Значимость применения Метода проектов в формировании основ инженерного мышления у детей.
проект (старшая группа) на тему
Современное дошкольное образование детей является пространством раннего развития детей, которое позволяет с использованием игровой деятельности обеспечить оптимальное психологическое и физиологическое развитие юного поколения россиян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 1017.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Структурное Подразделение Детский Сад "
Значимость применения Метода проектов в формировании основ инженерного мышления у детей.
Автор:
Верхоломова И.В.
- Актуальность проекта
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую,
в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет;
голова, где только система без знания, похожа на лавку,
в которой во всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К. Д. Ушинский
Современное дошкольное образование детей является пространством раннего развития детей, которое позволяет с использованием игровой деятельности обеспечить оптимальное психологическое и физиологическое развитие юного поколения россиян. Анализ распространенных в настоящее время лучших практик российского дошкольного образования позволяет выявить перегиб в сторону художественно-эстетического развития, и недостаточное присутствие естественнонаучных направлений. Проект «Кладовая инженерных идей» направлен на углубление математических представлений дошкольников, развитие логического мышления, погружение в мир инженерных профессий, познание основ деятельности машин и механизмов, автоматики и робототехники.
Проект позволяет воспитанникам более углубленно знакомиться с точными науками с учетом возрастных особенностей. Развивать творческое, наглядное, образное и техническое мышление. Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованием, а также общением во время процесса работы способствует разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Инновационная деятельность по реализации проекта «Кладовая инженерных идей» опиралась на изучение математики, логики, автоматики как системообразующих элементов в образования будущего. Развитие познавательных способностей дошкольников, в том числе к логическому мышлению позволяет эффективнее организовать подготовку дошкольников к последующему обучению. Так как дошкольный возраст готовит ребенка к учебной деятельности, то игровую деятельность в современной дошкольной образовательной организации следует реализовывать комплексно.
Познавательная деятельность дошкольников должна отражать современное научно-техническое развитие общества. Соматическая готовность ребенка в учебной деятельности соединятся с интеллектуальной и эмоционально-волевой готовностью, осознанным желанием учиться. К первому классу вчерашний дошкольник подходит с системой представлений об окружающей природе, устройстве социума, представлениях о личностных качествах людей. Обучение в начальной школе требует от вчерашнего дошкольника высокого уровня субъектности, самостоятельности и отработанных умений взаимодействовать с современной техникой.
Для реализации проекта «Кладовая инженерных наук» понадобилось взаимодействие со многими организациями, и социальные связи продолжают шириться и расти.
Таким образом, решает ряд актуальных проблем сегодняшнего и будущего образования, а также способствует успешной социализации детей в будущем. Придя в школу, они повышают уровень знаний и конструктивных умений, что позволяет школе организовать работу с детьми на подготовленной почве.
- Цель проекта
Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных и конструктивных способностей у детей дошкольного возраста, а также формирование основ инженерного мышления у детей в процессе мыслительной деятельности дошкольников и реализации интегрированной игровой инженерной деятельности.
Задачи:
- углубление математических представлений дошкольников в играх, отражающих повседневную реальность,
- развитие логического мышления через игровую деятельность,
- погружение в мир инженерных профессий,
- развивать конструктивные и интеллектуальные способности детей через моделирование и применение конструкторов LEGO,
- обогащать предметно – развивающую среду группы старшего дошкольного возраста.
- Стратегия достижения поставленных целей
Проект «Кладовая инженерных идей» реализуется с использованием метода проектов. Для реализации метода проектов необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, сформировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи (Е. С. Полат и др., 2004). Как дидактическая технология проектная деятельность представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, эвристических личностно-ориентированных методов.
Именно проектная деятельность, самостоятельное моделирование и конструирование, проведение опытов позволяет дошкольнику проявить свою новую позицию, продемонстрировать умение выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников.
Особенно эффективно зарекомендовал себя метод проектов как способ обеспечения индивидуальной траектории развития дошкольников.
Стратегическое планирование проекта «Кладовая инженерных идей» предполагает повышение квалификации педагогического коллектива в области технической эстетики, робототехники, лабораторно-экспериментальной деятельности, владения информационно-коммуникативными технологиями. Важным элементом эффективной реализации проекта становится систематизация игрового материала для реализации в разных видах детской деятельности. Необходимая часть – профильное обустройство предметно-развивающей среды для игровой инженерной деятельности детей. Педагогический коллектив, разрабатывающий недельные подпроекты проекта «Кладовая инженерных идей», систематизирует каждый проект по отдельно разработанной форме и собирает портфель детей, участвующих в проекте. Осуществляется координация взаимодействия специалистов и воспитателей (см. рис. 1) . На основе результатов мониторинга формируется индивидуальная траектория развития детей, участников проекта.
