Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-ritmicheskaya_deyatelnost_detey_s_osobymi_obrazovatel.docx | 62.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что музыкально – ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально- волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.
Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
На занятиях по коррекционной ритмике, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом, и достигается через: создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка; активное использование физ. минуток, динамических пауз для здоровья сбережения; создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности; рациональную смену и чередования видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью учащихся, поочередное включение разных анализаторов в учебный процесс. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Занятия по ритмике, способствуют общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, физического развития, эстетического воспитания, помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.
Музыкально - ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
На занятиях по ритмике, надо уделять внимание и коррекцию моторики, которая состоит в преодолении недостатков физического статуса. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунетет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило ниже по сравнению со здоровыми сверстниками.
Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.
Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. В нашем детском саду большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентированию в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т.д.).
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания.
Как показывает практика, игровая песня вполне может проводиться как на занятиях по ритмике, музыке, логопедии, так и при подготовке и проведении различных праздничных мероприятий. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему. Игровые песни должны быть доступны пониманию детям с интеллектуальной недостаточностью. Детей застенчивых, робких следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т.д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости. Все это имеет огромное воспитательное и коррекционное значение для детей специальной группы. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их «заимствуют» из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Музыкальное произведение для успешности ритмической требует полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, но невелики по объему, в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры - целостное восприятие единства музыки и движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Например, послушав «Песенку Красной Шапочки», можно с детьми придумывать, как показать крокодила, обезьяну, попугая, используя танцевальные движения. Другой пример, педагог исполняет танец «Стирка», но не говорит название танца. Предлагает детям угадать, что изображал и как можно назвать танец? И предлагает самим придумать движения для танца при этом, помогая, наводящими вопросами, что изображаем «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание», «развешивание белья» и т.д. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Как уже указывалось, для воспитанников с особыми образовательными потребностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми разного возраста. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечным перегрузкам.
Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д.
Пример упражнений на релаксации
«Звуки природы» -3 мин.
Используемая музыка: пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
Инструкция: Лягте на спину, руки за голову, закройте глаза и слушайте мой голос.
Прислушайтесь к звукам и наслаждайтесь запахами вокруг вас: пахнет земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза.
Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
«Расслабление приятно» (сидя на полу)
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
(замедляется разговорный темп)
Очень легкая, простая:
Замедляются движения,
Исчезает напряжение…
И становится понятно:
Расслабление приятно!
(в игре могут быть использованы произвольные движения)
Музыкально-ритмические движения на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.
Итак, работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.
На основании изученной литературы и опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития нами были разработаны комплексы занятий по коррекционной ритмике. Занятия проводятся 1 раз в неделю и строятся по определенной постоянной схеме:
1. Вводная часть:
- Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем, психологом и детьми.
- Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).
2. Основная часть:
- Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).
- Пение (в соответствии с образовательной программой).
- Игры, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).
3. Заключительная часть:
- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).
- Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что для детей наглядные методы и формы, постоянная активизация зрительной памяти имеют преимущества перед словесными методами. Только благодаря этому достигается четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, стройность при исполнении танцевальных миниатюр, в том числе на праздничных выступлениях.
Литература:
- Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1999.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластики детей).- СПб: ЛОИРО, 2000. – 200 с.
- Каплунова И. М., Новооскольцева И. А. Программа «Ладушки».- СПб: «Композитор», 1999 – 59 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика //Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.
- Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. - №4. - 2002. - С. 19.
Приложение 1
Диагностика развития детей.
