Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Алена Александровна

Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающих

технологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ».

 

 

Задачи:

  • Повысить уровень знаний педагогов групп об использовании инновационных и    здоровьесберегающих технологий   развитии речи детей, внедрить их в этапы НОД  и в различные режимные моменты.
  • Создать условия для сохранения здоровья, повышения умственной работоспособности и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста через использование инновационных здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
  • Привлечь родителей для активного участия   во всех мероприятиях, проводимых в группах, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_poekt.docx54.05 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Краткая Аннотация проекта……………………..……………………………….3

Описание учреждения.............................................................................................4

Постановка проблемы…………………………………………..…………….…..5

Цель и задачи проекта………………….……………………………………..…..6

Обоснование актуальности проекта..................................…………….……...…7

Готовность к реализации проекта…………………………………………...….10

Этапы, содержание и методы реализации проекта………………………...….11

Прогнозируемые конечные результаты деятельности………………………...20

Практическая значимость результатов……………………………………...….21

Критерии и показатели эффективности и реализации проекта…………..…..23

Функционал участников проекта…………………………………………….....24

Перечень источников……………………………………………………………25

Краткая аннотация проекта

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема возросшего количества детей с нарушениями устной и письменной речи. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет кругозор, овладевает нормами общественного поведения. И очень важно в дошкольный период детства помочь ребенку как можно успешнее овладеть устной речью и создать предпосылки для успешного овладения письменной речью. Поэтому диагностическое и профилактическое направление деятельности логопеда становится наиболее значимым и актуальным. Поскольку письмо и чтение из цели обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний в школьный период жизни, следовательно, профилактика нарушения письма актуальна уже в дошкольный период. Актуальность профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, влечет за собой трудности в усвоении правил орфографии, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Решение данной проблемы является реальной возможностью проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Согласно закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ статьи 64 «дошкольное образование направлено на формирование … предпосылок к учебной деятельности..», а также в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта», где указывается на то, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;…формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.  Главной задачей приоритетного национального проекта «Образование» является - обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Основная цель нашего ДОУ -  организация работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализация интегрированного подхода в педагогическом процессе. Работаю в МКДОУ №163 с 2019года. В детском саду 6 групп, в двух группах компенсирующей  и комбинированной направленности для детей дошкольного возраста с ТНР мной ведется коррекционная работа. Ребята нуждаются в логопедической помощи, а в данном направлении особенно. Основным направлением работы учителя-логопеда является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В условиях модернизации дошкольного образования, перехода к ФГОС ДО, для успешной реализации основной образовательной и коррекционных программ в нашем детском саду используется комплексный подход в организации педагогического процесса. Мониторинговые исследования развития воспитанников, показали большое количество детей группы риска по возникновению дисграфии в школьном возрасте, что потребовало поиска новых форм взаимодействия педагогов, детей и родителей для решения выявленных проблем речевого развития воспитанников. Мониторинг также выявил, что наибольшие трудности возникают у детей в фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе, в заданиях на словоизменение и словообразование, а также показал большое количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит, необходимо сделать все возможное для того, чтобы предупредить ее предпосылки еще до начала обучения ребенка грамоте. Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Предупреждение дисграфии в дошкольный период поможет детям хорошо усвоить программу на школьном этапе, а в дальнейшем - быть успешными в жизни. Следует отметить, что проблемы в овладении письмом не всегда связаны с нарушениями у детей устной речи. Письменная речь представляет собой сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные психические функции. Непременными условиями для формирования письма является хорошее состояние у ребенка слухового и зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Данные нарушения в развитии названных сторон могут стать причиной появления трудностей в овладении чтением и письмом.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Для успешного развития моторно-двигательного развития, психических процессов- как основы предпосылок письма очень важно применять здоровьесберегающие технологии как на занятиях, так и в повседневной жизни. У детей с нарушениями речи — это особенно заметно, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально волевой сфере. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

     Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия». Экологические и социальные факторы, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья детей уже в раннем возрасте.

Доказано, что дети дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные   различными  нарушениями. Им свойственно: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, гиперактивность или заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий. Эти факторы препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.

Согласно основным положениям ФГОС ДО, сегодня особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалистам и воспитателям дошкольного образования приходится укреплять психическое и физическое состояние ребенка, чтобы   предотвратить или минимизировать вторичные нарушения, а также способствовать успешной социализации детей в образовательной организации и  в обществе.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы.

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием и другими речевыми нарушениями, которые усугубляются сопутствующими физическими, психическими и социальными расстройствами.

Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями, а также использование инновационных методов коррекционного воздействия и эффективных форм и приемов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании предметно развивающей среды в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи посредством современных здоровьесберегающих образовательных технологий с целью предупреждения дисграфии и дислексии у дошкольников.

Тип проекта: педагогический, долгосрочный, срок реализации 2021-2023 учебный год.

Составители: учитель-логопед  группы «Березка» и группа «Ромашка»,МКДОУ № 163 г. Новосибирска:

Васильева Алена Александровна – учитель - логопед высшей квалификационной категории;

Место реализации группы «Березка» и группа «Ромашка»,МКДОУ № 163 г. Новосибирска.

Участники проекта:

  • воспитанники (4-6 лет);
  • специалисты и воспитатели;
  • родители воспитанников (законные представители).

Описание групп .

В  группе «Березка» компенсирующей направленности и группе «Ромашка» комбинированной направленности воспитывается 54 ребенка. Из них со статусом ОВЗ - 41ребенок. 

Имеется логопедический кабинет, логопедические зоны в каждой коррекционной группе, музыкальный и спортивный залы, оснащённые необходимым для развития детей оборудованием.

Постановка проблемы

По статистике количество детей имеющих различные речевые нарушения и сопутствующие нарушения, увеличивается, что, безусловно, ведет к вторичным нарушениям развития и формированию гармоничной и творческой личности в целом. Процент таких детей с каждым годом увеличивается.

Поиск путей предоставления равных стартовых возможностей в получении доступного образования для всех детей дошкольного возраста независимо от состояния их здоровья определил необходимость повысить уровень знаний педагогов, систематизировать опыт, создать условия для использования более эффективных инновационных технологий в коррекционно – развивающем образовательном процессе. Для реализации данного направления мной была выдвинута инициатива о разработке и реализации долгосрочного проекта «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью предупреждения дисграфии и дислексии у дошкольников».

Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающих

технологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ».

Задачи:

  • Повысить уровень знаний педагогов групп об использовании инновационных и    здоровьесберегающих технологий   развитии речи детей, внедрить их в этапы НОД  и в различные режимные моменты.
  • Создать условия для сохранения здоровья, повышения умственной работоспособности и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста через использование инновационных здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
  • Привлечь родителей для активного участия   во всех мероприятиях, проводимых в группах, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

Ожидаемые результаты проекта:

на уровне ребенка:

- профилактика болезней, укрепление здоровья;

- развитие общей и мелкой моторики;

- формирование правильного речевого дыхания и артикуляционного

праксиса;

- снятие эмоционального напряжения и тревожности; 

- коррекция поведения и преодоление психологических трудностей;

- формирование высших психических функций;

- повышение уровня подготовки детей к школьному обучению;

- создание условий для успешной социализации в обществе.

на уровне педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах эффективных инновационных технологий  в коррекции  речи дошкольников;

- раскрытие творческой самореализации в профессиональной деятельности.

на уровне родителей:

- повышение уровня педагогической грамотности и компетентности в вопросах здоровьесберегающих технологий;

-обогащение опыта инновационных технологий;

- формирование желания сотрудничества в образовательном процессе.

на уровне ДОУ:

-внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

-создание единого социума: педагоги-дети-родители в сфере улучшения качества дошкольного образования;

- обогащение и систематизация опыта работы в использовании современных здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей среды ДОУ;

- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.

Используемые основные принципы в коррекционной работе:

Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь - это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.

 Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному. Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Обоснование актуальности проекта

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач, стоящих перед логопедом.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют новые более высокие требования к человеку и его здоровью.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели, взятые по результатам мониторинговых  исследований развития инклюзии в образовательных  организациях, участвующих в реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»[1].

Численность детей со статусом ОВЗ увеличивается не только в нашем учреждении, но и в других образовательных учреждениях города Новосибирска.

Ассоциация логопедов проводят конференции по теме «Проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи». В докладах звучат данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия). В данное время 50-60 % учащихся массовых школ страдают этими нарушениями. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с патологией речи. Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Перед нами стоит задача помочь таким детям социализироваться к школе и дальнейшему успешному развитию.

Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным и актуальным средством коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах, организовать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Таким образом, разработанный проект является актуальным в речевом коррекционном пространстве ДОУ.

Готовность к реализации проекта.

        Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование традиционных и нетрадиционных форм, методов и приемов   по сохранению и укреплению здоровья  детей, а также обучения педагогов инновационным технологиям, просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способствует повышению уровня психического, физического и социального здоровья воспитанников.

