Педагогический проект "Небесные гости" (с использованием элементов теневого театра)
проект (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на создание условий в группе для развитие связной речи, творческих и музыкальных способностей дошкольников детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность с использование элементов теневого театра, так как теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nebesnye_gosti.docx | 73.37 КБ |
portfolio_proekta_nebesnye_gosti.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Березовское муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида»
Проект
«Небесные гости»
(с использованием элементов теневого театра)
Авторы:
Самара О.В. – воспитатель
1 квалификационная категория;
Савельева А.В. – музыкальный руководитель
1 квалификационная категория
г. Березовский
2018
Паспорт проекта
Тема | «Небесные гости» (с использованием элементов теневого театра) (творческий проект) |
Адресация проекта | Проект предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Самара Ольга Владимировна – воспитатель; Савельева Анна Владимировна – музыкальный руководитель |
Место проведения проекта | Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Теремок» комбинированного вида» |
Актуальность темы | Воспитатель Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которая стоит перед обществом. По уровню речи можно сделать вывод об интеллекте человека, о его воспитанности и образованности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения. Музыкальный руководитель Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе так как возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющим творчески подходить к решению любых задач, способных создавать новое в различных сферах жизни. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. В этом процессе может проявится одаренность ребенка. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Самым благоприятным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своём развитии. Театральная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные постановки являются одним из факторов, стимулирующих развитие у детей связной речи, творческих и музыкальных способностей. В них каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только на едине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театральная деятельность как комплексный подход оказывает большое влияние на речевое и музыкальное развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими. |
Участники проекта | Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители |
Особенности проекта | По характеру продукта: творческий По количеству обучающихся: групповой По продолжительности: краткосрочный По профилю знаний: образовательные области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» По уровню контактов и масштаба организации: на уровне дошкольной образовательной организации |
Цель проекта | развитие связной речи, творческих и музыкальных способностей дошкольников через театральную деятельность с элементами теневого театра. |
Задачи проекта | Образовательные: Воспитатель: - обогащать представления об особенностях литературы - расширять словарный запас ребенка-дошкольника, его кругозор через театральную деятельность. - формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; -учить ребенка рассуждать. Музыкальный руководитель: - познакомить детей с теневым театром; - формировать: навыки основных танцевальных движений; интерес у детей дошкольного возраста к певческой деятельности; - приобщать к танцевальному искусству, расширять знаний о танцах; Развивающие: Воспитатель: - развивать:
Музыкальный руководитель: - развивать:
Воспитательные: - воспитывать:
|
Идея проекта | Создание условий в группе для развитие связной речи, творческих и музыкальных способностей дошкольников детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность с использование элементов теневого театра, так как теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе перечисленные выше. |
Гипотеза | Уровень речевого, творческого и музыкального развития детей старшего дошкольного возраста повысится если создать условия в группе для театральной деятельности. |
Предполагаемые результаты проекта | Ребенок: - имеют устойчивые знания о театре теней и театральных профессиях; - умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками; - проявляет интерес к речевому творчеству; - использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; - успешен в творческой речевой деятельности; - повышен уровень: развития вокально-певческих навыков и базовых групп музыкально-ритмических движений; - улучшено исполнительское мастерство и коммуникационные умения; - видимое развитие творческого воображения и фантазии, свобода в движениях, мимике, эмоциях с заявкой на импровизацию. |
Продукт проектной деятельности | - Показ музыкальной сказки «Небесные гости» (с элементами теневого театра) для родителей, детей и педагогов ДОО. - Участие во IV городском фестивале – конкурсе дошкольных театров «Театральная мозаика». |
Этапы реализации проекта (пошаговые действия проекта).
I этап. Подготовительный.
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации | Ответственные |
Чтение сценария сказки | - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности; | 03.12.2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Обсуждение прочитанного | - развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь | 03.12.2017 | воспитатель |
Распределение ролей | - -развивать речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей; - воспитывать чувства дружбы и коллективизма | 04.12.2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель. |
Подбор игр драматизаций | - развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях | 03.12.2017-05.12.2017 | воспитатель |
Подбор театральных этюдов | - Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений | 03.12.2017-05.12.2017 | Музыкальный руководитель. |
Подбор музыкального репертуара | - формировать: навыки основных танцевальных движений; интерес у детей дошкольного возраста к певческой деятельности; | 03.12.2017-05.12.2017 | Музыкальный руководитель. |
II этап. Содержательный (Основной).
