Мастер - класс "Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста"
материал
Цель: познакомить педагогов с типовыми приемами фантазирования.
Задачи: научить находить используемые приемы фантазирования в литературных произведениях, называть их; научить совершать фантастические преобразования объектов по какому-либо признаку; повышать интерес к оригинальным приемам фантазирования, желание применять их в работе с детьми дошкольного возраста.
Материал: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста».
Типовые приемы фантазирования были созданы в 70-х годах прошлого века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.
В основе типовых приемов фантазирования лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.
Скажем, зачем нам фантазировать?
Хотела бы вам процитировать замечательное высказывание А. Эйнштейна.
Логика приведет вас из точки А в точку Б.
Фантазия доставит вас куда угодно.
Когда мы рассуждаем, то опираемся исключительно на логику. Мы строим четкий путь без возможностей отступить вправо или влево, и получаем прямую дорогу к какому – то результату, запланированному логически. Фантазия же позволяет представить, во-первых, более амбициозный результат, во-вторых, может изменять путь достижения этого результата, т.е. может быть не одна дорога к получению результата, а множество.
Что нам дает фантазирование?
во-первых – тренировка ума;
во-вторых – повышение гибкости мышления;
в-третьих - нахождение новых решений.
Решение может затрагивать как всю систему, так и ее отдельные части.
Алгоритмом применения приемов фантазирования следующий:
- определяем тот объект, который хотим изменить;
- применяем к нему прием;
- отслеживаем изменения объекта;
- находим новый смысл применяемого объекта.
В практике выделяют несколько типовых приемов фантазирования.
- Прием «Увеличения – Уменьшения»;
- Прием «Дробления – Объединения»;
- Прием «Преобразования признаков времени»;
- Прием «Оживления – Окаменения»;
- Прием «Специализация- универсализация»;
- Прием «Наоборот».
Приемы типового фантазирования можно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований можно представить их в виде имен Волшебников с различными возможностями.
1. Волшебник «Увеличения – Уменьшения» - суть этого приема заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.
Это самый простой прием, он широко используется во многих сказках. Скажите, какой прием - увеличения или уменьшения – использовался в этих сказках?
«Мальчик-с-пальчик»,
«Дюймовочка»,
«Приключения Гулливера».
Ожидаемым результатом этого приема будет являться самостоятельное использование ребенком приема увеличения–уменьшения признаков объекта при решении творческих задач, создании текстов сказок, в изобразительной деятельности.
2.Волшебник «Дробления – Объединение»
Этот прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и объединения объектов или их частей.
Прием дробления и объединения часто применяют в дизайне для удобства, функциональности или красоты.
Сейчас я предлагаю всем встать и немного поиграть (раздать карточки). После заданного вопроса вы должны объединиться по определенным признакам.
Например,
- кто живой.
- что выше стола.
- кто живет в воде.
- кто разговаривает
- что круглой формы
Эта игра позволяет увидеть прием фантазирования «объединение» в действии, обучает умению классифицировать.
Ожидаемым результатом является умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления и объединения и его использование в продуктивной деятельности.
3. Волшебник «Преобразования признаков времени»
Прием фантазирования основан на изменении признаков времени: замедление, ускорение, перепутывание, остановка, обратный ход, «машина времени», «зеркало времени».
Какой прием преобразования времени был использован в представленных сказках?
1) «Двенадцать месяцев» - ускорение;
2) «Сонное царство» - замедление;
3) «Кощей Бессмертный» - остановка;
4) « Сказка о потерянном времени» - перепутывание времени.
5) «Гостья из будущего»- «машина времени»
Ожидаемым результатом является: знание принципов действия каждого Волшебника Времени; самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.
4. Волшебник «Оживления – Окаменения»
При воздействии Волшебника «Оживления – Окаменения» выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве.
Например, прием оживления материала мы можем видеть в следующих сказках:
живое дерево — Буратино,
живые овощи — Чипполлино,,
живое тесто — Колобок,
живой снег — Снегурочка,
живой металл — дровосек.
Ожидаемым результатом является умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи, производить описание преобразованного.
5.Волшебник «Специализация- универсализация».
Специализация - это волшебник, который может выполнить ограниченное число функций - волшебник «Могу только»
Пример из повседневной жизни - специализированные магазины «Обувь», «Одежда», «Кондитерская».
Универсализация - это волшебник, который может выполнять много функций -волшебник «Все могу» (универсам, супермаркет).
Аналогичные преобразования с волшебником «Все могу», «Могу только» находим в литературных произведениях.
Подумайте и скажите, какой волшебник поработал в сказке и почему?
