Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления. В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inzhenernoe_myshlenie.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Проблема: Руководство играми долгое время считалось, что задача взрослых - обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию. Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современными воспитателями. Они должны познакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей. Важно учить воспитанников анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.
Актуальность: Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к технике, они пытаются понять как это устроено.
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера.
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
Главное в инженерном мышлении – решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления. В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является важным способом формирования профессиональной ориентации, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Цель: формирование предпосылок инженерного мышления, навыков технического конструирования и основ робототехники у старших дошкольников.
Задачи:
- образовательные: учить видеть и понимать конструкцию объекта, анализировать ее основные части и возможность дополнить их и усовершенствовать, формировать умение заменять предмет ее моделью с помощью выделения его признаков.
- развивающие: развивать качества, необходимые для будущего инженера – способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, а также развивать сосредоточенность, оперативность, комплексность мышления;
- воспитательные: воспитывать у детей интерес к созданию и использованию моделей в игре и в жизни, а также интерес к профессиям - строитель, инженер.
Тип проекта:
- по продолжительности: краткосрочный
- по виду деятельности: познавательно - исследовательский
- по количеству деятельности: коллективный
- по профилю знаний: межпредметный
Участники проекта: дети старшей группы «Гномики», воспитатель, родители.
Условия реализации проекта:
1. Соблюдение правил безопасности;
2. Оснащенность материалами, оборудованием:
- конструкторы Лего, Лего Дупло
- настольные конструкторы на развитие логического мышления («Трубометрик»), на умение ориентироваться на плоскости («Идейфикс»)
- блоки Дьешена
- игра «Сложи узор» (головоломки Никитина)
- мозаика
-паззлы
-геометрические фигуры
-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,
-ноутбук, интерактивная доска.
Сроки реализации проекта: одна неделя
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Изучение научной литературы по проблеме
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у дошкольников: миф или реальность?»
Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
Создание условий для успешного моделирования: подборка различных видов конструкторов;
Подборка дидактических игр;
Подборка художественной литературы.
2. Организационный этап
- Организация развивающей предметно – пространственной среды;
- организация работы с детьми: образовательные ситуации, НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность;
- взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Развитие инженерного мышления у дошкольников: миф или реальность?», привлечение родителей к созданию дидактических игр по конструированию, а также пополнению предметно-развивающей среды
3. Практический этап
I день – Беседа «Что такое модели и для чего они нужны». Поговорить с детьми о видах конструкторов, которые есть в нашей группе. Использование детьми знаний о моделях в режимных моментах
II день – Рассматривание презентации «Профессии, где необходимы знания о моделях»
III день – Повторить с детьми знания о сенсорных элементах предметов, необходимые при построении моделей, используя художественное слово
IV день – ОД по развитию речи «Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом моделирования»
V день –
4. Заключительный
1. Фотоотчёт «Мы – юные инженеры»
2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.
Результаты реализации проекта:
1. Расширение представлений детей о профессиях модельера, строителя, инженера
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.
Результаты деятельности педагога:
1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.
2. Повышение информационной культуры педагога.
3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.
Используются следующие вида моделирования:
1) сериационный вид;
2) двигательный;
3) временно-пространственный.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы);
контрастная рамка, коллаж – приемы фрагментарного рассказывания.
Работа начинается с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.
Сериационное моделирование по сказке "Теремок"
Сериационное моделирование по сказке "Теремок"
Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), и он становится основанием для построения логики произведения, а затем детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой – черным и т.д.
Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили квадратик.
Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.
Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"
Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"
Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.
Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.
Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать другой тип образных средств, которые можно назвать условно-символическими. Это символическая (графическая) аналогия, взятая из наследия Д. Родари и рекомендаций авторов ТРИЗ Г. Альтшуллер, М. Шустерман. Условно-символические средства ориентируют малыша на поиск смысла, ценностей и собственной жизненной позиции. Графический образ – это метафора, раскрывающая свойства объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать cимволом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки: треугольник и круг над ним – это девочка, и внучка Машенька, и Снегурочка, и Аленушка; элементы – уши, хвост – это и мышка, и бобры из сказки «Дорога на мельницу»; волнистые линии – и река, и дорога.
При создании символических изображений обсуждается значение каждого из используемых символов. Корона на голове человечка свидетельствует о том, что он – принц. Полукруг с косыми полосами – колючий еж. Волнистая линия – дорога, река. Метод графической аналогией подводит детей к умению выделять в образе самое главное, формируется воображение, способность к преобразованиям.
Используемые схемы – ТРИЗ, схемы-контуры, схемы-силуэты, «волшебный коллаж» – помогают разнообразить формы работы с детьми, развивать мышление, воображение, речь.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции связной речи дошкольников с ЗПР, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения; оптимизации процесса обучения.
Цель моделирования- обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....
Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста" и перспективный план работы с родителями на год....
Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...
План самообразования: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования. Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образов...
«Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – сформировать инже...