Проектная деятельность | Задачи. | Сроки реализации | Ответственные |
Разучивание текста и движений с героями сказки | - формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Проигрывание эпизодов | - развивать речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Проигрывание этюдов (Приложение 2) | - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности; - развивать выразительность мимики и жестов. | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Игры-драматизации (Приложение 3) | - развитие артикуляции, дикции; - развивать речевое творчество в театральной деятельности, учитывая индивидуальные способности и возможности детей | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Работа над вокальными партиями (соло, дуэты, ансамбли); | - формировать интерес у детей дошкольного возраста к певческой деятельности; - развивать вокально-певческие навыков - работа над певческой установкой, над певческим дыханием, артикуляцией, дикцией, над звуком (позиция, точное интонирование, ровность звука). | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Работа над хореографическими композициями –точность и свобода движений, синхронность, мастерство исполнения | - формировать: навыки основных танцевальных движений; -развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, самостоятельно находить свои оригинальные движения; | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Изготовление декораций и атрибутов. | -развивать образное мышление, фантазию, творческие способности детей дошкольного возраста; - привлекать родителей к совестному изготовлению декорации и костюмов к спектаклю | 07.12.2017 –25.12. 2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
IΙΙ этап. Итоговый.
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации | Ответственные |
Показ музыкальной сказки «Небесные гости» родителям и детям детского сада (Приложение 1). | - развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми и детьми в разных ситуациях; - развивать чувство уверенности в своих силах при выступлении на аудиторию. | 27.12.2017 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
- Участие во ΙV городском фестивале – конкурсе дошкольных театров «Театральная мозаика». | - развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми и детьми в разных ситуациях; - развивать чувство уверенности в своих силах при выступлении на аудиторию. | 27.03.2018 | Воспитатель, музыкальный руководитель |
Приложение 2
Театральные этюды
Этюдный тренажёр для детей.
Этюды на развитие внимания.
1. Давайте потанцуем.
Цель: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.
Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе.звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.
Этюды на выражение основных эмоций.
1. Курочка (русская народная потешка).
Ребёнок: Курочка по сенечкам похаживала,
Деток цыпляток уговаривала…
Курочка: Вы не бегайте, цыплятки, по дворику,
Не ищите вы зерен у заборчика.
К заборику гусак подбирается,
Цыпляток щипать собирается.
(выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, глаза широко открыты, брови ползут вверх.)
2. Сидит, сидит зайка (русская народная потешка).
Ребёнок: Сидит, сидит зайка под кустом, под кустом.
Охотники едут по кустам, по кустам.
Заяц: Вы охотнички, скачите.
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушёл!
Ребёнок: Сидит, сидит зайка, ушки жмёт, ушки жмёт.
Охотнички скачут вмимолёт, вмимолёт.
Заяц: Вы, охотнички, скачите,
Меня , зайку не ищите.
Я не ваш, я ушёл!
(выразительные движения: заяц сидит, сжавшись в комочек, дрожит.)
3. Ехала деревня (русская народная потешка).
Ребёнок: Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик овёс.
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
(выражение изумления: руки разведены в стороны, плечи приподняты, глаза слегка прищурины, губы тронуты улыбкой.)
Этюды на сопоставление различных эмоций.
1. Не та собака кусает( русская народная пословица)
Ребёнок: не та собака кусает, что громко лает,
(голова откинута назад, брови ползут вверх, глазам слегка прищурены, губы тронуты улыбкой.)
А та, что молчит, да хвостом виляет.
(нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.)
Приложение 3
Театрализованные игры.
- Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель:
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
го-го-го да буль-буль-буль.'
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
го-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
- Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
- «Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
- «Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
- «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)
Цель:развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)
(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, мрно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект театрализованной постановки (с элементами теневого театра) для детей старшего дошкольного возраста по сказке «Как зайчонок Стёпа в лесу заблудился»
Театрализованное представление по сказке "Как зайчонок Стёпа в лесу заблудился" с элементами теневого театра для участия в "Неделе театра"...
использование элементов кукольного театра в творческой деятельности старших дошкольников.
консультация для педагогов ДОУ ....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием элементов теневого театра с детьми младшей группы «Заюшкина избушка»
Данный материал позволяет развивать творческие способности детей младшей группы средствами театрализованной деятельности....
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов настольного театра в средней группе "Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"
: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости....
Конспект занятия по развития речи с использованием элементов теневого театра в первой младшей группе (2-3 года) «Русская народная сказка «Репка»»
Использование теневого театра, как инновационного метода речевого развития дошкольников....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием элементов теневого театра в группе раннего возраста «Заюшкина избушка»
Знакомство с русской народной сказкой, постараться понять смысл произведения Формирование умения отвечать на вопросы воспитателя. Развивать речи, память, внимание, мышление. Развитие творческих с...
Конспект детского досуга в старшей группе по развитию эмоционального интеллекта с использованием элементов теневого театра «Зажгите звездочку добра»
Вызвать интерес к театральной деятельности; создать теплую, доброжелательную атмосферу; испытать радость от общения со сверстниками, чувство единения и доверия друг к другу; развитие эмоциональн...