Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Емельянова Регина Рифовна

Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления. В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inzhenernoe_myshlenie.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Если ребёнок в детстве не научился

творить, то и в жизни он будет

только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Проблема:  Руководство играми долгое время считалось, что задача взрослых - обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию. Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современными воспитателями. Они должны познакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей. Важно учить воспитанников анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.

Актуальность: Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к технике, они пытаются понять как это устроено.

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Главное в инженерном мышлении – решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления. В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования.

В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является важным способом формирования профессиональной ориентации, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Цель: формирование предпосылок инженерного мышления, навыков технического конструирования и основ робототехники у старших дошкольников.

Задачи:

- образовательные: учить видеть и понимать конструкцию объекта, анализировать ее основные части и возможность дополнить их и усовершенствовать, формировать умение заменять предмет ее моделью с помощью выделения его признаков.

- развивающие: развивать качества, необходимые для будущего инженера – способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, а также развивать сосредоточенность, оперативность, комплексность мышления;

- воспитательные: воспитывать у детей интерес к созданию и использованию моделей в игре и в жизни, а также интерес к профессиям - строитель, инженер.

 Тип проекта:

- по продолжительности: краткосрочный

- по виду деятельности: познавательно - исследовательский

- по количеству деятельности: коллективный

- по профилю знаний: межпредметный

Участники проекта: дети старшей группы «Гномики», воспитатель, родители.

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности;

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

- конструкторы Лего, Лего Дупло

- настольные конструкторы на развитие логического мышления («Трубометрик»),  на умение ориентироваться на плоскости («Идейфикс»)

- блоки Дьешена

- игра «Сложи узор» (головоломки Никитина)

- мозаика

-паззлы

-геометрические фигуры

-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,

-ноутбук, интерактивная доска.

Сроки реализации проекта: одна неделя

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Изучение научной литературы по проблеме

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у дошкольников: миф или реальность?»

Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);

Создание условий для успешного моделирования: подборка различных видов конструкторов;

Подборка дидактических игр;

Подборка художественной литературы.

2. Организационный этап

- Организация развивающей предметно – пространственной среды;

- организация работы с детьми: образовательные ситуации, НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность;

- взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Развитие инженерного мышления у дошкольников: миф или реальность?», привлечение родителей к созданию дидактических игр по конструированию, а также пополнению предметно-развивающей среды

3. Практический этап

I день – Беседа «Что такое модели и для чего они нужны». Поговорить с детьми о видах конструкторов, которые есть в нашей группе. Использование детьми знаний о моделях в режимных моментах

II день – Рассматривание презентации «Профессии, где необходимы знания о моделях»

III день – Повторить с детьми знания о сенсорных элементах предметов, необходимые при построении моделей, используя художественное слово

IV день – ОД по развитию речи «Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом моделирования»

V день –

4. Заключительный

1. Фотоотчёт «Мы – юные инженеры»

2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.

Результаты реализации проекта:

1. Расширение представлений детей о профессиях модельера, строителя, инженера

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Результаты деятельности педагога:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.

Используются  следующие  вида моделирования:

1) сериационный  вид;

2) двигательный;

3) временно-пространственный.

 В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы);

контрастная рамка, коллаж – приемы фрагментарного рассказывания.

Работа  начинается  с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды.  После  этого  этапа работы в качестве символов-заместителей  используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.

Сериационное моделирование по сказке "Теремок"

Сериационное моделирование по сказке "Теремок"

Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), и он становится основанием для построения логики произведения, а затем  детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный,  а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым,  белым; а если злой – черным и т.д.

Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды:  «кот» пошел на  охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла  лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили   квадратик.

Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.

Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"

Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"

Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.

Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие  от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать  и логично пересказывать.

Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать  логику с  эмоциональной и художественной  выразительностью, полно передать содержание.

В работе со старшими  дошкольниками  можно использовать другой тип образных средств, которые можно назвать условно-символическими. Это символическая (графическая) аналогия, взятая из наследия Д. Родари и рекомендаций авторов ТРИЗ Г. Альтшуллер, М. Шустерман. Условно-символические средства ориентируют малыша  на  поиск смысла, ценностей и собственной жизненной  позиции. Графический образ – это метафора, раскрывающая  свойства  объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся  умению обозначать cимволом реальный образ или  несколько образов, выделив в них  общие признаки: треугольник и круг над ним – это девочка, и внучка  Машенька, и  Снегурочка, и Аленушка; элементы – уши, хвост – это  и мышка, и бобры из сказки  «Дорога  на  мельницу»;  волнистые линии – и река, и дорога.

При создании символических изображений обсуждается значение каждого из используемых  символов. Корона на голове человечка свидетельствует о том, что он –  принц. Полукруг с  косыми  полосами – колючий  еж. Волнистая  линия – дорога, река. Метод графической аналогией подводит детей к умению выделять в образе самое главное, формируется воображение, способность  к преобразованиям.

Используемые  схемы – ТРИЗ,  схемы-контуры, схемы-силуэты, «волшебный  коллаж» – помогают  разнообразить формы работы с детьми, развивать мышление, воображение, речь.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции связной речи дошкольников с ЗПР,  но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения;  оптимизации процесса обучения.

Цель моделирования- обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.       Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.         Оказалось, что именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста" и перспективный план работы с родителями на год....

Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

План самообразования: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования. Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образов...

«Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – сформировать инже...