Материально – техническое сопровождение

        Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение и создание предметно-развивающей среды:

  • групповые помещения, которые оснащены спортивными уголками и зонами для речевого развития;
  • кабинет учителя-логопеда;
  • музыкальный зал;
  • спортивное оборудование и спортивный инвентарь;
  • разнообразные музыкальные инструменты;
  • мультимедийное оборудование, аудио и видео аппаратура;
  • дидактическими пособиями, игры, игрушки, различные игровые наборы;
  • в кабинете и группах созданы различные картотеки, подобрана специальная литература.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.Диагностика развития детей.

2.Тестирование педагогов.

3.Анкетирование родителей.

4.Изучение научной и методической литературы.

5.Анализ условий для использования инновационных технологий.

Сентябрь 2021г.

Октябрь 2021г.

Октябрь 2021г.

Октябрь-декабрь 2021г.

Ноябрь 2021г.

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Основной

1.Разработка перспективного планирования по использованию здоровьесберегающих технологий;

2.Разработка и проведение занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

3.Накопление и распространение опыта в данном направлении посредством анкетирования, информационно- издательской деятельности, интернет-ресурсов и СМИ.  

Ноябрь 2021г.

Весь период

Весь период

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Заключительный

1.Анализ полученных результатов(диагностика и мониторинг)

.

Апрель-Май 2022-23 г.

.

Учитель-логопед

Используемые методы реализации проекта

В своей работе использую комплекс традиционных и нетрадиционных современных образовательных технологий, которые направлены на коррекцию и здоровьесбережение здоровья детей одновременно, учитывая индивидуальные возможности организма, обучаю приемам психической и физической саморегуляции воспитанников.  Коррекционная работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и общей, мелкой моторики, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также личностных особенностей ребенка (речевой негативизм, фиксацию на дефекте, невротические реакции).

 Влияние используемых технологий на организм ребенка с ОВЗ:

  • Логопедический массаж. Это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.   Он нормализует произносительную сторону речи и эмоциональное состояние ребёнка.
  • Артикуляционная гимнастика, мимические упражнения, развитие правильного речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. Хорошая подвижность и дифференцированная работа речевого аппарата обеспечивает правильное произношение звуков.
  • Пальчиковая гимнастика стала популярной и востребованной в работе с детьми, потому что она действительно благотворно влияет на организм ребёнка. Пальчиковая гимнастика –развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Детям предлагаются игры простые, с легко запоминающимся текстом, на первых этапах работы упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста, когда дети усвоят технику выполнения, темп выполнения упражнений можно увеличить.

При использовании пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Хочется отметить, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Здоровьесберегающие методы и приемы используются в разных частях занятия, а также в режимных моментах в течение всего дня:

1.К нетрадиционным методам оздоровления относится массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок

2. Применение элементов массажа и самомассажа лица и пальцев рук с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ.

3. Крупяной массаж рук использование данного вида массажа.

4. Развитие общей моторики, подвижные игры, физминутки.

5. Кинезиологические упражнения выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия.

6. Регуляция мышечного тонуса.

7. Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка.

8. Рела.ксационные упражнения

 

  • К нетрадиционным методам оздоровления относится массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок.

Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины. Су-это кисть, Джок- стопа. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, самомассажа существующим в наше время. Поистине, удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, шишек, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

  • Применение элементов массажа и самомассажа лица и пальцев рук с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игровых упражнений массажа и самомассажа в сопровождении стихов и текстов позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий взрослых) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
  • Крупяной массаж рук использование данного вида массажа очень нравится детям любого возраста, благодаря крупам разного вида и размера, дети пересыпают, сортируют, выполняют различные рисунки и орнаменты, прячут и находят игрушки в крупе. Данный вид игр способствует развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
  • Развитие общей моторики, подвижные игры, физминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, помогают ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ловко двигаться, способствуют снятию умственного напряжения, улучшают  мозгового кровообращения, помогают стимулировать все моторные функции, а так же благоприятно влияют на  запоминание изучаемого материала.
  • Кинезиологические упражнения выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Использование элементов методики Сиротюк А.Л., данная методика позволяет объединить в себя кинезиологические тренировки и упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста,   а так же  дыхательные упражнения, упражнения развивающие мышцы языка, глаз и т.д. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности организма ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
  • Регуляция мышечного тонуса, имеет очень большое значение для овладения детей контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Использую методику И.Г.Выгодской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».
  • Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают концентрацию внимания, память, мышление, речь.
  • Логопедические игры с мячом.
  • Элементы логоритмики по методике Железновой
  • Релаксационные упражнения используются для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.

Перечисленные здоровьесберегающие методы и приемы используются в разных частях занятия, а также в режимных моментах в течение всего дня.

На своих занятиях использую  элементы логоритмики по методике Железновой у ребят совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксиса, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Всем очевидна связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Подбираю игры для каждого отдельного ребенка, опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной известным физиологом Н.А.Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности». Логопедические игры с мячом незаменимы на занятиях и систематически используются мной, являясь для детей:

- отвлекающим фактором от основного дефекта речи;

-освобождают ребят от утомительной, неестественной для их возраста непо    движности на занятиях;

-помогают разнообразить виды деятельности детей;

- развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;

- помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи;

- регулируют силу и точность движений;

-формирует произвольное внимание;

-нормализуют эмоционально-волевую сферу;

- развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

     Мною систематизирован календарный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год по лексическим темам в логопедической работе (Приложение № 1). Перспективное планирование разработано с учетов возрастных особенностей детей и является опорой для написания календарных планов специалистам и воспитателям.

Эффективность планирования использования инновационных технологий с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов и воспитателей ДОУ.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную).     В целях обеспечения комплексного воздействия была создана «Весёлая разминка» на основе лексических тем, для специалистов ДОУ, которая содержит комплексы здоровьесберегающих технологий (Приложение № 3). Использованная технология применялась специалистами и воспитателями на коррекционных занятиях, а так же во время других режимных моментов. Выполнение и закрепление в домашних условиях всех рекомендаций специалистов, положительно влияет на всю систему коррекционно – развивающей работы с дошкольниками.

Дети под руководством родителей участвуют в конкурсах и различных тематических мероприятиях ДОУ, направленных на здровьесбережение. В рамках изучаемой лексической недели изготавливают книжки – малышки, стенгазеты по здоровому образу жизни, семьи делятся опытом по здоровому питанию, из подручных материалов делают тактильные буквы и подбирают скороговорки и придумывают чистоговорки, таким образом, делая вклад в систему коррекционно – развивающей среды ДОУ.

        С целью повышения единых требований в коррекционном пространстве ДОУ для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы и тренинги. Например: «Развитие фонематических процессов и правильного произношения звуков – составные части подготовки ребёнка к школе», «Различные речевые нарушения у дошкольников», «Речевая подготовка детей к школе», «Роль пальчиковых игр в коррекции звукопроизношения». Оформление информационных стендов для родителей позволяют иметь достаточно полное представление о содержании коррекционной работы в ДОУ, родители начинают проявлять заинтересованность в успехах детей, достаточно внимательно относиться к выполнению домашних индивидуальных рекомендаций, что в значительной мере способствует темпу и качеству коррекционной работы. Основная задача родителей – закрепление навыков, полученных детьми в детском саду.

Родители оказывают учителю-логопеду большую помощь в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми. Беседуя со специалистами, родители узнают о результатах динамики развития и целях коррекционно-развивающего направления в развитии ребенка.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

После изучение анамнестических данных при различных формах речевых нарушений воспитанников разрабатывается комплексное психолого-педагогическое воздействие, учитывая степень дозирования речевых, двигательных и интеллектуальных нагрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

После обработки тестирования педагогов и родителей определяется взаимосвязь в работе всех участников образовательного процесса: логопеда, специалистов, воспитателей, родителей.

Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей с обогащением развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

С соблюдением данных условий составляется перспективный план, разработаны и реализованы подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

В результате целенаправленной и систематической работы с использованием инновационных технологий: у детей развивается интерес к языку, внимание к слову; развивается фонематическое восприятие, т. е. умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики; формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным); автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях; совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений; стимулируется развитие психических функций и операций. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в школе.Что позволяет предупредить ошибки по письму и чтению на дальнейшем этапе обучения. Опыт использования здоровьесберегающих технологий позволяет убедиться в необходимости, важности и эффективности коррекционно-педагогического воздействия, что определяется чёткой организацией жизни детей в период и пребывания в детском саду и преемственностью в работе специалистов детского сада и семьи. Это позволяет устранить недостатки всех структурных компонентов речи у детей с нарушением речи одновременно и создаёт условия для полноценного развития всей речевой деятельности и личности в целом. Таким образом, использование традиционных и нетрадиционных современных образовательных технологий способствуют:

  • повышению уровня знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных, здоровьесберегающих технологий в  развитии речи детей, и поможет повышению   уровня готовности детей к успешному образовательном процессу;
  • созданию условий для коррекции нарушений речи у детей  дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях;
  • привлечению родителей для активного участия  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по  использованию инновационных и  здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей;
  • объединению сообщества детей, родителей и педагогов.

Полученный опыт в реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что:

  • значительно повысился уровень знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, внедрен и апробирован опыт в НОД  и в различные режимные моменты;
  • созданы условия для сохранения здоровья, повышения умственной работоспособности и коррекции нарушений речи у детей  дошкольного возраста, через использование  инновационных  здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях;
  • привлечены родители для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, по  использованию инновационных и  здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

Распространение опыта в данном направлении посредством:

  • Представление опыта работы учителя-логопеда на заседаниях педагогических советов МКДОУ № 163.
  • Представление опыта работы с речевыми детьми с ОВЗ в работе методического объединения учителей-логопедов г. Новосибирска
  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс

МКДОУ № 163.

  • Опубликован учебно-методический материал во Всероссийском издании

«Слово педагога» и во Всероссийском издании «Портал образования» – статья «Кинезиология в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ».

Анализируя качественные и количественные показатели  работы  по созданию системы коррекционно-развивающей среды в ДОУ намечены следующие перспективы: 

  • с целью повышения эффективности и качества логопедической работы продолжать совершенствование работы над внедрением здоровьесберегающих технологий, пополняя её практическим и теоретическим материалом;
  • поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счёт повышения педагогической культуры, определения новых точек взаимодействия, использования новых форм работы, считая эту работу более актуальной и имеющей приоритетное направление;
  • расширять интегративные связи, объединяющие усилия педагогов, медиков и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

С сентября 2021 начал реализовываться проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями». Участниками проекта стали дети групп компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи (в возрасте с 4 до 7 лет), их родители (законные представители), специалисты и воспитатели МКДОУ д/с №163.

  Реализация проекта предполагает повышение уровня компетенции всех участников образовательного процесса, поиск инновационных методов в коррекции речевых нарушений.

В рамках реализации проекта нами осуществляются следующие этапы работы:

в подготовительном этапе 

  • тестировали педагогов с целью выявления уровня их компетенций, уровня знаний и использование новейших нетрадиционных методов коррекции речи;
  • анкетирование родителей показало низкий уровень владения приемов и способов коррекции речевых нарушений;

на основном этапе 

  • нами был разработан и составлен   календарный план совместных мероприятий   всех участников образовательного процесса (см. Приложение №1);
  •  проведен мастер – классы со специалистами и воспитателями ДОУ   по использованию традиционных и инновационных форм здоровьесбережения в коррекционной работе;
  • представление своего опыта в  ДОУ №163, МО учителей – логопедов на семинарах, круглых столах и информативно – издательской деятельности и др.

на заключительном этапе

  • представление на семинаре ДОУ анализ эффективности мероприятий, и полученных результатов;
  •  разработать рекомендации и по совершенствованию коррекционно – развивающего процесса в ДОУ

В ходе проекта необходимо повысить уровень знаний педагогов ДОУ в использовании здоровьесберегающих технологий для воспитанников с речевой патологией. Созданы специальные условия для сохранения здоровья, повышения умственной работоспособности и коррекции нарушений речи у детей  дошкольного возраста через использование  инновационных форм здоровьесбережение с целю предупреждения дисграфии у дошкольников с ОВЗ.. По итогам анкетирования родителей было выявлено повышение уровня педагогической грамотности в вопросах здоровьесберегающих технологий, сформировано желание сотрудничества в образовательном процессе.

Внедрение комплексно – игровых методов в коррекционно – развивающую среду ДОУ позволило создать и внедрить дополнительные ресурсы:

  • использование инновационного наглядно-игрового пособия «Увлекательный русский язык» для формирования навыка звукобуквенного анализа и синтеза и навыков чтения;
  • использование инновационного наглядно-игрового пособия «Чудо-дерево» для развития словаря, формирования грамматического строя речи, фонематического восприятия, развития мелкой моторики рук;
  • создание картотеки игр и игровых упражнений по развитию общей моторики и подвижных игр, мелкой моторики и пальчиковые игры;
  • использование картотеки артикуляционных гимнастик, «Сказок о веселом язычке»;
  • создание картотека игр по биоэнергопластики;
  • применение компьютерных игр для автоматизации звуков и расширения словаря;
  • применение картотеки с мячом Су – Джок, природными материалами;
  • приобретение игрушек и игровых приспособлений для развития дыхательной системы;
  • обновление тактильных дощечек, тактильных букв;
  • усовершенствование массажных бассейнов, массажных приспособлений для мелкой моторики;
  • использование элементов оздоровительной методики Стрельниковой А.С. способствующей развитию дыхательной системы и оздоровлению организма в целом;
  • использование элементов кинезиологической методики Сиротюк А.Л., способствует выявить скрытые способности организма ребенка и расширить границы возможностей его мозга;
  • создание аудио подборки с релаксируюшей музыкой и видео картотеки;
  • использование дидактической игры «Логопедическая карусель» – способствующей развитию фонематического восприятия, развитию общей и мелкой моторики;
  • использование панно «Поезд» – содействующей обогащению словаря, грамматического строя речи, развитию тонкой моторики и координации движений;
  • использование панно «Домики» – содействующей формированию у детей навыков деления слов на слоги, умению различать буквы, способствует дифференциации звуков, создаёт дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности;
  • использование комплексов логоритмики, сказкотерапии, логопедических праздников;
  • использование мультимедийного оборудования;
  • собрана библиотека логопеда, журналы, интернет ресурсы.

Функционал участников проекта

    В коррекционной работе с детьми, имеющих речевые нарушения, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений,  музыкального фона и словарного накопления. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей в социуме.

   Совместные коррекционные занятия, с одной стороны -  устраняют нарушенные речевые функции, а с другой -  развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

При этом каждый из субъектов коррекционно – развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений.

Функции учителя – логопеда:

  • постановка диафрагмально – речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико – грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики.

Функции музыкального руководителя:

Развитие и воспитание:

  • слухового внимания и памяти;
  • оптико – пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координация движений;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Функции инструктора по физической культуре:

на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    работа над мимикой лица.

Функции воспитателя:

  • участие в коррекции нарушений речи воспитанников;
  • соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов;
  • вести контроль за речевой деятельностью детей.

Функции родителей:

  • выполнение рекомендаций специалистов в повседневной жизни ребенка по коррекции нарушения речи;
  • посещение практикумов – семинаров, консультаций, родительских собраний и других мероприятий проводимых для сотрудничества с образовательным учреждением;
  • соблюдение речевого образца для подражания ребенка.

Для согласованной работы учителя – логопеда со специалистами, воспитателями и родителями ДОУ ведутся  тетради взаимосвязи, где указываю формы  работы по основным коррекционным направлениям. По итогам  диагностического обследования (сентябрь, январь,  май) на консилиуме МКДОУ № 193 подводятся  итоги мониторинга  наших воспитанников, с целью корректировки индивидуальных образовательных программ.

Перечень источников

Нормативно – правовое обеспечение:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
  • Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • «Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 163»»
  • «Положение о рабочих программах МКДОУ города Новосибирска
  • Адаптированная общеобразовательная программа по развитию речи для дошкольников с ТНР  разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой  и «Программы логопедической работы по преодолению общего не

Научно – методических:

  1. «Комплексная методика психомоторной коррекции» / МГПУ Факультет коррекционной педагогики  – Москва, 1998.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. «Непоседливый ребенок» – Москва, 2001.
  3. Волков О. А., Волкова Е. А. «Веселая йога. Специально для детей» – Ростов-на-Дону, 2008.
  4. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» – Москва, 2008.
  5. Заваденко Н. Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дифицитом внимания» – Москва, 2000.
  6. Истратова О. Н. «Практикум детской психокоррекции» – Ростов-на-Дону, 2009 г.
  7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению» – Ярославль, 1998.
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под редакцией Шипицыной Л. М. – Санкт-Петербург, 2003.
  9. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» – Санкт-Петербург, 2000.
  10. Мурашова Е. В. «Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы» –  Екатеринбург, 2005.
  11. Погудкина И. С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками» – Москва, 2008 г.
  12. Сековец Л. С. «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» – Москва, 2008 г.
  13. Семаго М. М., Семаго Н. Я. «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» – Москва, 2005.
  14. Сиротюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» –    Москва,  2002.
  15. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. «Современная методика развития детей от рождения до 9 лет» – Москва, 2009.
  16. Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей» –  Москва, 1998.
  17. Чернецкая Л. В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» –  Ростов-на-Дону 2006.
  18. Чистякова М. И. «Психогимнастика» – Москва, 1995.


[1]www.edu54.ru  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                  Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Система работы логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) — самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических&raqu...

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.Причина...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда  в группе детей  с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...

Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»

Актуальным и важным для детей с ТНР в логогруппах - формирование у детей убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к...