПРОГУЛКА» (с мячом-головоломкой)

  1. Вступительная часть
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть ( Мультимедийная презентация № 1 и № 2)

  1. Деловая игра «ассоциации»
  2. Визитка нашей группы  (Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку)
    2. Игра “Проблема на ладошке”(сформулировать проблему)
    3. Подведение итогов , закрепление , понимания  «Проект, проектная деятельность»

«Игра “выполни задание на время” (индивидуальные карточки задания, вопросы

  1. Рефлексия
  2. Итог семинара

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать введению инновационных технологий (метод проектов).

12. 04. 2013г

Содержание

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

 

з

а

н

я

т

и

е

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Семинар,

12.04.13

1. Сообщение теоретического материала:

а) лекция с использованием презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ»;

б) знакомство с положением о проектной деятельности в ДОУ;

в) условия успешного внедрения метода проектов в работу ДОУ;

в) создание алгоритмического предписания (моделирование);

г) анкетирование педагогов о проектной деятельности в работе детского сада.

д) обзор литературы по теме семинара.

2. Сообщение воспитателя подготовительной группы «Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в детском саду».

 

3. Домашнее задание:

- разработать план проекта по экологическому воспитанию дошкольников, определить цели, задачи, условия его внедрения в работу ДОУ;

- продумать работу с родителями по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс группы;

                           Срок: до 23.04.2013г.

Старший воспитатель,  воспитатели подготовительной группы.

1час 40мин

 

 

1час 40мин

2

 

з

а

н

я

т

и

е

«Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

Семинар

24.02.2011г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выпуск информационных буклетов для родителей.

3. Демонстрация   итогов работы над проектом.

4.Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия. Оценка своего участия в семинаре.

Старший воспитатель, воспитатели групп.

 

1 час 20 мин

 

1 ч. 20 мин

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия” (Приложение 2)

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  1. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  1. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара: – Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Детский сад № 14 Санкт-Петербрг

                                                                                          Регистрационный лист

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Дата проведения: 12.04.2013

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».
«Метод ПРОЕКТОВ».

 «Владение современными педагогическими технологиями – залог успешной деятельности педагога». 


Задачи и функции образовательных технологий

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.

Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. 

Инновация педагогическая (нововведение) – это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики приоритетными являются образовательные (педагогические) технологии.

Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный учебный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение.

В нашей стране начало поиска и разработка теоретических основ была сделана Н.Ф.Талызиной, Бабанским, В.П.Беспалько.

В научно – педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология.

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

«Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность образовательной (педагогической) технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);

  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно образовательной (педагогической)  технологии являются:  

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
  • экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
  • корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Общепринятой классификацией образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение в условиях одного класса;
  • коллективная система обучения;
  • исследовательские методы обучения;
  • проектные методы обучения (метод проектов);
  • технология модульного и модульно-блочного обучения;
  • лекционно–семинарская система обучения;
  • обучающие игры (ролевые, игровые, деловые и другие игровые методы);
  • технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая);
  • «портфолио»;
  • тьюторство.

Думаю, вы со мной согласитесь, что чаще учителя в школах пользуются традиционными технологиями. В чём же минусы?

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определённой рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с эти в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология. То есть, учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. Педагог идёт в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог с помощью многократных повторений обеспечивает внешнее принятие заданий за счёт игровых форм и других приёмов, стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками. Анализ опроса показывает, что 73% учителей отметили наличие необходимого контакта в работе со школьниками, в то время как положительно ответили на этот вопрос только 18% учащихся. Полное отсутствие контакта отметили 28% учеников и 3% учителей. Возникает вопрос: откуда такой разрыв в оценках отношений?

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Объяснительно-иллюстративные технологии отводят учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, а сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, при этом обременён угнетающим чувством ответственности за всё, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. На таком уроке учащиеся практически ничего самостоятельно не делают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).

Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.

Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.

Инновационные процессы, внедряемые в школе, напрямую связаны с качеством образования и, следовательно, с качеством знаний. (Хочется добавить, что инновационные процессы в школе отражают специфику нашего образовательного учреждения и могут отличаться от  ваших).

Знания высокого качества – это такие знания, которые помогают выпускнику школы успешно адаптироваться в условиях современной жизни, а также социализироваться. Знания высокого качества помогают их обладателю всю жизнь учиться, помогают ему зарабатывать на жизнь, обустраивать собственный быт. Эти требования к качеству знаний будут актуальными и через 10 лет. А поскольку на сегодняшний день международные исследования качества знаний российских школьников показывают отрицательные результаты, необходимы нововведения, которые помогут выйти из сложившейся ситуации.

Основными направлениями инновационной деятельности школы  являются:

• управление образованием (организационно - управленческая деятельность);

• современные образовательные и здоровьесберегающие технологии;

• учебно - методическое обеспечение;

• материально - техническая база образования;

• воспитательная работа;

• общественный характер управления школой.


    Для того  чтобы  успешно решать вопросы управления (в частности качеством образования), необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на  развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая  природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
  2. Социально – экономические факторы.
  3. Психолого – педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
  4. Личностно- деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
  5. Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно - нравственное развитие (потенциал личности).

     

Из чего же складывается качество знаний.

1.Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

2.Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально - нравственные ориентации.

3.Бесстрессовое  обучение, особенно в кризисные периоды развития.

4.Стабильность здоровья учащихся.

5.Удовлетворённость учителя своей  работой.

Все эти составляющие можно реализовать через эффективное использование современных образовательных технологий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации воспитательно-образовательного процесса

Для повышения качества воспитания и обучения дошкольников использую в своей работе различные формы организации воспитательно-образовательного процесса....

«Здоровьесберегающая технология – как эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительный приод»

Цель:-обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада в летний период, воспитание валеологической культурыкак совокупности осознан-ного отношения ребенка к здоровью, знаний о...

Презентация «Технология проектирования как форма организации воспитательно - образовательной работы с дошкольниками».

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет ...

«Здоровьесберегающая технология – как эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительный период»

Презентация  на тему : "Здоровьесберегающая технология – как эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительный период".Здоровье -это...

Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"

Семинар-практикум для молодых педагогов "Русская народная игра, как форма организации детей перед занятием"...

Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.Задачи:- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями-расширить кругозор педагогов п...