Дошкольное образование в сфере социальных проблем России.
статья на тему
- Опубликовано в:
- всероссийская научно-практическая конференция «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития»
- Авторы:
- Морозова И. А., Самылкина И. И.
- Дата публикации:
- 21.05.2014
- Рубрика:
- Дошкольное образование и социальная политика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_doshkolnoe_obrazovanie_v_sfere_sots_problem_rossii.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образование в сфере социальных проблем России
С 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.
На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции (приоритетной становится, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, т. к. растёт число общей заболеваемости детей, увеличивается количество детей, рождённых с патологиями, увеличились показания о несчастных случаях с дошкольниками. Традиционная функция дошкольного учреждения - подготовка детей к школе - отодвигается на второй план). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.
Как правило, любые перемены в любом вопросе не проходят гладко, не сталкиваясь с определёнными преградами и трудностями, современное развитие дошкольного образования - не исключение.
Не смотря на то, что в каждом субъекте РФ формируется своя политика дошкольного образования, обусловленная рядом местных социальных, культурных, экономических и природных факторов, поговорим о тех проблемах, касающихся практически всех дошкольных образовательных учреждений России.
В 90-е годы повально закрывались детские сады и их здания сдавались в аренду коммерческим структурам и организациям. 1 января 2007 года в РФ вступает в силу закон о новой форме государственной поддержки семей с детьми - материнском или семейном капитале. Совокупность этих факторов приводит к проблеме № 1: недостаточное количество детских садов и их перегруженность.
Российские власти с воодушевлением говорят о повышении рождаемости в стране. Но при этом государство не слишком задумывается о предстоящих проблемах молодых родителей, с которыми им предстоит столкнуться уже через несколько лет. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения, так как мест не хватает. Родителям остается только вести обсуждение частных детских садов, но ведь большинству семей не хватает средств, чтобы оплатить место для своего ребенка в частном дошкольном образовательном учреждении.
Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующимфактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.
Проблема №2.
Недостаточное финансирование.
Сюда относится:
- недостаточное оснащение детских садов;
- устаревание материально-технической базы;
-невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы;
-отсутствие компьютеров и подключения к интернету в некоторых ДОУ.
Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.
Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.
Проблема № 3.
Отсутствие групп раннего развития.
Далеко не во всех детских садах предусмотрены группы для детей от 2-х месяцев. В то время, как растёт число разводов, количество матерей-одиночек, когда они вынуждены выходить на работу как можно раньше. Ранний выход матерей на работу обусловлен не только материальной необходимостью, а зачастую и условиями трудового договора.
Проблема № 4.
Кризис семьи.
Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей. Острота проблем семейного воспитания
связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,
испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей.
Почти треть маленьких россиян — более 400 тысяч — ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш
воспитывается в неполной семье. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной
мере заниматься воспитанием внуков.
В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников:
• забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;
• обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.
На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательного учреждения, личности педагога.
Проблема № 5.
Недостаток педагогических кадров, низкая заработная плата и отсутствие должного образования у педагогов.
Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно непрестижной и непривлекательной.
Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики закладывается в возрасте от 2 до 5 лет.
Проблема № 6.
Недоступность дошкольного образования детям с ОВЗ.
• отсутствие полной объективной информации о потребности в образовательныхуслугах для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• недостаточность сети дошкольных учреждений (специализированных учреждений и групп на базе существующих детских садов, способных оказывать услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями;
• несформированность у всех работников дошкольных образовательныхучреждений особого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальной подготовки, квалификации у педагогов по работе с такой категорией детей;
• нежелание родителей вести ребенка в специальное коррекционное учреждение (группу);
• отсутствие специалистов (медицинских работников, дефектологов и др.)необходимого профиля и квалификации;
• отсутствие отлаженных нормативно-правовых и финансовых механизмов по обеспечению работы специализированных групп;
• отсутствие партнерских отношений с органами здравоохранения и социальной защиты.
Наиболее приоритетным и закономерным направлением решения проблемы доступности дошкольного образования, обусловленной здоровьем детей, выступает интегрированное (инклюзивное) образование. Это процесс совместного образования здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одной группе (детском саду). Но такое решение проблемы не всегда может реализоваться в виду наличия непрофессиональных и неподготовленных педагогов, отсутствия должного финансирования и оснащения детских садов.
Таким образом, сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).
Список литературы:
1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социальногоразвития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации»(2008—2009 годы).
2. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. — М.: Педагогическое общество России, 2013.
3. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования: кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования: теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. — М.: МГПУ, 2013.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников
Данный материал был представлен на Педагогических чтениях "Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы", организованный Городским методичес...
Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери...
Проект "Использование ролевых атрибутов "Цветные накидки" при реализации ФГОС дошкольного образования" и Презентация Социальное партнерство семь и ДОУ
Создание условий для развития творческой инициативы детей дошкольного возраста с использованием ролевых атрибутов....
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ для детей, испытывающим трудности в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации
рабочая программа...
статья "Некоторые пути развития социально-духовной сферы в дошкольном образовании"
Этой темой я увлекаюсь много лет своей педагогической деятельсти. Считаю включение данного материала в исторический блок любой программы ДОУ обязательным!...
«Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...
Доклад на тему: «Экскурсия по центрам активности в ДОУ, как средство вариативности содержания дошкольного образования. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие»
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, как ...