использование элементов кукольного театра в творческой деятельности старших дошкольников.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
консультация для педагогов ДОУ .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование элементов кукольного театра
в театрализованных развлечениях старших дошкольников.
«Театр кукол! Как много значит он для детского
сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи
с ним! Куклы творят чудеса: веселят, обучают,
развивают творческие способности дошкольников…»
Н.Ф.Сорокина
Театрализованные развлечения – одна из форм организации художественной деятельности дошкольников в детском саду, цель которых – показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Они позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов.
Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый. Кукла в руках родителей и педагогов – незаменимый помощник в деле воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребёнок впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора.
Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Развитие творческой активности дошкольников посредством кукольного театра
Понимая значение кукольного театра, мы решили в своей работе использовать это необыкновенно действенное средство.
Прочитав методическую и популярную литературу о кукольном театре, и получив необходимые знания по изготовлению и управлению театральными куклами, мы приступили к работе.
Интерес к кукольному театру есть всегда. И у нас в детском саду в каждой возрастной группе (начиная с группы детей раннего возраста) организованы уголки театрализованной деятельности, где есть складная ширма и набор кукол-петрушек или актеры пальчикового театра. Воспитатели показывают малышам небольшие сценки, используют кукол для сюрпризных моментов на занятиях. Дети средней группы пытаются самостоятельно разыгрывать знакомые сказки. В старших и подготовительных группах дети активно участвуют в кукольных представлениях, показывают инсценировки и спектакли младшим дошкольникам, родителям. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.
Модель: Взаимодействие кукольного театра с другими видами искусства
Большую помощь в изготовлении атрибутов и декораций к кукольным спектаклям и инсценировкам оказывает специалист по изобразительной деятельности, воспитатели, родители.
Дети с увлечением участвуют в спектаклях, сценках, где актёрами являются сами, кукольных спектаклях. Им нравятся куклы, и они с удовольствием играют, сочиняя небольшие истории и разыгрывая их самостоятельно.
В совместной творческой деятельности, в общем спектакле воспитатели и родители лучше узнают друг друга, своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Мы привлекаем родителей к активному участию в спектаклях, театрализованных праздниках и развлечениях, тематических вечерах в качестве изготовителей декораций, костюмов и т.д. Разучивание текстов с детьми также можно поручить родителям ребенка.
Союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду неограниченно рамками музыкальных занятий. В подгрупповой работе с детьми педагоги более углубленно занимаются тем, что их влечет. Занимаясь с детьми, появилась возможность больше приобщать их к конкретному виду деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. На таких занятиях активно используются сказки-шумелки с красивой музыкой, выразительными детскими голосами и забавным шумовым оформлением. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками обучает детей способам и приёмам игры на различных шумовых инструментах, а также способствует развитию творческой фантазии. В процессе таких занятий развивается слух детей – они различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память – дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказки. Слушая такие сказки и участвуя в них, дети учатся ждать, пока начнёт играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Дети учатся слушать других, уступать, сопереживать – что способствует развитию навыков общения и взаимодействия.
Для успешных занятий в этом направлении была составлена программа. В планировании отражены основные задачи в этом направлении:
- развитие творческих способностей детей;
- развитие воображения, умения импровизировать;
- развитие памяти, внимания, выражения основных эмоций;
- формирование выразительности жеста и речи, умения строить диалоги;
- прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.
На подгрупповых занятиях в качестве разминки, для театральных игр, инсценировок, этюдов и настольных мини-спектаклей (упражнений) используются забавные «пальчиковые актеры, сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением.
Для того чтобы дети получали удовольствие от общения с театральной куклой, их обучают элементарным приёмам кукловождения. В этом нам помогают упражнения, театральные игры и этюдный тренаж на театральной ширме, необходимые для формирования выразительности речи, умения строить диалоги. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить». Этюдный тренаж необходим для развития внимания, памяти, воображения, мышления, выразительности речи и жеста, выражения различных эмоций.
На занятиях создаются ситуации, при которых ребенок находит фразы, слова для выражения эмоций, содержания определенной сцены, в которой действует его персонаж.
Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа.
Работа над спектаклем ведется поэтапно:
- Чтение и разбор пьесы: мораль, главная мысль, характеристика героев и их поступков.
- Распределение ролей между детьми и взрослыми.
- Определение и запоминание места куклы на ширме, последовательности её действий.
- Обыгрывание отдельных эпизодов близко к тексту.
- Индивидуальное разучивание текстов с куклой на руке, соединяя слова с действиями куклы.
- Общие репетиции всей пьесы.
Старшие дошкольники с увлечением участвуют в кукольных спектаклях, которые показывают детям младшего дошкольного возраста. Такие выступления воспитывают ласковые, теплые чувства к малышам. Ребята подготовительной и старшей групп выступали перед малышами с музыкальными сказками. Творческая группа педагогов для всех детей нашего детского сада готовят интересные спектакли по мотивам русских народных сказок.
Кукольные спектакли, фрагменты постановок включаются в течение года в утренники, досуги и развлечения. Танцевальные импровизации детей, не принимающих участие непосредственно в сценках, служат прекрасными заставками во время смены декораций и являются иллюстрациями сценок. Можно использовать сценки из сказок, и спектакли: «Золушка», «Под грибом», «Стрекоза и муравей», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Вовка в тридевятом царстве», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль» и др.
Яркие, полные импровизации и детской непосредственности кукольные сценки, отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре включаются в сценарии праздников. Развлечения, на которых присутствуют забавные и добрые куклы, приобретают своеобразную окраску: они не только развлекают, но и заставляют зрителей переживать, волноваться, сочувствовать героям. Куклы способны вызвать волнение у любого человека: будь то ребенок или взрослый. Дети охотно вступают в диалог с кукольными персонажами, искренне сочувствуют им, бурно выражают свои эмоции, реагируя на проблемы сказочных героев, охотно подпевают куклам.
Спектакль для детей – это возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Именно поэтому в развлечениях так активно используются элементы кукольного театра, который, помогает детям раскрыть свои таланты, понять самих себя и окружающий мир, обогатиться положительными эмоциями, стать смелее, добрее, увереннее, умнее.
Литература:
1. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.
2. Макарова Л.П., Рябчикова В.Г., Мосягина Н.Н. Театрализованные праздники для детей.
3.Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
4.Ярославцева И. Кукловедение для малышей: Основы кукловождения в детском саду.
5.Картушина М.Ю. Забавы для малышей.
6.Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр».
7.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности.
8. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников через витражную роспись»
Научить детей работать в технике нетрадиционного рисования-витража...
Презентация на тему:«Нравственно – этическое воспитание через художественно – творческую деятельность старших дошкольников с использованием нетрадиционных изобразительных техник».
Опыт работы с нетрадиционными техниками рисования...
Мастер класс «Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.2) Формирование понятия актуальности данны...
"Использование элементов спортивных игр для ознакомления старших дошкольников с видами спорта"
Презентация...
«Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»
В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более во...
«Моя педагогическая находка» «Использование элементов театротерапии в работе со старшими дошкольниками».
В настоящее время социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию детей. Это приводит к тому, что современное поколение с самого рождения ...