Система педагогической работы в межаттестационный период (2015 - 2018)
статья на тему
Тема: «Развитие математических способностей через игровую деятельность».
Вступительное слово.
В нашем современном мире на воспитателя возлагается ответственная миссия за растущее поколение. Новые образовательные реформы диктуют дошкольным учреждениям свои правила в работе дошкольных работников. Педагог обязан дать полноценное гармоничное развитие каждому ребенку в своей группе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Да, каждый педагог следуя современным программа образования – разрабатывает рабочие программы по работе с детьми, учитывая пять направлений развития: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. И во всех направлениях показывает хорошие результаты своей деятельность. Но есть, то, что получается лучше всего, то, что интересно наиболее глубже. У меня - это математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие математических способностей через игровую деятельность | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.
Система педагогической работы
в межаттестационный периол 2015 – 2018 годы
Заплитной Светланы Лаврентьевны, воспитателя 1 квалификационной категории.
Тема: «Развитие математических способностей через игровую деятельность».
Вступительное слово.
В нашем современном мире на воспитателя возлагается ответственная миссия за растущее поколение. Новые образовательные реформы диктуют дошкольным учреждениям свои правила в работе дошкольных работников. Педагог обязан дать полноценное гармоничное развитие каждому ребенку в своей группе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Да, каждый педагог следуя современным программа образования – разрабатывает рабочие программы по работе с детьми, учитывая пять направлений развития: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. И во всех направлениях показывает хорошие результаты своей деятельность. Но есть, то, что получается лучше всего, то, что интересно наиболее глубже. У меня - это математика. С детских лет и в школе – не понимала своих сверстников, как можно ненавидеть данный предмет. Математика для меня, это как дышать, думать, жить. Без логического мышления, житейской смекалки, с математическим складом ума, просто невозможно жить – это моё личное мнение.
Поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений всегда во мне вызывают двойную радость. Каждый год знакомлюсь с новыми методиками других педагогов – новаторов. Разрабатываю свои рабочие программы.
Введение
Математическое развитие детей – это одно из основных направлений подготовки детей к школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Игра – основной вид деятельности ребенка от рождения до школы.
Математические термины, эталоны – порой могут быть сложны в понимании ребенка и просто не запоминаемы, а в игре понимание приходит не навязчиво, порой легче один раз разыграть математическую сказку, чем множество раз показывать и говорить, что эта лента длинная, а та короткая.
Игровая деятельность – это весело, через положительные эмоции знания остаются с нами на всю жизнь, как в прочем и негативные. Стоит один раз высказать отрицательную критику в адрес действий воспитанника и дальнейшее занятие можно и не проводить, обида закроет «двери» к пониманию математике и не только.
За основу в своей работе в организованной образовательной деятельности с детьми всегда ставлю игровую деятельность, положительные эмоции, радость общения и правильность побранного наглядного и раздаточного материала. В настоящем времени методик, приемов великое множество – выбор за каждым педагогом – сделать занятие исключительно интересным и полезным для воспитанников. Или просто для «галочки» - день прошел и хорошо.
Актуальность темы:
Педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Начиная свою педагогическую работу по данному вопросу с детьми младшего дошкольного возраста, часто сталкивалась с тем, что дети трех лет могли быстро просчитать до 10, но когда просила их дать мне два или три кубика – они терялись и не могли этого сделать. В наше время обилие информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи зачастую дают обратный эффект в развитии дошкольника. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка, но нигде не применяет их на практике и не связывает их в повседневной деятельности. На родительских собраниях говорила о том, что важно не учить, а развивать всесторонне и гармонично с помощью формирования элементарных математических представлений наших детей. Что наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитывать у них потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Что важно воспитать и привить интерес к математике. Что принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь малышей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Чтобы не допускать вербализма, формальности в знаниях ребенка. Что должен быть интерес к процессу, к причине, должны быть первые «открытия», желание узнать «еще и еще». Только так мы взрослые можем заложить мотивационную базу дальнейшего развития личности, формировать познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Поэтому в 2015-2016 учебном году в младшей группе № 3 «Почемучки», как альтернативу предложила своим родителям дополнительные занятия с их детьми, так как они считали, что не достаточно занятия по ФЭМП один раз в неделю.
Затем на следующий 2016-2017 учебный год работа в данном направлении продолжилась.
В 2017-2018 учебный год с теми же детьми велась дополнительная образовательная деятельность по ФЭМП.
В настоящее время 2018 – 2019 учебном году моя педагогическая деятельность проходит с детьми во второй группе раннего возраста, по программе у нас нет математике, но это не мешает нам ее изучать. Ни для кого, ни секрет, что сенсорное развитие – это как первый шаг к математическому развитию.
Мной изучены и взяты на «вооружение» следующие методические разработки:
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. Вопросы теории и практики. М., 2003.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности (2 -7 лет).
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко – 2001г.
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
- Колесникова Е. В. «Математические ступеньки» программа развития математических представлений у дошкольников.- 2015г.
- Михайлова З. А. Математика от трех до шести. СПб., 1997
- Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Математика для дошкольников. Метод. Рекомендации. М., 1993
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -2003г.
- Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском сада. М., 2000.
Выбранная мной тема в наш цифровой век наиболее актуальна и востребована, нашим детям в нем жить и развиваться и только от нас взрослых зависит - будет ли подрастающее поколение интеллектуально развито или нет. А математическое развитие в дошкольном возрасте – это как фундамент, важная ступень, к дальнейшему «строительству» будущего каждого человека.
Цель опыта работы: решение задач в направлении познавательного развития в частности – математические способности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада через игровую деятельность.
Задачи:
- - Создать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей.
- - Способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить.