Рисунок 1 – Функционирование педагогического коллектива при реализации проекта «Кладовая инженерных идей».
Успешное применение метода проектов возможно только при организации взаимодействия педагогического коллектива (см. рис. 1).
Все воспитанники нуждаются в свободном доступе к источникам информации и такой предметно-развивающей среде для реализации интегрированной игровой инженерной деятельности, которая постоянно
Реализация проекта «Кладовая инженерных идей» требует разработки особой педагогической технологии проектной деятельности каждого члена педагогического коллектива. Недельные подпроекты проекта «Вселенная инженерных тайн» позволяют обеспечить создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Воспитатели и специалисты разрабатывают недельные подпроекты проекта «Вселенная инженерных тайн» ориентируясь на алгоритм, представленный ниже (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Последовательность разработки проекта педагогами.
Основные требования к учебному проекту воспитателя и специалиста:
- Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, востребованной окружающим социумом, иметь внешний заказ.
- Планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных.
- Поиск информации – исследовательская работа детей как обязательное условие проекта.
- Продукт является конкретным результатом проекта.
- Презентация продукта и защита самого проекта.
- Портфель проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.)
- Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
С учетом выше перечисленных требований, разработанные недельные подпроекты проекта «Вселенная инженерных тайн» позволяют организовать предметно-развивающую среду для приобретения опыта стимулирования спонтанной познавательной активности в процессе мыслительной деятельности дошкольников в процессе реализации интегрированной игровой инженерной деятельности.
- Материально – техническое обеспечение
Наборы конструктора:
- Деревянный конструктор;
- Конструктор LEGO (пластиковый и мягкий);
- Набор «Простые механизмы»;
- Набор «Механический конструктор».
- План мероприятий
Проект «Кладовая инженерных наук» представляет собой педагогическую технологию, которая позволяет углубить математические представления дошкольников, развить логическое мышление, погрузить в мир инженерных профессий, обеспечить познание основ деятельности машин и механизмов, автоматики и робототехники, раскрыть общие аспекты технической эстетики.
Этапы реализации проекта
Содержание | Сроки | Ответствен ные | |
1 этап (подготовительный) | |||
| Сентябрь октябрь 2019 | старший воспитатель воспитатели старших групп, специалисты | |
2 этап (реализация проекта) | |||
| Ноябрь-апрель 2019г. | старший воспитатель воспитатели старших групп, специалисты | |
3этап (заключительный) | |||
| май-август 2019г. | старший воспитатель воспитатели старших групп, специалисты |
Таблица - Варианты недельных подпроектов для проекта «Кладовая инженерных идей»
Исследовательские проекты Формируют умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи | «Тайны Математики», «Почему исчезли цифры?», «Где на Земле живет пространство?», «Человек, как ты научился считать?» и др. |
Творческие проекты Позволяют получать наглядный результат своей деятельности | «Математические сказки», «Расскажем сказку о пространстве», «Мы любим творить чудеса», Мастерская волшебницы – математики, «Шаг за шагом узнаем числа», и др. |
Ролевые, игровые проекты Дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя | «Сказочные математики», «Математика в картинках», «Жители города Числограда», «Путешествие в страну Задач», «Вместе с принцессой Геометрией» и др. |
Практико-ориентированные проекты Развивают умственную деятельность (умение сравнивать, анализировать, обобщать), стимулируют развитие любознательности | «Считаю и вычисляю», «Книга добрых математических советов», «Инженерные идеи», «Мегаполисы нашей страны», «Как казаки за математикой ходили», «Современная геометрия в архитектуре», и др. |
Проект «Вселенная инженерных тайн» реализуется через разные виды проектов и тематическую картотеку игр (см. рис. 6, табл.).
Проект «Вселенная инженерных тайн» обеспечивает полноценное формирование и развития способностей дошкольника, создает условия для первичного проявления умения самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Вместе с тем, с введением новых образовательных стандартов изменилось понимание цели дошкольного образования. Так же как и задачи проекта «Вселенная инженерных тайн» состоят не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала, умственного развития.
Рисунок 6 – Структура проектной деятельности и картотеки игр.
Правильная организация обучения и воспитания в подготовительной группе в значительной мере облегчит переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Разделяя точку зрения, что результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка, нами в проекте «Вселенная инженерных тайн» были использованы методы и приемы позволяющие сформировать технологический и оценочный компоненты культуры познания. Недельные подпроекты проекта «Вселенная инженерных тайн» содержат наблюдения, обследование предметов, подготовку детьми кратких сообщений, ситуации, требующие от детей постановки вопросов, выдвижения гипотез, построения предположений, доказательств, выводов, работу в парах, тройках и микрогруппах, время для рефлексии полученного опыта.