- русс. Нар. Сказка «По щучьему велению» («Все могу»);
- В.П.Катаев «Цветик — семицветик» («Все могу»);
- П.П.Бажов «Серябрянное копытце» («Могу только»);
- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» («Все могу»);
- Г.Яглфельд «Волшебная лампа Алладина» («Все могу»);
- Г.Х.Андерсен «Дикие Лебеди» («Могу только»).
Ожидаемым результатом является выделение основной и дополнительной функций, умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.
6. Волшебник «Наоборот».
Этот приём способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть в игру «Пинг-понг» или «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы называете слово, обратное по значению.
Далеко – близко
Высоко – низко
Потолок – пол
Потерял – нашел
Грустный – веселый
Злой – добрый
Хорошо – плохо
Идет – стоит
Больной – здоровый
- Молодцы, вы отлично справились с заданием!
Волшебник «Наоборот» предлагает поиграть в игру «Шифровка». Он зашифровал названия сказок, а вы должны их отгадать.
«Босая собака» - «Кот в сапогах»
«Кубик - «Колобок»
«Проснувшееся чудовище» - «Спящая красавица»
«Собака, курица, волк» - «Кот, петух, лиса»
«Сарай – Сараич» - «Терем-Теремок»
«Больной Ой-здоров» - «Доктор Айболит»
«Собакина будка» - «Кошкин дом»
«Прекрасный цыпленок» - «Гадкий утенок»
«Подаренная луна» - «Краденное солнце»
Ожидаемым результатом является умение детей заменять признаки объектов на противоположные; умение самостоятельно использовать прием «наоборот» при создании творческого продукта.
Уважаемые коллеги! Что помогло вам правильно выполнить все задания?
- Сообразительность, креативность, фантазия, воображение.
Верно! Выполняя все эти задания, мы с вами использовали типовые приемы фантазирования. Такие задания и игры не только развивают фантазию, воображение, но и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их использование в обучении детей является достаточно эффективным.
Благодарю вас за внимание! Большое спасибо за плодотворную и активную работу. Желаю вам успехов, самосовершенствования, развития и, главное, удачи в нашем общем деле!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_-_ispolzovanie_tipovyh_priemov_fantazirovaniya.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование типовых приемов фантазирования
в работе с детьми дошкольного возраста
Цель: познакомить педагогов с типовыми приемами фантазирования.
Задачи: научить находить используемые приемы фантазирования в литературных произведениях, называть их; научить совершать фантастические преобразования объектов по какому-либо признаку; повышать интерес к оригинальным приемам фантазирования, желание применять их в работе с детьми дошкольного возраста.
Материал: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста».
Типовые приемы фантазирования были созданы в 70-х годах прошлого века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.
В основе типовых приемов фантазирования лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.
Скажем, зачем нам фантазировать?
Хотела бы вам процитировать замечательное высказывание А. Эйнштейна.
Логика приведет вас из точки А в точку Б.
Фантазия доставит вас куда угодно.
Когда мы рассуждаем, то опираемся исключительно на логику. Мы строим четкий путь без возможностей отступить вправо или влево, и получаем прямую дорогу к какому – то результату, запланированному логически. Фантазия же позволяет представить, во-первых, более амбициозный результат, во-вторых, может изменять путь достижения этого результата, т.е. может быть не одна дорога к получению результата, а множество.
Что нам дает фантазирование?
во-первых – тренировка ума;
во-вторых – повышение гибкости мышления;
в-третьих - нахождение новых решений.
Решение может затрагивать как всю систему, так и ее отдельные части.
Алгоритмом применения приемов фантазирования следующий:
- определяем тот объект, который хотим изменить;
- применяем к нему прием;
- отслеживаем изменения объекта;
- находим новый смысл применяемого объекта.
В практике выделяют несколько типовых приемов фантазирования.
- Прием «Увеличения – Уменьшения»;
- Прием «Дробления – Объединения»;
- Прием «Преобразования признаков времени»;
- Прием «Оживления – Окаменения»;
- Прием «Специализация- универсализация»;
- Прием «Наоборот».
Приемы типового фантазирования можно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований можно представить их в виде имен Волшебников с различными возможностями.
1. Волшебник «Увеличения – Уменьшения» - суть этого приема заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.
Это самый простой прием, он широко используется во многих сказках. Скажите, какой прием - увеличения или уменьшения – использовался в этих сказках?
«Мальчик-с-пальчик»,
«Дюймовочка»,
«Приключения Гулливера».
Ожидаемым результатом этого приема будет являться самостоятельное использование ребенком приема увеличения–уменьшения признаков объекта при решении творческих задач, создании текстов сказок, в изобразительной деятельности.
2.Волшебник «Дробления – Объединение»
Этот прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и объединения объектов или их частей.
Прием дробления и объединения часто применяют в дизайне для удобства, функциональности или красоты.
Сейчас я предлагаю всем встать и немного поиграть (раздать карточки). После заданного вопроса вы должны объединиться по определенным признакам.
Например,
- кто живой.
- что выше стола.
- кто живет в воде.
- кто разговаривает
- что круглой формы
Эта игра позволяет увидеть прием фантазирования «объединение» в действии, обучает умению классифицировать.
Ожидаемым результатом является умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления и объединения и его использование в продуктивной деятельности.
3. Волшебник «Преобразования признаков времени»
Прием фантазирования основан на изменении признаков времени: замедление, ускорение, перепутывание, остановка, обратный ход, «машина времени», «зеркало времени».
Какой прием преобразования времени был использован в представленных сказках?
1) «Двенадцать месяцев» - ускорение;
2) «Сонное царство» - замедление;
3) «Кощей Бессмертный» - остановка;
4) « Сказка о потерянном времени» - перепутывание времени.
5) «Гостья из будущего»- «машина времени»
Ожидаемым результатом является: знание принципов действия каждого Волшебника Времени; самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.
4. Волшебник «Оживления – Окаменения»
При воздействии Волшебника «Оживления – Окаменения» выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве.
Например, прием оживления материала мы можем видеть в следующих сказках:
живое дерево — Буратино,
живые овощи — Чипполлино,,
живое тесто — Колобок,
живой снег — Снегурочка,
живой металл — дровосек.
Ожидаемым результатом является умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи, производить описание преобразованного.
5.Волшебник «Специализация- универсализация».
Специализация - это волшебник, который может выполнить ограниченное число функций - волшебник «Могу только»
Пример из повседневной жизни - специализированные магазины «Обувь», «Одежда», «Кондитерская».
Универсализация - это волшебник, который может выполнять много функций -волшебник «Все могу» (универсам, супермаркет).
Аналогичные преобразования с волшебником «Все могу», «Могу только» находим в литературных произведениях.
Подумайте и скажите, какой волшебник поработал в сказке и почему?
- русс. Нар. Сказка «По щучьему велению» («Все могу»);
- В.П.Катаев «Цветик — семицветик» («Все могу»);
- П.П.Бажов «Серябрянное копытце» («Могу только»);
- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» («Все могу»);
- Г.Яглфельд «Волшебная лампа Алладина» («Все могу»);
- Г.Х.Андерсен «Дикие Лебеди» («Могу только»).
Ожидаемым результатом является выделение основной и дополнительной функций, умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.
6. Волшебник «Наоборот».
Этот приём способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть в игру «Пинг-понг» или «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы называете слово, обратное по значению.
Далеко – близко
Высоко – низко
Потолок – пол
Потерял – нашел
Грустный – веселый
Злой – добрый
Хорошо – плохо
Идет – стоит
Больной – здоровый
- Молодцы, вы отлично справились с заданием!
Волшебник «Наоборот» предлагает поиграть в игру «Шифровка». Он зашифровал названия сказок, а вы должны их отгадать.
«Босая собака» - «Кот в сапогах»
«Кубик - «Колобок»
«Проснувшееся чудовище» - «Спящая красавица»
«Собака, курица, волк» - «Кот, петух, лиса»
«Сарай – Сараич» - «Терем-Теремок»
«Больной Ой-здоров» - «Доктор Айболит»
«Собакина будка» - «Кошкин дом»
«Прекрасный цыпленок» - «Гадкий утенок»
«Подаренная луна» - «Краденное солнце»
Ожидаемым результатом является умение детей заменять признаки объектов на противоположные; умение самостоятельно использовать прием «наоборот» при создании творческого продукта.
Уважаемые коллеги! Что помогло вам правильно выполнить все задания?
- Сообразительность, креативность, фантазия, воображение.
Верно! Выполняя все эти задания, мы с вами использовали типовые приемы фантазирования. Такие задания и игры не только развивают фантазию, воображение, но и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их использование в обучении детей является достаточно эффективным.
Благодарю вас за внимание! Большое спасибо за плодотворную и активную работу. Желаю вам успехов, самосовершенствования, развития и, главное, удачи в нашем общем деле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс « Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».
АКТУАЛЬНОСТЬ. Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным...
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Учебный день ребенка насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, внимания, устранить которое можно используя совре...
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс раскрывает несколько видов технологий для сохраннения и стимулирования здоровья. Здесь представлены: дыхательная, пальчиковая гимнастика, игровой массаж, самомассаж, речевые игры, динамич...
Мастер класс использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...
Мастер-класс "Использование ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста"
В работе указана актуальность использования технологии ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста, представлен практический материал по данной проблеме....
Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»
Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...