«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
статья
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsionnyy_tsentr_v_dou.docx | 374.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм
оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста,
преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
ГБДОУ №14 Приморского района Санкт-Петербурга Старший воспитатель Золотаренко Елена Александровна |
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Основные задачи Центра:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;
- нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;
- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.
В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.
это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...
Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ...
Организация консультационных центров в ДОУ - как одна из форм семейного дошкольного образования
Помощь родителям в воспитании детей...
Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»
В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...