- -Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении, в режимных моментах – во время дежурства, на прогулках, в наблюдениях за предметами окружающего мира).
- - Формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу.
- -Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию и моделирование).
Для решения поставленных задач использую следующие технологии:
- Технология Интеграции - объединение в одно целое различных элементов или частей. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
- Игровые технологии с целью создания мотивации к готовности заняться с взрослым образовательной деятельностью. Планомерно воздействовать на развитие детей через проведение специальных игр – занятий.
- Технология художественного творчества с целью сенсомоторного и познавательного развития детей через продуктивную деятельность.
Свою работу с детьми выстраиваю по следующим принципам обучения:
- Принцип систематичности и последовательности – знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя устанавливать хаотично, в беспорядке. Материал должен даваться в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
- Принцип доступности – учебный процесс теряет смысл, если его содержание недоступно для усвоения.
- Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
- Принцип сознательности и активности учения детей – знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность.
- Принцип прочности обучения – знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне.
- Принцип индивидуализации развития детей в процессе обучения – индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов.
- Принцип научности – содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению.
В своей деятельности использую различные методы и приемы:
- - Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно-печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игр с счетом.
- - Наглядные – презентации, математические развивающие мультфильмы, разнообразие демонстрационного и раздаточного материала, центр математического развития в игровой комнате для свободного доступа детей.
- - Словесные – подборки стихотворений, загадок для использования в организованной образовательной деятельности.
Краткое описание работы.
Этап первый – подготовительный (осень 2015)
Этап второй – основной (2015 -2018)
Этап третий - заключительный (весна 2018)
Первый этап:
1. Диагностика детей на начало учебного года 2015 – 2016 (сентябрь)
- «Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: диагностический журнал/ автор-составитель Н.Б.Вершинина.- Волгоград: Учитель.
- Наблюдения, беседы, тестовые игровые упражнения и задания.
2. Анкетирование родителей «Дополнительные услуги в ДОУ»
3. Разработка рабочей программы «Творческая мастерская «Эврика».
4. Подбор наглядный пособий, выбор игр при совместной деятельности детей и педагога, разработка собственного дидактического пособия «Математика в детском саду» - «Эврика».
5. Планируемые результаты – целевые ориентиры в познавательном развитии математических способностей.
Второй этап:
С подгруппой детей с младшего до старшего возраста велась работа по рабочим программам дополнительного образования «Творческая мастерская «Эврика» с 2015 по 2018 учебные годы. Создана игровая зона по математическому развитию, где подобраны различного характера игры для самостоятельных игровых действий детьми.
Более подробно можно ознакомиться в документе:
- Выступление на городской математической конференции педагогов.
«Рабочая программа дополнительного образования по формированию
элементарных математических представлений дошкольного возраста».
«Творческая мастерская «Эврика».
http://mdobuds5.edusite.ru/DswMedia/vyistuplenienakonferencii.pdf
- Велась работа с родителями по распространению педагогического опыта, как результат – газета «Солнечный лучик» октябрь, 2018 г.
http://mdobuds5.edusite.ru/DswMedia/solnechnyiyluchik2018oktyabr-.pdf
- Большое внимание отводила на развитие логики, как того требуют современные технологии обучения в средних образовательных школах, соблюдая преемственность ДОУ и СОШ. Логика для детей – это важнее, чем простое знание цифр, букв и окружающего мира, это основа интеллекта. Начинать развивать логические способности ребенка надо с самого раннего возраста.
Третий этап
- Проведение диагностики в конце каждого учебного года (2015 – 2018)
В 2015 – 2016 учебном году в младшей группе было 15 детей.
Из них на начало занятий: низкий уровень – 33,33% (5детей), средний уровень – 60% (9детей), высокий уровень – 6, 67% (1ребенок).
В конце года (май 2016): низкий уровень – 13,33% (2 ребенка), средний уровень – 40% (6 детей), высокий уровень – 46, 67% (7 детей)
В 2016 – 2017 учебном году в средней группе осталось 13 детей – двое детей переведены в другой детский сад по новому месту жительства родителей.
На сентябрь 2016 года: низкий уровень – 0%, средний уровень – 46,15% (6 детей), высокий уровень – 53, 85% (7детей).
В мае 2017 года: низкий уровень – 0%, средний уровень 38, 46% (5детей), высокий уровень – 61, 54% (8детей).
В настоящем 2017 – 2018 учебном году в старшей группе дополнительную услугу посещают 10 детей – трое детей перешли в другую группу.
На сентябрь 2017 года: низкий уровень – 0%, средний уровень – 40% (4ребенка) и высокий уровень – 60% (6детей).
- Сравнение полученных данных с планируемыми результатами:
Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами после освоения Программы ребенок:
- Проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, на ООД.
- Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми.
-Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
-Обладает элементарными представлениями в области математики.
- Принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
3. Освещение своей работы на математической городской конференции педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2015-2020ГГ. Инструктора по физической культуре
Повышение профессиональной компетенции по вопросу «Развитие двигательной и творческой активности у детей, используя воображение и приемы ритмопластики»....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2015-2020 гг. по повышению профессионального уровня воспитателя Гужвий Людмилы Михайловны
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2015-2020 гг. по повышению профессионального уровня воспитателя Гужвий Людмилы Михайловны ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2015-2020 ГГ.
индивидуальный план воспитателя...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Большеатнинский детский сад" на межаттестационный период (2015-2018)
Личная карточка Биккинины Савии.Планы и проведенные занятии ....
Перспективный план работы по распространению педагогического опыта на межаттестационный период 2013-2018 г
Перспективный план работы ....
Индивидуальный план на межаттестационный период 2015-2018 г.
Тема самообразования: «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры »....