Сообщение из опыта работы по использованию типовых приемов фантазирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, творческие возможности вот те основные ценности, которые должен понять и принять педагог и учитывать в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_npm.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение из опыта работы по использованию типовых приемов фантазирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Халявкина Елена Владимировна
г. Энгельс 2018 г.
Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, творческие возможности вот те основные ценности, которые должен понять и принять педагог и учитывать в работе с детьми. Автор книги « Методы развития творческого мышления» В. А. Морфидина говорит: «Обучение в школе и подготовка к нему в детском саду развивает в детях преимущественно одну категорию способностей -исполнительские: внимание, память, умение копировать других, повторять увиденное или услышанное умение довести навык до автоматизма. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону. Другая же , более сложная и важная категория –творческие способности –в лучшем случае развивается спонтанно или совсем упускается из виду. Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создавать новые возможности решения задач». С этими словами нельзя не согласиться. Анализ современного образования в России , в особенности в начальном звене (дошкольных учреждениях) показал, что надвигается разрыв между собственно жизнью и системой образования. Ребенок задает вопрос взрослому, а тот ему готовый ответ, который не заставляет думать. Все это противоречит развитию индивидуальности ребенка. Необходим новый подход к развитию духовных и творческих возможностей дошкольника. Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Ведь, когда ребенок творит, он меньше устает и практика показывает, что возможен даже оздоровительный эффект (сказкотерапия, игротерапия , изотерапия). Любому педагогу, любящему свое дело по-настоящему, нравятся дети, которые мыслят, рассуждают своеобразно, делают неординарные умозаключения. Инновационная технология ТРИЗ способствует решению этих задач в полной мере.
Все мы- педагоги и родители, хотим, что бы наши дети были умными, здоровыми творческими личностями . А как это сделать- чтобы достигнута была цель привычно и легко? И при этом были бы учтены современные требования к воспитанию и обучению ребенка.
Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность. Дети этого возраста уже способны защищать свое, уже выработанное, решение, отстаивать свою точку зрения . Поэтому очень важно именно в этом возрасте развивать управляемое творческое воображение, учить идти к цели наиболее идеальным путем. Яркость преподнесения материала, привлекательность, шутка, игровой характер, использование обобщающих стихов и песен – все это привлекает детей, повышает усвоение приемов и элементов сильного мышления. ТРИЗ подразумевает решение любых задач неординарно, творчески . Педагогика творчества должна строиться на принципиальной посылке, учение должно быть радостью. Так вот теория ТРИЗ и есть тот самый метод, который приносит полное удовлетворение не только детям , но и самим педагогам. Главное достоинство этой теории в том , что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т.е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.
В своей работе я часто применяю типовые приёмы фантазирования. Что же это такое?
Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.
В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявления какого-либо признака или его полное уничтожение.
В практике дошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов:
- Прием "Увеличение - уменьшение",
- Прием "Деление - объединение",
- Прием "Преобразование признаков времени"
- Прием "Оживление - окаменение",
- Прием "Специализация – универсализация",
- Прием "Наоборот".
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями, которые осуществляют преобразование признаков объектов и систем окружающего мира (цвет, форма, размер, запах и т. д.)
Нами были разработаны модели приемов фантазирования (Волшебников), которые позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.
Волшебники «Увеличения - Уменьшения».
С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличить их или наоборот уменьшить: например,- мы пригласим в группу волшебника Увеличения (Уменьшения) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нужен такой большой стул? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не всего стула, а только его спинки? Что произойдет? Для чего нужен стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник Увеличения не будет касаться стула, а увеличит только то место, где он расположен (группу)…
Волшебники «Дробления - Объединения»
Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.
Волшебник «Наоборот».
Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными.
Волшебники «Оживления – Окаменения».
Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.
Волшебники «Специализации - Универсализации».
Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)
Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).
Волшебники преобразования признаков времени:
Эти волшебники могут творить со временем все, что захотят.
Например:
- Убыстрить время (Волшебник Быстрых минут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник Замедления)
- Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)
- Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)
- Переместить события на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние – относительно жизни человека (Зеркало Времени)
- Может остановить время (Волшебник Остановки Времени).
Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Игра является одной из наиболее значимой деятельностью для детей дошкольного возраста. Использование игр и игровых приемов в образовательной деятельности повышает ее эффективность....
Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста
В практике дошкольных учреждений, работающих по ОТСМ-ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов: 1. Прием "Увеличени...
Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории
laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...
Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...
Из опыта работы: Использование элементов кинезиологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОО
Из опыта работы инструктора по физической культуре с детьми в ДОО...
Мастер - класс "Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: познакомить педагогов с типовыми приемами фантазирования.Задачи: научить находить используемые приемы фантазирования в литературных произведениях, называть их; научить совершать фант...
Презентация к мастер - классу "Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация к мастер - классу "Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста"...