Цель: выявление исходного уровня развития и состояния речи, слухового внимания, зрительно-двигательной координации, музыкально-ритмичных движений, эмоционального состояния и интереса к деятельности у детей.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Речь | Движения (зрительно-двигательная координация) | Взаимодействие и интерес к деятельности | Способность к пониманию и выражению эмоциональных состояний | Развитие музыкально-ритмичных движений, слухового внимания | Итого-вый балл |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 |
Речь
- Замедленная, вялая, маловыразительная, тихий голос – 1 балл
- Частая, окончания слов произносятся нечетко – 2 балла
- Более громкая и более выразительная – 3 балла
- Выразительная, заметны изменения в интонации голоса, с правильным звукопроизношением – 4-5 баллов
Движения (зрительно-двигательная координация)
- Движения замедленные, вялые, неточные – 1 балл
- Некоторая резкость, порывистость движений, частые несогласованные движения с пением или речью – 2 балла
- Движения спокойные, мягкие, но иногда наблюдается несогласованность слова и движения – 3 балла
- Движения координированные, плавные, точные на звуковые и вербальные сигналы – 4-5 баллов
Интерес, взаимодействие к деятельности
- Безразличие ко всему, сонливость, равнодушие, пониженная реакция – 1 балл
- Суетливость, нетерпеливость, частая смена настроения, частые отвлечения – 2 балла
- Интерес к деятельности присутствует, сознание направлено на предстоящую деятельность – 3 балла
- Активен, сознание направлено на конечный результат – 4-5 баллов
Способность к пониманию и выражению различных эмоциональных состояний
- Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно – 1 балл
- Эмоциональные проявления выражены слабо – 2 балла
- Эмоции выражены, но недостаточно (мимикой, речью, двигательной активностью) – 3 балла
- Эмоции проявляет, способен к созданию выразительного образа, фантазированию, творчеству – 4-5 баллов
Шкала оценок:
1-2 – низкий уровень
2-3 – ниже среднего
3-4 – средний уровень
4-4.75 – выше среднего
4.75-5 – высокий
Приложение 2
Комплексы занятий по коррекционной ритмике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
ОКТЯБРЬ
I. Вводная часть.
Ритмическая разминка « Прогулка в лесу»
Марш в рассыпную по залу - гуляем, боковой галоп – по кругу – обходим лужи.
II.Основная часть.
- Ритмическое упражнение «Дождик»
Цель: развитие чувства ритма и темпа.
Педагог предлагает детям ритмические палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Педагог отстукивает определенный ритм – дети должны повторить. На следующих занятиях, дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.
- Упражнение на дыхание «Ветерок»
Дует легкий ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, выдох спокойный, не напряженный
Дует сильный ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, активный выдох.
- Упражнение «Осень»
Меж еловых мягких лап, дети поочередно поднимают и опускают руки перед дождик тихо кап, кап, кап собой ладошками вверх
Где сучок давно засох, медленно приседают с опущенными руками, кисти Вырос серый мох, мох. отведены, ладошки «смотрят» вниз.
Где листок к листку прилип, дети медленно поднимаются, держась за
Вырос гриб, гриб! голову, как за шляпку.
Кто нашел его, друзья? стоят прямо, пожимая плечами.
Это я, это я, это я! дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.
- Этюд на развитие эмоциональной сферы «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».
Цель: развитие выразительности жестов, мимики.
Педагог предлагает детям погулять в лесу, вдруг из-за дерева выбегает хитрая лиса, а зайка –трусишка испугался и дрожит. Дети при помощи мимики и жестов должны изобразить животных.
- Упражнение «Ветер и ветерок»
Цель: развитие плавности и ритмичности движений. Развития умения произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса.
И.П. Дети свободно располагаются по залу лицом к педагогу.
Переда разучиванием педагог предлагает вспомнить, как колышутся деревья при легком ветерке и сильном ветре, затем просит их показать.
Педагог следит, чтобы руки у детей были все время мягкими и гибкими, «как ветви деревьев», без лишнего напряжения в плечах и локтях.
Музыкальное сопровождение Л.Бетховена «Лендер» .
Такты 1-4: «ветерок слабо колышет ветви деревьев» - дети слегка переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их вперед и вверх. Движения плавные.
Такты 5-8: то же движение с поднятыми вверх руками.
Такты 9-12 : « поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево.
Такты 13-16: «ветер улегся» - повторяется первое движение, и руки постепенно опускаются вниз.
- Игра-миниатюра «Лесные сценки»
Цель: развивать умение действовать по представлению.
И.П. Дети сидят на стульях.
Педагог предлагает по очереди изобразить действия лесных животных: белочка собирает грибочки, лисичка крадется за зайцем, медвежата играют на поляне. При этом дети должны показать серию последовательных движений, отражающих определенное действие, изображать действия только при помощи мимики и жестов.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра « Лисонька, где ты?» (М.А.Касицына, Коррекционная ритмика», с.93)
- Релаксационное упражнение под музыку.
«КТО КАК К ЗИМЕ ГОТОВИТСЯ»
НОЯБРЬ
I. Вводная часть.
1. Динамические упражнения «Вот такие звери»
Цель: развитие слухового внимания, выполнение подражательных действий.
Ходит лось в лесу густом. ходьба с высоким подъемом колена
Семенит мышонок в дом. бег на носках
И по-заячьи зайчишка прыжки на двух ногах вправо-влево
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка, ходьба внешнем своде стопы
Косолап он с детских лет.
II. Основная часть.
- Упражнение «Запомни свое место в колонне»
Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.
Педагог предлагает превратиться в гусей, которые собрались улетать на юг, они построились в колонну и шагают друг за другом .Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При смене музыки разбегаются врассыпную.
Звучит легкая музыка для бега – «утки гуляют, отдыхают». На музыку марша они вновь должны построится в колонну в том же порядке и продолжать движение шагом.
- Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»
Вяжет бабушка лисица всем лисятам рукавицы, поочередно потереть большим
Для лисенка Саши, для лисички Маши, пальцем подушечки остальных
Для лисенка Коли, для лисички Оли. пальцев
А маленькие рукавички для Наташеньки-лисички. потереть ладони друг о друга
В рукавичках да-да-да,
Не замерзнем никогда.
- Дыхательное упражнение «Веточка»
- Этюды «Поделись с белочкой орешком», «Негаданная радость»
Цель: выражение внимания, чувства радости, удовлетворенности.
Педагог предлагает разделиться на две команды: первая дети, которые гуляют, вторая – белочки. Дети мимикой и жестами угощают «белочек» орешками; «белочки» должны при помощи мимики и жестов изобразить радость.
- Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»
Цель: развитие чувства ритма и координации движений.
На слова «Бум, бум, бум» дети равномерно ударяют кулачками по коленям.
С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!
Ёжик в лес забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули. Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
- Танец – превращение «Лесная зверобика»
Цель: развитие выразительности подражательных движений.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Все играющие «гуси-лебеди» стоят в «доме» - у одной из стен зала. Отдельно от всех стоит ребенок, изображающий «волка».
Первая часть музыки - дети легко и стремительно бегут к противоположной стене «в поле».
Вторая часть музыки – выходит «волк» и двигается в произвольном направлении.
Третья часть музыки - «гуси-лебеди» стремительно убегают в «дом». «волк» догоняет их .
- Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»
Дети ложатся на ковер на спину и закрывают глаза.
Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.
Дети на спину легли, и , как мишка, видят сны.
Тише, тише, не шумите, наших деток не будите!
«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
ДЕКАБРЬ
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Педагог предлагает отправится в страну музыкальных инструментов: ходьба в колонне, легкие поскоки врассыпную, прыжки на месте.
- Основная часть.
- Мимическое упражнение «Злой волшебник»
Цель: выражение ужаса и зла, сосредоточенности.
Дети выполняют упражнение, передавая мимикой и жестами свои переживания.
В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой.
Он руками замахал и зверей заколдовал.
Но пришли друзья – детишки, озорные шалунишки.
Стали думать и решать, как зверей расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять, надо музыку позвать.
- Динамическое упражнение «Веселые музыканты»
Цель: развитие чувства ритма и координации движений.
Мы пришли и встали на дудке заиграли: шаг марша по кругу
Ду-ду-ду, ду-ду-ду. имитируют игру на дудке
Мы пришли и встали на барабане заиграли. шаг марша по кругу
Тра-та-та, тра-та-та. имитируют игру на барабане
Мы пришли и встали на балалайке заиграли шаг марша по кругу
Треньди – брень, треньди – брень. имитируют игру на балалайке
Мы пришли и встали на колокольчиках заиграли шаг марша по кругу
Динь-динь-динь. имитируют игру на колокольчиках
- Дыхательное упражнение «Баян»
Педагог дает инструкцию: согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос – руки медленно растягиваются. Имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание. А затем выдохните через рот со звуком А-А-А – «меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение.
- Ритмическая игра «Бубен»
Цель: развитие чувства ритма
Бубен Вася в руки взял, очень четко заиграл:
Та-та-та, та-та-та!
А потом он побежал, бубен Ирочке отдал!
Один ребенок играет в бубен, отстукивая ритм, затем обегает круг и передает бубен другому участнику. Ритм может варьироваться в зависимости от подготовленности детей.
- Пальчиковая игра «По клавишам стучим» (М.Ю.Картушина. Логопедические занятия в детском саду.с.129)
6. Упражнение «Оркестр»
Цель: Развитие чувства темпа.
Педагог выбирает дирижера, остальные дети – оркестр, детям раздают музыкальные инструменты.
С началом музыки по показу дирижера все играют на инструментах, в зависимости от аккомпанемента ускоряют или замедляют игру.
III. Заключительная часть.
- Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»
Дети встают в круг, внутри которого находится мышонок с колокольчиком и кошка с завязанными глазами. Мышонок бегает, и все время звонит в колокольчик, кошка старается его поймать.
Педагог:
Говорит он хитрой кошке:- У меня устали ножки,
Дай пожалуйста чуть-чуть, мне прилечь и отдохнуть.
-Хорошо, - сказала кошка. – Отдохни, коротконожка.
Поиграем, а затем я тебя, голубчик съем.
- Упражнение на релаксацию под музыку.
«ДВА МОРОЗА»
ЯНВАРЬ
- Вводная часть.
- Педагог предлагает отправиться в зимний лес в гости к двум морозам Красному носу и Синему носу.
Оделась речка в тонкий лед, а снег идет, а снег идет..
Вовсю старается зима: белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней – поедет Дед Мороз по ней.
И мы тоже по этой тропинке отправимся в лес.
Упражнение «Тропинка»
Цель: развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов.
Дети делятся на две команды, каждая образует круг. С началом музыки дети начинают движение по кругу. После педагог дает задание, которое выполняет каждая команда.
«Тропинка» - дети становятся в кругах друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего.
«Сугроб» - дети направляются в центр круга, соединив руки в центре.
«Кочки» - приседают, положив руки на голову.
- Основная часть.
- Фонопедическое упражнение «Мороз»
Вышел на просторы погулять мороз
Топ-топ, чап-чап, 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям
Белые узоры в косах у берез
«У!» короткие острые звуки в высоком регистре на разной высоте
Снежные тропинки, голые кусты,
«Ш» потирают ладони друг о друга
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!» постепенно опуская руки вниз
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стай кой снегири
«Фр-р-р» руки прижать к груди, разводить в стороны
Зиме, морозу рады и зайчики и белочки.
И радуются снегу и мальчики , и девочки.
Встретились в лесу два Мороза – Красный Нос и Синий Нос, стали спорить , кто из них главнее. Мороз Красный Нос решил снежинки на землю рассыпать. И полетели они с неба, разные, красивые, все в узорах.
- Дыхательное упражнение «Снежинка»
А Мороз Синий Нос ветром подул, поднял снежинки вверх и закружил метелицей.
- Ритмическая игра «Метелица»
Цель: формирование чувства музыкального темпа.
Метелица, метелица, снег по полю стелется.
Кто кружится, вертится, тот заметелится.
Звучит музыкальное сопровождение. Дети изображают снежинок, двигаются в соответствии с темпом музыки.
Видит Мороз Красный Нос, что его снежинки в воздухе кружатся, решил тогда своего брата холодом удивить. Как ударил мороз, все звери задрожали, стали искать укрытие от холода.
- Игра – превращение «Звери»
Цель: развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку; формирование способности к пониманию эмоциональных состояний на основе невербальных стимулов.
Каждый ребенок изображает определенное животное, не называя его. Двигаются под музыку в разных направлениях. При смене музыки на более быструю «сильный мороз» - прячутся в норки.
Видят Морозы – никто из них друг друга одолеть не может, и решили не ссориться , а вместе ходить дружно ледяные мосты строить. И каждый был занят своим делом.
- Упражнение «Канон»
Цель: развитие волевого внимания, памяти.
Дети стоят кругом. Дети по очереди выполняют движения: 1 приседает и встает,2 хлопает в ладоши 2 раза и т.д. На вторую часть музыки беруься за руки и бегут по кругу.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Мороз»
Ты – белый, ты – яркий, ты в шубе, ты в шапке.
У тебя Красный нос. Это ты – Дед Мороз!
Дети поют песенку ребенку , которому одевают шапку мороза, затем ребята разбегаются. Дед Мороз – «морозит» детей – дотрагивается до игроков.
- Релаксация под музыку.
«НЕГРЕТЕНОК ИДЕТ В АРМИЮ»
ФЕВРАЛЬ
- Вводная часть.
В зале разложены картинки про армию, военная техника. В гости к ребятам из далекой страны Африка приехал Малумба. Увидев военные картинки, он заинтересовался, стал расспрашивать. Дети рассказывают что такое армия, кто там служит., чем там солдаты занимаются. Малумба хочет тоже служить в армии, но чтоб его взяли необходимо улучшить его физическую подготовку.
- Динамическое упражнение «Пограничники»
Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! имитировать игру на горне
По порядку стройся в ряд, ходьба на месте
Пограничников отряд.
Левая, правая,
Бегая, плавая имитация бега, плавания
Мы растем смелыми, руки вверх
На солнце загорелыми стойка , руки за голову
Ноги наши быстрые. поднимание согнутых ног
Метки наши выстрелы, рывки руками
Крепки наши мускулы сгибание рук к плечам
И глаза не тусклые ходьба на месте
Кто шагает дружно в ногу,
пограничникам дорогу!
II. Основная часть.
- Упражнение «Расставь посты»
Цель: организация детей, преодоление двигательного автоматизма, быстроты и точности на звуковые сигналы.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Направление определяет впереди идущий командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последний ребенок должен остановиться, а остальные продолжать ходьбу. Так командир расставляет в произвольном порядке посты.
- Упражнение «Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности и памяти, умение ориентироваться в пространстве.
В зале расставлены стулья в произвольном порядке.
«Чтобы командиру провести отряд, необходимо запомнить путь разведчика». Один ребенок – «разведчик» идет через зал, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок-«командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
- Пантомимический этюд «Битва»
Цель: выражение радости и гордости.
Дети делятся на пары. Один изображает солдата, другой врага. Пантомимическими движениями они должны изображать бой: взмахи воображаемыми саблями, брови сдвинуты, строгое выражение лица.
- Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти все бойцы, показать раскрытые ладони
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых, сжать пальцы в кулаки и поочередно
И солдат в боях бывалых. разжимать на обеих руках одновременно
Два гвардейца-храбреца. начиная с больших
Два – сметливых молодца.
Два – героя безымянных,
Нов работе очень рьяных!
Два – мизинца коротышки –
Очень славные мальчишки!
- Игра «Собери военную технику»
Дети делятся на две команды, им предлагается собрать две больших картины, разрезанные на пазлы : танк и корабль.
III. Заключительная часть.
Игра «Сигнальщики»
Цель: развитие быстроты и точности реакции на вербальные сигналы.; умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
Вот флажки – четыре цвета
Нам игра знакома эта.
Вот я флажок желтый подниму,
Всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму –
Всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный – все «Ура!» кричать.
«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
МАРТ
- Вводная часть.
- Мимическое упражнение «Злой волшебник»
Цель: развивать способность к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.
В лес пришел волшебник злой он ужасный и большой.
Он руками замахал и зверей заколдовал.
Но пришли друзья – детишки, озорные шалунишки.
Стали думать и решать как зверей расколдовать,
Чтоб заклятье злое снять, надо музыку позвать.
Дети выполняют упражнение, передавая мимикой и жестами свои переживания.
- Основная часть.
- Динамическое упражнение «Веселые музыканты»
Цель: развитие произвольности при выполнении движений и действий.
Мы позовем музыкантов, а на каких инструментах они будут играть, вы сами отгадайте по картинке, назовите этот инструмент и покажите, как на нем играют.
Мы пришли и встали на дудке поиграли: шаг марша, имитация игры на муз.инструментах
Ду-ду-ду…
Мы пришли и встали на барабане заиграли
Тра-та-та…
Мы пришли и встали на балалайке заиграли
Тренди-брень…
Мы пришли и встали на гармошке заиграли…
Вот у нас получился целый оркестр
2. Этюд «Оркестр»
Цель: развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств, изменение характера движений в соответствии со звучанием музыкального сопровождения; формирование восприятия ритмического рисунка.
Музыкальное сопровождение р.н.м. «Светит месяц» - дети узнают звучание музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, ложки – имитируют игру на них , в соответствии с темпом и ритмом музыки.
3. Дыхательное упражнение «Гармошка»
Согнуть руки перед грудью в локтях, вдохнуть глубоко через нос – руки медленно растягиваются, имитирую движение баяниста, затем выдох через рот со звуком «А-А-А», руки возвращаются в исходное положение.
4. Ритмическая игра «Бубен»
Цель: формирование восприятия ритмического рисунка.
Один ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм, затем оббегает круг и передает бубен другому участнику.
- Пантомимический этюд «Ожившие звери»
Цель: развитие имитационно – подражательных выразительных движений.
Дети под музыку изображают животных.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Дирижер»
Цель: формировать чувство музыкального темпа, ритма; развитие быстроты и точности реакции на звуковые сигналы.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
АПРЕЛЬ
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Ходьба в свободном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.
- Основная часть.
- Двигательная разминка «Ходьба с хлопками».
Цель: развитие слухового внимания, чувства ритма; способности передавать движениями динамические оттенки музыки.
Дети шагают в свободном направлении под маршеобразную музыку и одновременно прохлопывают в ладоши каждый шаг. С изменением силы звучания музыки ( тихо, громко) дети соответственно шагают бодро и хлопают громко или шагают осторожно и хлопают тихо. Педагог меняет силу звучания музыки по своему усмотрению.
- Упражнение «У оленя дом большой».
Цель: синхронизация речи и движений; развитие внимания.
Педагог произносит текст и показывает движения. Дети выполняют их вместе с ним.
У оленя дом большой. руками показывают крышу над головой.
Он глядит в свое окно, качают головой, правая рука находится чуть выше уровня
глаз, левая – ниже подбородка
Зайка по лесу бежит руки сгибаются перед грудью, кисти опускаются -«лапки»
И в окно стучит правой рукой «стучат»
«Тук, тук! Дверь открой! стучат поочередно руками
Там в лесу охотник злой!» правая рука сжата в кулак, большим пальцем показывают назад через плечо.
«Зайка, зайка, не зевай! хлопают в ладоши
Лапку мне скорей давай!» протягивает правую руку ладошкой вверх и хлопают по
ней левой рукой.
- Игра – превращение «Аквариум»
Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса; выполнение образных движений.
Дети вспоминают музыкальное произведение Сен-Санса «Аквариум» (с ним они знакомились на музыкальном занятии). Педагог предлагает средствами ритмопластики характер музыки – «рыбки плавают». На заранее заданные музыкальные фразы дети останавливаются и замирают – «рыбки засыпают».
- Игра «Пожалуйста».
Цель: преодоление двигательного автоматизма.
И.П. все участники игры стоят лицом к педагогу, свободно расположившись по залу.
Педагог объясняет:
_ Я буду вас просить повторять за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается. Выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.
Педагог может показать детям различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.
- Дыхательное упражнение «Деревья»
Выполняется сидя в кругу. Инструкция педагога: «Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделайте глубокий вдох, поднимите прямые руки вверх. Задержите дыхание, покачайтесь из стороны в сторону, выдохните через рот, наклонившись вперед, руки опустите вниз. Ладони положите на пол». Выполняется 2-3 раза.
- Заключительная часть.
- Подвижная игра «Козочки и волк» Рекомендуемое музыкальное сопровождение – «Козочки» и «Волки» В Витлина.
Дети делятся на две группы, одна – «козочки», другая – «волки».
«Козочки находятся в доме, у одной из стен комнаты, «волки» стоят друг за другом у одной из боковых стен комнаты.
Первая часть музыки – «козочки» весело скачут в произвольном направлении.
Вторая часть музыки – «козочки» бодаются, группируются по двое.
Третья часть музыки – «козочки» снова весело скачут. В конце музыки присаживаются на корточки.
На музыку «волки» - большими шагами «волки» бегут по кругу. С концом музыки – четкая остановка. Все «козочки» бегут в «дом», а волки их салят и отводят в условленное место.
- Релаксация под музыку.
«ПТИЦЫ»
МАЙ
- Вводная часть.
- Ритмическая разминка.
Ходьба змейкой, в разном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.
- Основная часть.
- Упражнение «Замри»
Цель: развитие чувства ритма, координации движений, преодоление двигательного автоматизма.
Дети прыгают в соответствии с ритмом музыки, чередуя движения ног ( в стороны - вместе) и сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и дети застывают в позе, на которую пришлась остановка в музыке. После того, как вновь зазвучит музыка, дети продолжают выполнять упражнение. Рекомендуемое музыкальное произведение «Клоуны» Кабалевского.
- Упражнение «Стоп, хоп, раз»
Цель: развитие внимания, умения действовать по условному сигналу; преодоление двигательного автоматизма.
Звучит маршевая музыка. Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал останавливаются и стоят до условленного звукового сигнала. После которого движение продолжается. На сигнал «хоп» дети подпрыгивают и вновь продолжают двигаться. На сигнал «раз» поворачиваются и идут в обратном направлении.
Постепенно педагог увеличивает временной интервал между сигналом «стоп» и условленным звуковым сигналом до 10 секунд.
- Упражнение «Большие крылья»
Цель: развитие плавности и ритмичности движений.
И.П. Дети стоят, свободно расположившись по всему залу.
Педагог предлагает им представить большую, сильную птицу.
- Вот она взмахнула большими своими крыльями и полетела. Движения её крыльев такие мощные, что ими не нужно махать часть, как маленьким птичкам.
С началом музыки дети начинают движение. Педагог следит, чтобы у детей не поднимались и не напрягались плечи, не выпрямлялись излишне руки в локтях, а кисти не загибались вниз или вверх.
Рекомендуемое музыкальное произведение – «Ласточка» армянская народная мелодия.
- Ритмическое упражнение «Повтори за мной»
Педагог предлагает повторить несложный ритмический рисунок. Для каждого ребенка он разный. Все дети внимательно слушают ритмические рисунки и оценивают ответы товарищей, поднимая руки вверх, если ритм выполнен правильно, и пряча руки за спину, если неверный.
- Дыхательное упражнение «Сова»
Педагог дает инструкцию: «сожмите правой рукой левое плечо. Глову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, выдохните медленно с силой через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение держа левой рукой правое плечо».
- Заключительная часть.
Подвижная игра «Сова»
Перед игрой педагог проводит беседу о повадках совы. Дети вспоминают, что днем сова спит, а ночью – охотится..
Дети выбирают водящего – «сову», которая садится в гнездо и спит. Педагог дает сигналы – «День!» или «Ночь!».
На сигнал 2день» - птицы летают по полянке. Дети бегают в рассыпную, помахивая руками.
На сигнал «ночь» - птицы засыпают. Дети останавливаются и не шевелятся. В это время «сова» вылетает на охоту и ищет добычу. Водящий бегает между детьми и следит за ними. Того, кто пошевелится, «сова» уносит в свое гнездо.
Игра повторяется несколько раз.
- Релаксация под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...
Конспект совместного открытого занятия по физической культуре для здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) в подготовительной группе. Улыбка - как форма общения. «Засмейся, и весь мир засмеётся вместе с тобой»
Детский сад комбинированного вида № 81"Гульчачак города Набережные Челны посещают здоровые дошкольники и дети с особыми образовательными потребностями — это 2 группы с ЗПР (задержка психического разви...
Конспект ООД для детей с особыми образовательными потребностями в рамках "Школы родителей" на тему: "Прогулка в лес"
Конспект ООД для детей с особыми образовательными потребностями в рамках "Школы родителей" на тему: "Прогулка в лес"...
ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных госуда...
Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»
Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ». Задачи:Повысить у...