Разработанные и апробированные недельные подпроекты проекта «Вселенная инженерных тайн» представляют собой педагогическую технологию. Стимулирование спонтанной познавательной активности в процессе мыслительной деятельности дошкольников в процессе реализации интегрированной игровой инженерной деятельности опирается на уровне общей методологии на философскую теорию познания и культурно-историческую теорию развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. Частная методология реализуемого проекта «Вселенная инженерных тайн» опирается на представления о развивающем характере обучения, роли обучения в умственном развитии детей, а так же системном подходе к организации процесса умственного воспитания и синергетическом подходе в теории развития систем.
Реализация проекта «Вселенная инженерных тайн» в дошкольной образовательной организации так же учитывает специальную методологию умственного развития дошкольников, представленную признанием деятельности (игры как ведущего вида деятельности для дошкольников) как условия, опосредующего умственное развитие ребенка. Так же значимым являются представления о зонах актуального и ближайшего развития и теории поэтапного формирования способов умственной деятельности.
При разработке проекта «Вселенная инженерных тайн» учитывался опыт по обновлению подходов к формированию познавательной активности дошкольников.
Изучались способы конструирования индивидуального образовательного маршрута, содержание и границы понятия «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная траектория развития».
Проанализированы приемы обучения детей дошкольного возраста способам наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций на занятиях по конструированию, роль конструктивной деятельности в развитии детей. Рассмотрено конструирование как технология для обучения кинестетиков. Изучена роль экспериментирования в формировании словесно-логического мышления. Обобщена взаимосвязь конструктивного и пространственного мышления дошкольников в контексте реализации квестов (игр-приключений).
Изучен опыт реализации образовательной робототехники в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, внедрения робототехники в образовательный процесс детского сада. Обобщены представления о подходах к развитию технической одаренности детей дошкольного возраста.
Так как проект «Вселенная инженерных тайн» предполагает углубленное формирование математических представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, значительное внимание уделялось существующим эффективным педагогическим технологиям. Рассмотрены подходы формирования элементарных математических представлений посредством сказки, дидактических и логических игр, логико-математических игр.
Проанализированы аспекты педагогической поддержки одаренных в математике детей. Применены подходы развития шахматных способностей детей в содержании проекта «Вселенная инженерных тайн» и стимулирование речевого развития дошкольников, в том числе и с использованием малых форм фольклорного жанра, устного народного творчества.
Недельные подпроекты проекта «Вселенная инженерных тайн» предусматривают активное использование лаборатории и современных информационно-коммуникационных технологий. Использование лаборатории для дошкольников способствует формированию опыта собственной исследовательской деятельности у детей. Способствуют формированию желания изучать окружающую реальность, расширять свои знания самостоятельно. Использование в недельных подпроектах проекта «Вселенная инженерных тайн» компьютера, сенсорного стола и доски позволяет сформировать отношение к информационно-коммуникационным технологиям как необходимому средству познания реальности.
Проведенное нами исследование организационно-педагогических условий стимулирования спонтанной познавательной активности в процессе мыслительной деятельности дошкольников как технологии реализации интегрированной игровой инженерной деятельности, позволило выявить факторы, способствующие и препятствующие формированию индивидуальной траектории умственного развития детей, обеспечивающей формирование системы элементарной научно-технической картины окружающего мира.
Опираясь на онтогенез игры в дошкольном детстве: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная игровая деятельность, переход к становлению сюжетно-ролевой деятельности и ролевой игровой деятельности организована интегрированная игровая инженерная деятельность с единым взаимосвязанным комплексом обязательных педагогических мероприятий. Педагогическая технология реализации проекта «Вселенная инженерных тайн» содержит подход Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко применительно к совместной игровой деятельности детей. Используется сюжетосложение, включающее согласование индивидуальных замыслов детей, комбинирования и объединение действий с предметами с овладением способами ролевого поведения.
Таким образом, проект «Вселенная инженерных тайн» позволяет обеспечить стимулирование спонтанной познавательной активности в процессе мыслительной деятельности дошкольников в процессе реализации интегрированной игровой инженерной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование основ инженерного мышления в дошкольном возрасте"
В данной статье рссматривается формирование конструкторского мышления у дошкольников...
Консультация "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...
Формирование основ инженерного мышления дошкольников
Формирование основ инженерного мышления дошкольников...
Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...
Презентация «Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста».
В ФГОС дошкольного образования указано, что обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Програм...
Родительское собрание на тему: Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста с применение программно-методического комплекта: «Мате:плюс»
Здравствуйте, уважаемые родители! Почему так важно научить ребенка мыслить? В жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Чтобы чего-то добиться в ...
Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа
Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...